Найти тему
Ларискин Бор

Почему пол в мечетях застелен коврами?

Ковры на полу в главном молельном зале Московской Соборной мечети. Красными наклейками выделены места, которые молящимся нельзя занимать, ради соблюдения дистанции, необходимой, чтобы минимизировать риск заражения коронавирусом.
Ковры на полу в главном молельном зале Московской Соборной мечети. Красными наклейками выделены места, которые молящимся нельзя занимать, ради соблюдения дистанции, необходимой, чтобы минимизировать риск заражения коронавирусом.

Каждый человек, который хотя бы раз бывал в мечети, знает, что пол в ней полностью застелен коврами. Свободной от коврового покрытия остаётся только небольшая область при входе, где люди разуваются и оставляют уличную обувь. Следовать по внутренние помещения мечети можно босиком, в обычных матерчатых или вязаных носках или в кожаных носках (последние называются хуффайн).

Хуффайн (хуф-файн).
Хуффайн (хуф-файн).

Чем обусловлена традиция снимать обувь при входе в мечеть? Мечеть является пространством молитвы намаза. Молитва — это обращение человека к Богу, разговор человека с Богом. Место, в котором человек взывает Богу обязательно необходимо поддерживать в чистоте. С этим же требованием связан восточный обычай разуваться при входе в дом. Дом, также как и мечеть, является местом, в котором человек регулярно возносит молитвы Всевышнему, а значит, конечно же, он должен пребывать в чистоте.

На арабском языке Единый Бог называется Аллах. Мусульманская молитва именуется намаз или ас-салят. В русском языке более популярным является название намаз. Совершение намаза пять раз в день — это священная обязанность мусульманина, один из пяти столпов ислама. Кроме произнесения молитвенных слов, намаз включает выполнение земных поклонов — суджуд или судже. Делая земной поклон человек прикасается к полу кончиками пальцев обоих ног, двумя коленями, двумя ладонями и лбом. Конечно, производить такое действие удобнее и безопаснее в чистом, благоустроенном месте.

Земной поклон по-мусульмански
Земной поклон по-мусульмански
Земные поклоны во время коллективного намаза в Московской Соборной мечети.
Земные поклоны во время коллективного намаза в Московской Соборной мечети.

Существует мусульманское предание, поясняющее, при каких обстоятельствах возникла традиция совершать суджуд во время намаза, и как она повлияла на особое отношение к полу, как поверхности для молитвы.

Не практическая, а, скорее духовная, причина снятия обуви в мечети и в доме вот какая. Однажды Пророк Мухаммед при жизни был, однажды, вознесен на небо для беседы с Аллахом. Данное событие мусульмане отмечают как большой праздник Ночь Мирадж.

Аль-Исра ва-ль-Ми‘радж (Ночь Мирадж) — "Ночное путешествие и вознесение" пророка Мухаммеда к престолу Аллаха. Над ночным миром реет написанное арабской вязью имя "Мухаммед".
Аль-Исра ва-ль-Ми‘радж (Ночь Мирадж) — "Ночное путешествие и вознесение" пророка Мухаммеда к престолу Аллаха. Над ночным миром реет написанное арабской вязью имя "Мухаммед".

Именно тогда, во время пребывания на Небе, Пророк, непосредственно от Бога, получил указания, как необходимо правильно совершать намаз и как часто следует это делать (пять раз в день). Там же, на небе, Пророк лично совершил намаз. Во время намаза он прикасался лбом к небу. Таким образом его лоб запечатлел небесное прикосновение. Вернувшись на землю, Пророк совершил намаз на земле. Они прикоснулся к земле лбом (тем самым, которым перед этим прикасался к небу) и таким образом передал земле небесное прикосновение. Этим он как бы освятил землю, связал ее с небом. Именно поэтому вся земля является мечетью — местом пригодным для молитвы. О такой символике пола подробно можно прочитать в книге известного мусульманского искусствоведа Насра Хоссейна Сеида "Исламское искусство и духовность".

Поскольку технически невозможно молиться прямо везде, то молятся мусульмане в основном в мечетях или дома. При этом к полу молитвенных пространств отмечается особое, почтительное отношение.

Пол мечетей и жилищ — это отражение неба в наш мир. Поэтому полы в мечетях и традиционных домах мусульман богато (степень богатства, конечно же, зависит от материальных возможностей устроителя) украшаются, покрываются мозаиками и коврами.

Весь покрытый коврами пол в молельном зале Исторической мечети города Москвы.
Весь покрытый коврами пол в молельном зале Исторической мечети города Москвы.

Украшая пол, мусульманин как бы украшает Небо, выражает свое уважительное отношение к Небу, свою любовь к нему, любовь к Богу. То есть, ковры в первую очередь необходимы не для тепла и красоты (не только для тепла и красоты), а вот по этой причине. Земля, пол — отражение неба. Сам по себе ковер тоже символически представляет собой отражение Неба.

Узбекские ковры.
Узбекские ковры.

Сложные ковровые орнаменты символически демонстрирую нам сложную структуру Вселенной и премудрость Создателя её произведшего.

******************************************************************************

ИСТОЧНИК И ЛИТЕРАТУРА

1. Наср Хоссейн Сеид. Исламское искусство и духовность. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2009 год издания.

2. Стародуб Т.Х. Исламский мир: художественная культура VII-XVII вв.: архитектура, изображение, орнамент, каллиграфия / Т.Х. Стародуб; НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. — М.: Вост. лит., 2010 год издания.

3. Буркхардт Титус. Искусство ислама. Язык и значение. /Пер. с англ. Локман Н.П. — Таганрог: Ирби, 2009 год издания.