Родители стараются научить своего ребенка полезным навыкам и правилам поведения, но дети, несмотря на многочисленные разъяснения и личный пример родителя регулярно нарушают правила, совершают нежелательные поступки.
Родители начинают злиться на своих детей. Одни родители сразу наказывают детей за плохое поведение, другие – объясняют в стопервый раз как правильно, но ни то, ни другое не меняет ситуацию в лучшую сторону.
Как привить ребенку полезные навыки читайте здесь.
Мало того, что дети нарушают правила, так еще родители начинают злиться на детей. Отрицательные эмоции всегда тяжело переживать. Не хочется кричать на детей, но иногда сил не хватает, очень хочется иногда наказать своего ребенка или хотя бы поругать.
— Ну вот, я, наверное, ужасная мама, раз я испытываю такие сильные отрицательные чувства по поводу своего ребенка.
Ощущение воспитательной неудачи родителя усиливается чувством вины.
Но ведь родитель — это тоже человек и он испытывает разнообразные эмоции, которые не возникают без причины. Если вы обучали своего ребенка, объясняли, демонстрировали личный пример, но все равно ребенок демонстрирует нежелательное поведение: например, не следит за порядком, не делает уроки и т.п. то вы можете разозлиться и это будет вполне естественно. Наличие отрицательной эмоции еще не означает, что вы плохой родитель.
Выйти из этой ситуации вам поможет осознание эмоции и причин ее возникновения. Осознайте и назовите свою эмоцию:
— Да, я сейчас разозлилась.
Определите какая неудовлетворенная потребность стоит за возникновением этой отрицательной эмоции.
— Я разозлилась, потому что вещи разбросаны по полу, а мне нужна чистота и порядок.
Поделитесь этой информацией с ребенком. Четко обозначьте свое состояние (гнев) и причины его возникновения (беспорядок).
Не нужно гасить эмоцию. Ребенок все равно поймет, что вы злитесь, даже если вы промолчите. По выражению вашего лица, по вашим движениям и языку тела ребенок поймет, что вы злитесь и скорее всего сделает вывод, что вы злитесь на него. Решит что вы его не любите и он плохой. А если вы назовете эмоцию, соответствующую неудовлетворенную потребность и обозначите действия, которые приведут к исправлению ситуации, то ребенок, с одной стороны, будет знать, что проблему можно решить, а с другой стороны не будет чувствовать себя плохим и нелюбимым.
Пользуйтесь следующим алгоритмом:
1. Назовите свою отрицательную эмоцию
2. Назовите свою потребность, неудовлетворение которой вызвало эмоцию
3. Назовите способы, которыми можно удовлетворить потребность или минимизировать потери.
В этом случае ваши отрицательные эмоции не переносятся на личность ребенка.
Кроме того, привыкайте использовать подобные ситуации для обучения ребенка. Обсудите с ребенком происшедшее.
— Как ты думаешь, почему это произошло? Что можно было бы изменить в твоих действиях, чтобы эта неприятность не случилась? Что мы можем сделать сейчас, чтобы уменьшить потери и исправить ситуацию.
Очень может быть, что ваш ребенок предложит какое-то решение, которое вам и в голову не приходило. Извлеките пользу из неприятной ситуации. Превратите жизненный опыт в полезный навык. Тогда ваш ребенок привыкнет к тому, что даже если он ошибся или что-то пошло не так, всегда можно (и нужно) остановиться и подумать что можно сделать, чтобы исправить ситуацию. Это повысит его самооценку и веру в собственные силы. У ребенка выработается позитивное мышление:
1. У каждой проблемы есть решение.
2. Я могу исправить свою ошибку, улучшить ситуацию
3. Важнее решать проблему, чем искать виноватых.
#детский психолог #детская психология #воспитание детей #позитивное мышление #самооценка