Найти тему
Upper Hand

Да кому сдалась эта грамматика?!

Оглавление

Популярная психология любит приписывает определённый набор способностей и соответствующих склонностей тому или иному полушарию мозга. Как следствие, людей свойственно делить на тех, кому присущ математический склад ума и тех, кого можно довести до предобморочного состояния учебником алгебры за пятый класс — гуманитариев. Считается, что первые склонны мыслить логически, а вторые больше зубрят и не задают лишних вопросов.

На деле это заблуждение ничем существенным не подтверждено. Так что не беспокойтесь: ваше неумение считать или читать распределено более-менее равномерно по всему головному мозгу.

Лично я — человек склонный к логическому мышлению и в то же время не умеющий считать за пределами пальцев рук — никогда не был любителем зубрёжки. Она может принести свои результаты, особенно если проходит в подпалочной области и время от времени сопровождается резким опусканием той самой палки. Но истинное понимание того, как работает язык, и почему мы применяем ту или иную форму слова, ведёт к настоящей уверенности в своих знаниях с приятным бонусом — отсутствием посттравматического стрессового расстройства.

«I love the smell of grammar in the morning.»
«I love the smell of grammar in the morning.»

Я люблю грамматику. И не только потому, что её можно использовать как оружие в сетевых спорах. В исторически сложившемся хаосе, каковым является любой язык, грамматика просто имеет смысл. Если следовать нескольким правилам и иметь ввиду пару-тройку исключений, можно полагаться на себя в беседе и на письме. Проверить значение слова всегда проще и быстрее, чем на месте разбираться с грамматическими особенностями, из-за которых вас не может понять собеседник. Иначе каждый разговор превращается в шарады.

Для освоения грамматики английского языка достаточно разобраться со следующими темами. Каждый из уровней обучения будет возвращать вас к ним с дополнениями и исключениями, которые были упущены в интересах более щадящей нагрузки.

Структура предложения

В основе английского языка лежит предложение с фиксированным порядком (word order):

Кто делает? + Что делает? + С кем или чем делает?
+ С помощью кого или чего делает? + Где делает? + Когда делает?

С новыми знаниями о языке придут уверенность и большая свобода. Вам откроются вариации, которые можно внести в эту структуру, но на начальных этапах достаточно придерживаться данного порядка слов, чтобы получить связное и понятное предложение. Просто подставляйте знакомые слова на правильное место. Делов-то!

Грамматические времена

Грамматические времена (tenses) в сущности объёдиняют в себе две привычные нам категории — времени и совершённости глагола. То есть они указывают на то, когда происходит, произошло или будет происходит событие, и закончило ли оно происходить или всё ещё находится в процессе. Выбор грамматического времени определяется обстоятельством времени (Когда делает?) и контекстом, а само грамматическое время решает, какой вспомогательный глагол и форму основного нужно использовать. Для помощи в словарный запас полезно будет добавить слова-маркеры, глаголы состояния и неправильные глаголы. Но самое важное — не забывать добавлять окончание «-s» к глаголам в настоящих временах.

Модальные и полумодальные глаголы

Если обычные глаголы описывают действие (Что делает?), а вспомогательные указывают, какое грамматическое время применяется, зачем нам ещё одна категория глаголов? Модальные глаголы (modal verbs) описывают наше отношение к действию, а полумодальные — это обычные глаголы, которые им подражают. Для русскоязычных студентов важно помнить, что за модальным глаголом всегда следует голый инфинитив (bare infinitive), то есть глагол без каких-либо изменений и дополнений. При этом полумодальные полагаются на следующий за ними полный инфинитив (full infinitive) — частицу «to» и последующий глагол без изменений.

Управление глаголов

Существует две большие группы смысловых глаголов, за которыми могут следовать такие же смысловые глаголы. Первые при этом решают в какой форме находятся вторые: либо полный инфинитив, либо {приготовьтесь к худшему возможному сочетаний звуков в природе} герундий. Это страшное слово означает наличие окончания «-ing».

