Личные границы — одна из тем популярной психологии, которая знакома каждому человеку. Мы часто слышим о них в разговорах с коллегами, читаем статьи о сохранении здорового «я», но не всегда знаем, как применить информацию на практике.
Неумение соблюдать личные границы не только приводит к конфликтам с другими людьми, но и провоцирует психологические травмы, способствует депрессии и потери энергии.
Нарушение здоровой дистанции при общении люди часто встречают на работе. Формальные отношения усложняют задачу сохранять внутреннее спокойствие, потому что мы трудимся не только умственно или физически, но и эмоционально – соблюдаем приятную манеру общения, чтобы сохранить нужные нам социальные связи.
Самый простой способ избежать насилия со стороны другого человека в общении – четко осознать, где для вас проходит граница неприемлемого. Вспомните последний случай, когда вы чувствовали себя некомфортно, проанализируйте его:
- Задавали ли вам провокационные вопросы? Пытались ли выяснить что-то личное?
- Чувствовали ли вы при диалоге вину, стыд, печаль? Почему вы это чувствовали? Стыд и вина – адекватные чувства, но они должны появляться только если мы своим поведением приносим ощутимый вред другому человеку без соблюдения компромисса. Нужно разграничить сочувствие и попытку манипуляции.
- Был ли физический контакт с человеком? Возможно, он нарушил дистанцию при общении?
- Были ли сделаны оценочные суждения в ваш адрес без объяснения причины? Пример: «Вы ужасно работаете», вместо «Вы не соблюдаете нормы оформления отчета: у вас есть погрешность в первом абзаце»
- Повышали ли на вас голос?
- Были ли признаки пассивной агрессии в ваш адрес?
Это примеры вопросов, которые можно себе задать.
Выпишите на лист ваши наблюдения и попытайтесь понять, какие неприятные детали можно исправить. Можете ли вы вежливо сказать вашему собеседнику о том, где он причиняет вам дискомфорт? Не позиционируйте это как просьбу или требование, просто опишите ваши чувства спокойно и без эмоционального давления: «Я чувствую себя неудобно, когда вы сидите настолько рядом со мной. Если вам не сложно, можете отодвинуться, пожалуйста? Спасибо за понимание!». Если ваш собеседник адекватен, он оценит вашу вежливость и проявит уважение в ответ.
В случае повышения агрессии сделайте себе заметку, что человек не готов к открытому диалогу и воспринимайте его как источник эмоционального шума. Концентрация на дыхании поможет не обращать внимания. Мысленно фильтруйте речь собеседника, пытаясь слышать только задачи, которые он просит вас выполнить. Входят ли они в ваши обязанности? Если нет, попытайтесь это объяснить не используя лишних эмоций.
Эти простые методы помогут сохранить спокойствие на рабочем месте и повысят эффективность.В следующий раз вы потратите энергию на выполнение важных задач, а не переживания.
Удачных вам переговоров!
Надеемся, эта статья была полезна для вас. Подписывайтесь на канал и ставьте лайки!
#soft skills #карьера #общение #успех #мотивация #личные границы #нарушение личных границ #экологичное общение #работа