Найти в Дзене
Маленький Психолог

5 вечных дискуссий в психологии!

Даже простое поведение сложно по своей сути.
Понимание человеческого поведения - непростое дело. Нам следует опасаться тех, кто утверждает, что все это выяснено. Чтобы усугубить эту сложность, обратите внимание, что в истории поведенческих наук были постоянные случаи, когда несколько объяснительных понятий полностью противоречили друг другу. В некотором смысле область психологии - это поле

Даже простое поведение сложно по своей сути.

Понимание человеческого поведения - непростое дело. Нам следует опасаться тех, кто утверждает, что все это выяснено. Чтобы усугубить эту сложность, обратите внимание, что в истории поведенческих наук были постоянные случаи, когда несколько объяснительных понятий полностью противоречили друг другу. В некотором смысле область психологии - это поле контрастов. Как и во многих интеллектуальных областях, психология полна споров.

Этот пост призван показать пять вечных дискуссий в этой области, чтобы помочь людям понять множество нюансов, которые окружают науку о психологии.

Чтобы пояснить эти дебаты, давайте рассмотрим следующий пример:

Артём - средний ученик средней школы, который надеется поступить в колледж и, возможно, когда-нибудь стать пилотом. На уроке биологии он обнаруживает, что не понимает, в чем разница между мейозом и митозом. К счастью для него, у него на ладони левой руки написаны определения этих терминов. К несчастью для него, учитель ловит его на обмане и докладывает директору. Вызывают его родителей, и это превращается в настоящее испытание.

Простой вопрос с точки зрения науки о поведении звучит так: почему Артём обманул?

Пять вечных дебатов:

  • 1. Природа против воспитания. Эти дебаты в основном сосредоточены на том, играют ли врожденные, биологические факторы или факторы развития, «опытные» факторы доминирующую роль в формировании того, кем являются люди и как они ведут себя. Подумайте о своем собственном уровне экстраверсии или о том, насколько вы общительны. Кто-то, кто апеллирует к «природной» стороне этих дебатов, может привести доказательства того, что гены играют роль в определении уровней экстраверсии, и заявить, что вы «рождены», чтобы иметь определенный уровень экстраверсии. Кто-то из сторонников «воспитания» может указать на это. к исследованиям того, как окружающая среда помогает формировать уровни экстраверсии, а также другие основные черты личности.
  • 2. Материализм против конструктивизма. Некоторые академические психологи сосредотачиваются на физических (то есть материальных) основах поведения, основываясь на идее, что в конце концов поведение - не что иное, как результат нейронной активности. Конструкционисты, с другой стороны, преуменьшают значение материальных причин поведения и вместо этого сосредотачиваются на том, как психологическая реальность в конечном итоге находится в том значении, которое люди дают психологическим концепциям в социальных контекстах. В связи с этим давайте рассмотрим психологический атрибут эмоциональной реакции или способы, которыми человек реагирует на эмоционально нагруженные стимулы. Материалист может рассматривать высокий уровень эмоциональной реакции человека как не более чем определенный набор генов и набор физиологических структур, таких как система ретикулярной активации, установленный определенным образом. С другой стороны, конструкционист может увидеть в ком-то, кто воспринимается как высоко эмоционально отзывчивый человек, который был сформирован так, чтобы вести себя эмоционально, исходя из различных социальных ролей и социальных ожиданий в сообществе.
  • 3. Человек против ситуации. Часто ведутся споры о том, являются ли факторы внутри самих людей причиной их поведения или ситуационные сигналы играют более важную роль. Диспозиционисты сосредотачиваются на внутренних причинах поведения, таких как черты личности или эмоциональные состояния. Ситуационисты уделяют больше внимания факторам в ситуациях, которые влияют на поведение. Например, предположим, что Алексей смотрит футбольный матч РПЛ- "Российская Премьер Лига" и кричит, что судья не знает, что он делает. Диспозиционист может взглянуть на поведение Лёши и сказать, что у него плохой контроль над импульсами и агрессивный социальный стиль, в то время как ситуационист может спросить больше о звонке, сделанном экспертом, и о поведении других в толпе, чтобы изучить, насколько подробно ситуация могла повлиять на действия Алексея.
  • 4. Последовательность против изменений в процессе развития. Могут ли люди изменить себя на протяжении всей жизни - еще одна горячо обсуждаемая тема в психологии. Некоторые утверждают, что в позднем детстве наша личность в значительной степени фиксируется. Другие утверждают, что есть потенциал для изменений. Исследование этого вопроса чрезвычайно интригует: некоторые данные свидетельствуют о незначительных изменениях в основном характере человека в течение жизни, а другие данные указывают на то, что в долгосрочной перспективе в личности могут произойти существенные изменения.