На полпути к освоению всех грамматических стихий.
На полпути к освоению всех грамматических стихий.

Исчисляемость и артикли

Исчисляемые и неисчисляемые существительные (countable and uncountable nouns) используют разные слова для обозначения количества или объёма и требуют разных форм глаголов или местоимений вместо себя. Предшествующие существительным артикли вызывают сложности у русскоязычных студентов, потому что в родном им языке этой грамматической категории просто не существует.

Сравнительные и превосходные степени прилагательных

Пожалуй, простейшая часть речи. У прилагательных кроме основной есть сравнительная и превосходная форма (comparative and superlative adjective). Подсказка об их функции —в названии. Наречия (adverbs) используют те же самые формы, потому что чаще всего являются простой вариацией прилагательного с «-ly» на конце.

Условные предложения

Не все предложения передают факты, некоторые предполагают, что могло бы произойти. Набор из четырёх типов условных предложений (conditional sentences) отвечает за предположения и описание гипотетических ситуаций. Ещё одна проблематичная категория для нас из-за непривычного ограничения на употребление будущего времени и своеобразной замены частицы «бы» прошедшей формой глаголов.

Пассивный залог

Если стандартное предложение описывает, кто совершает действие, то пассивный залог (passive voice) указывает, над кем действие совершается. Для его освоения придётся научиться добавлять в каждое из грамматических времён дополнительный вспомогательный глагол «be». На практике дело сложнее, чем оно звучит в теории.

Косвенная речь

И, наконец, для передачи чужих слов существует косвенная речь (indirect speech). Она снова отсылает нас к грамматическим временам и утягивает каждое из них на шаг назад в прошлое. Опять же, её практическая составляющая проблематичнее.

После этого останется освоить придаточные предложения и английскую вариацию на тему причастных/деепричастных оборотов, чтобы в сущности иметь всю необходимую грамматическую основу для полноценно употребления языка. По ходу практики всплывут и найдут своё место в общей картине исключительные случаи и нюансы. Углубляться в них можно бесконечно, но не обязательно: вы обнаружите себя на уровне свободного владения языком раньше, чем столкнётесь с чем-то чересчур противоречивым. Конечно, я не могу за это ручаться, если природа ваших интересов не ведёт в вас в древнеанглийские поэтические дуэли.

Факт: викинги изобрели рэп-баттлы.
Факт: викинги изобрели рэп-баттлы.

В отличие от других языков вам не придётся заморачиваться с полом существительных. Представьте себе необходимость запомнить, что привычные вам слова мужского рода имеют женский род или наоборот — со всеми вытекающими изменениями в использовании местоимений, форм артиклей и самих слов, помноженными на категории числа {хочу лично передать привет немецкому}. Английский вместо этого с уверенностью помещает женщин с девочками по одну сторону баррикад, мужчин с мальчиками — по другую и всё остальное, включая животных и младенцев — в категорию среднего рода с соответствующим местоимением «it».

Что радует ещё больше — никаких падежей. Не нужно запоминать, какое окончание будет у существительного в определённой позиции после определённого глагола. Если закажете английский язык прямо сейчас, можно забыть и об изменении форм артиклей {и ещё один привет родному языку Алоисовича}. Так что вместо трёх склонений — одна таблица с формами местоимений.

Давний спор среди лингвистов определяет две функции грамматики: описательную и предписательную (descriptive vs prescriptive). То есть одни считают, что грамматика должна описывать, как работает язык, а другие — указывают на ваши ошибки в интернете. На деле обе функции одинаково важны для изучающих язык. Они могут полагаться на грамматические справочники, как на источники надёжной информации о том, как на самом деле работает язык, и вместо органического пути проб и ошибок могут в кратчайшие возможные сроки узнать, как нужно пользоваться языком.

Так кому всё же сдалась грамматика? Вам.