Мы продолжаем читать историю супругов Коваленко. Они вспоминают самое дорогое, что есть в их жизни: стройку века. О том, как впервые увидели друг друга и влюбились. О том, как в их семье родилась первая дочь. А Виктор рассказывает и о том, о чём вспоминать обычно не принято. Ни фанфар, ни победных речей...
Однажды перед новым годом заходит Геннадий. И говорит, что есть работа - отвезти людей, что строили мост через Лену до Мостоотряда. Я выхожу: у него в МАЗе полная кабина, играют на гармошке. Мы людей поделили на две машины. Геннадий ехал впереди, вдоль берега. Я – сзади, на расстоянии, так как лёд был ещё тонкий.
Уже перед Мостоотрядом, машина Геннадия провалилась под лёд. Я успел объехать. Из людей никто не пострадал, только от машины торчала из воды кабина. Благо, рядом были вагончики. Строители там отогрелись. Машину же потом краном вытащили. Вот такой был случай.
Уже после приехал наш начальник, привёз зарплату, матрасы и всё остальное. После нового года открылся зимник, и мы первыми своей колонной поехали в Магистральный. Везли в основном стройматериалы. Зимник был тяжёлый: по дороги делали мосты через речушки, работали по пояс в воде при температуре ниже 40 градусов.
Ехали почти сутки 170 км. Уже после возили технику, вагончики и стройматериалы всего за 12 часов. А экскаваторы таскали волоком на застопорённых гусеницах. 5-6 КрАЗов впереди, один - сзади, а на спусках – наоборот. Тащили больше недели. Были перевалы, наледи.
Один раз спускаюсь на переправу Лены со стороны Звёздного. На берегу люди, машины собрались. Подхожу, а там по Лене намораживали дорогу, чтобы лёд был толще. Я уже тогда ездил на Магирусе. Так вот один водитель, тоже на "Магирусе-290" уснул, съехал с намороженного льда и провалился. Стоит машина под водой и только фары светятся. Когда уже ехал назад, машину вытащили. Говорили, что в кабине было три человека, все утонули.
Были подобные случаи и по зимнику. Один раз Николай Марков ночью съехал с зимника и провалился в болото на КрАЗе. Пока доехали до Магистрального и пригнали Кировец, он вытащил раму с кабиной, а ходовая часть осталось в болоте.
Когда зимник закрылся, мы отсыпали улицы будущего посёлка Магистральный. Летом 1975 года нас со всей техникой загрузили на баржи, буксир потянул нас сначала по реке Киренга, потом по Лене. Провожала меня будущая жена, но тогда я этого ещё не знал. Хотя друг Юрий мне говорил, что Любаша будет моей женой.
Участок находился между Усть-Кутом и Звёздным. Там мы поставили палатки и начали работать. Пришла зима, а мы в палатках, работали в две смены. После стали поступать электровагончики. Первые их получили мастера, механики и девушки, потом – все остальные.
Там, на участке, погиб наш механик Пётр. Фамилии уже не помню. Работали по 20 дней, а потом нас вертолётом возили в Магистральный. Отсыпали насыпь, параллельно автодорогу. На этом участке я получил «Магирус- 290», на котором дошел до Кунермы.
Зимой 1976 года меня отправили учиться в автошколу Новосибирска. Учили работе на Магирусе, хотя я тогда уже полгода на нём работал. Короче, жизнь была тяжелой, но интересной. В 1975 стали ставить в очередь на квартиры и автомашины. Мы про это узнали не сразу.
Но текучка была такая, что до первых машин доработало человек 12. Через год, когда вернулся в Магистральный, снова встретился со своей Любашей. В июне 1976 года мы расписались. Мехколонна в подарок дала нам квартиру, хотя много семейных ещё жили в вагончиках. В 1977 у нас родилась первая дочь.
Два раза встречал поезд: в Звёздном и в Магистральном. Дошел до Кунермы, а после повредил позвоночник. Из-за этого осенью 1978 года пришлось уволиться.
Было страшно лететь на вертолёте
— Раньше про эту стройку даже не слышала, пока не приехал вербовщик, — вспоминает Любовь Коваленко, — это было в 1975 году, зимой. Я тогда училась в ГПТУ-29 г. Новосибирска на пекаря. Сначала желающих поехать на БАМ было много, но когда тот самый вербовщик снова приехал уже летом, нас осталось мало.
Самые стойкие и романтики и поехали на БАМ. Ехали поездом от Новосибирска до ст. Лена. Потом на вертолете - до Магистрального. Впервые лететь было страшно, но долетели без приключений. Оформились в конторе ОРСа, и сразу приступили к своей работе на пекарне. Сначала пекарня располагалась в маленьком домике, но потом построили большое, светлое помещение. Там я и стала выпекать хлеб для бамовцев. Позже стряпали и торты, были часто заказы на свадьбы.
С супругом познакомились в гостинице 1975 году летом, я там жила пока не дали общежитие. Можно сказать, что это была любовь с первого взгляда, во всяком случае, с моей стороны. В 1976 году сыграли свадьбу, и живем вместе до сих пор.
В июне 2021 году супруги Коваленко будут отмечать 45-летний юбилей своей бамовской свадьбы. Пожелаем им сибирского здоровья, благополучия и удачи!
Спасибо, что читаете)))