Найти в Дзене

Про синдром Кота Матроскина: чьи комментарии и критику стоит игнорировать

Оглавление

Помните это протяжное "Непраааааавильно ты, дядь Фёдор, бутерброд ешь"? И вроде бы ничего такого - кот просто поделился советом, как лучше использовать имеющиеся ресурсы в виде колбасы и хлеба.

Но есть нюанс: это в мультфильме все закончилось дружбой и мы получили еще один счастливый финал. В жизни и тем более бизнесе все намного сложнее: есть категория людей, которые в своем мастер-классе про критику я называю VIP-ложе:

  • у них ВСЕГДА есть мнение по какому-то поводу из ВАШЕЙ жизни (своя, видимо, слишком скучная, чтобы на ней фокусироваться)
  • и всё бы ничего, но это мнение нужно вам обязательно озвучить, иначе день пройдет зря
  • только это мнение является правильным, его нельзя оспаривать, потому что станете врагом народа
  • это мнение нужно обязательно принять и внедрять, иначе ваша жизнь будет прожита недостаточно эффективно :)

Я не против наличия мнения - хорошо, когда в голове есть идеи, значит мозговые извилины шевелятся.

Но у людей с синдромом Кота Матроскина есть неприятная характерность: они не вникают в особенности вашей ситуации и даже не собираются это делать. Они просто самореализуются за ваш счет, пытаясь наглядно продемонстрировать, насколько они опытные, образованные и очумительно добрые.

Поэтому их мудрейшие советы просто не актуальны именно для вашей жизни: чтобы рекомендация работала, она должна быть внедрена в соответствующую среду. А так они просто стреляют "в молоко". Вы тратите время и нервы, постоянно дергаетесь с одного пути на другой, они довольны и счастливы, а вы теряете драгоценные ресурсы вместо того, чтобы развиваться и действительно достигать успехов!

Познакомимся с парочкой примеров из моей жизни

Как-то я опубликовала ссылку в одной группе в Linkedin. Это была ссылка на мою статью, в которой я совместила рецензии на 2 книги. Одна про процессы в наших организмах, другая - про психологию. И один человек буквально налетел на меня: якобы я не имею права публиковать такие материалы, потому что у меня нет соответствующего образования. Все попытки объяснить, что это скрещенные рецензии на 2 книги, приводили к еще большему раздору. Поэтому я просто прекратила отвечать на сообщения этого человека, потому что было бесполезно :)

Как видите, в этой ситуации комментатор не вник в суть, зато хорошо пропиарился через дискуссию.

Другой случай связан с CoffeeFancy. Один интернет-маркетолог очень настойчиво рекомендовал мне запустить масштабную рекламную кампанию с бюджетом минимум на 200 000 рублей, чтобы привлечь "целую толпу клиентов". Вопрос стоял только в том, сможем ли мы обеспечить 500-600 новых покупателей.

И он никак не хотел меня услышать: я не хочу ставить CoffeeFancy на поток. Мне нравится взаимодействовать с КАЖДЫМ клиентом, узнавать у КАЖДОГО предпочтения и какой сорт не понравился. Так я лучше понимаю наших клиентов и могу улучшить качество обслуживания!

От этого интернет-маркетолога я получила радиационную дозу критики: и что я не хочу вкладывать в рекламу, зато хочу результат, и что я никогда так не сдвинусь, и еще много чего неприятного.

Но он так и не понял: я не хотела потока, у меня другая цель и приоритеты. Я стремилась лучше понять клиентов, лично общаясь с каждым из них, а не превратиться в очередной магазин кофе.

Классический случай, когда коллеги и другие клиенты критикуют мои работы. У копирайтера обычно стандартная ситуация: пришел заказчик, вы обсудили нюансы сотрудничества, текст написан и принят (или внесены правки). Один из главных элементов в этом процессе - одобрение клиента. В идеале, когда текст еще приносит нужный результат. Поэтому когда коллега/другой клиент начинает рассказывать, что это "плохой текст", "такое никогда не сработает", "как за такое вообще платят?!", я задаю только один вопрос: "Ты знаешь, какое было техническое задание?". Обычно после такого дискуссии заканчиваются, потому что как только человек вникает в суть, он понимает, почему было сделано именно так.

Что делать с людьми-матроскиными?

Для экономии вашего времени и сохранности нервной системы я из своего опыта рекомендую:

  • если это разовый случай, просто поблагодарить за выраженное мнение и перестать как-то реагировать
  • если человек продолжает вам рассказывать как нужно устроить колбасу на хлеб, вежливо и жестко напишите, что когда вам будет нужно мнение, вы его обязательно спросите
  • если человек никак не отключит синдром Кота Матроскина, просто забаньте. Свято место пусто не бывает и в вашу жизнь обязательно придет кто-то более приятный, интересный и понимающий.

Самое главное - не позвольте такой критике и сообщениям сбить вас с выбранного пути. Если вы решили, что именно так нужно делать и именно такие действия являются правильными, значит так и поступайте. Никто не в праве указывать вам как жить и вести бизнес, пока вы сами не попросите помощи.

А вам встречались люди с таким синдромом?