5. Культурные универсалии против культурной изменчивости. Куда бы вы ни пошли, люди такие же? Кто-то скажет «да», а кто-то скажет «нет». Безусловно, очевидно, что люди во всем мире одинаковы. Например, использование улыбки для выражения счастья кажется универсальным для человека. С другой стороны, похоже, существуют важные способы, которыми культура влияет на поведение. Вот почему религиозные мероприятия часто сильно отличаются друг от друга в разных религиозных группах. Вопрос о поведенческой универсальности в сравнении с культурной изменчивостью является острым, и некоторые из лучших исследований, проводимых психологами, посвящены вопросам, связанным с этой конкретной дискуссией.

-2

Так почему же Артём обманул на экзамене по биологии?

Как видите, ответить на вопрос, почему Артём обманул на экзамене по биологии, может быть немного сложно. Вот несколько способов подумать над этим вопросом в свете этих пяти вечных споров:

Природа против воспитания. С точки зрения природы можно утверждать, что Артём произошел от длинной линии мошенников и что черты характера, связанные с обманом, могут иметь некоторый наследственный компонент. С точки зрения воспитания можно утверждать, что Артём всегда уходил и, в некотором смысле, был вознагражден за обман. Его экологическое воспитание поощряло и формировало такое поведение.

Материализм против конструктивизма. Материалистическое объяснение мошенничества Артёма может предполагать, что ответственны за это мозговые механизмы, связанные с контролем импульсов. Люди различаются по контролю над импульсами, и такая изменчивость связана с различными структурами мозга. С другой стороны, конструктивистский подход может смотреть на более широкое общество, окружающее Артёма. Возможно, Артём играет в видеоигры и смотрит телешоу, которые прославляют читерство, тем самым формируя его поведение в отдаленном, но глубоком смысле.

Человек против ситуации. По сути, Артём может быть чем-то вроде плохого яблока. Он может иметь высокие баллы по различным темным чертам личности (таким как психопатия или мало заботящийся о чувствах других), а обман может быть просто стандартным поведением в его репертуаре. С другой стороны, могли быть простые ситуативные факторы, которые частично объясняли обман Артёма. Возможно, он сидит в конце класса за учеником с очень большими волосами. Таким образом, благодаря особенностям ситуации, он смог избежать наказания за мошенничество, не будучи пойманным в течение всего года.

Последовательность против изменений в процессе развития. Может быть, черты, лежащие в основе мошенничества, усваиваются в раннем возрасте и создают модель обмана, которая глубоко укореняется в поведении человека. Может быть, Артём всегда был мошенником и всегда будет им. С другой стороны, возможно, люди действительно могут измениться, и, возможно, после того, как директор хорошо поговорит с ним, он начнет адаптировать свое поведение к более честному и трудолюбивому подходу. В конце концов, он молод.

Культурные универсалии против культурной изменчивости. Возможно, Артём отождествляет себя с высоко мужской субкультурой. И в его маленьком мире измена считается весьма желанной. Возможно, люди из любых культур мира при определенных условиях будут проявлять мошенничество. С другой стороны, возможно, академический обман в одних культурах поощряется больше, чем в других. Может быть, есть какие-то культуры, где поведение Артёма привело бы к публичной порке вместо строгих разговоров со стороны директора школы. В некотором смысле человеческое поведение одинаково во всех культурах. И в некотором роде он довольно сильно варьируется.

-3

Нижняя граница

В области научной психологии мы работаем над разработкой концепций, которые помогают объяснить поведение. При этом эти концепции существуют не в вакууме. Многие концепции в этой области можно представить в терминах пяти вечных дискуссий, представленных здесь.

Любой бихевиорист, который говорит вам, что у них есть все ответы, обязательно ошибается. Человеческое поведение является сложным, и солидное образование в этой области приходит с пониманием того факта, что наше понимание поведения само по себе основано на широком наборе предположений, многие из которых довольно обсуждаются.

Почему Артём обманул на экзамене по биологии? Ответ далеко не прост.