Найти в Дзене

Британский крейсерский танк А.34 "Comet": "Комета" едва не опоздавшая на войну.

Приветствую вас друзья! Парадокс - англичане, первыми создав и применив танки в бою, в годы второй мировой войны достойный средний танк смогли создать только к самому её завершению.

По британской классификации того времени танки подразделялись на пехотные и крейсерские. Первые предназначались для непосредственной поддержки пехоты на поле боя, вторые должны были прорвав оборону противника сокрушать его тылы. И если, к примеру, пехотная "Матильда" получилась для своего времени вполне себе удачной машиной, то со средними, т.е. крейсерскими машинами, дела обстояли не очень. К середине войны ситуация ещё более усугубилась в связи с появлением у немцев новых тяжелых танков и мощных противотанковых орудий, бороться с которыми английские машины были практически не способны.

По опыту боев в Северной Африке британские военные пришли к выводу о необходимости установки на танк мощной пушки с высокой начальной скоростью снаряда и, соответственно, высокой бронепробиваемостью. К середине 1944 года в английской армии была только одна боевая машина отвечавшая подобным требованиям - Шерман "Файерфлай", по-сути обычный М4 Шерман, перевооруженный модифицированной английской 17-фунтовой (калибр 76,2 мм) противотанковой пушкой.

Однако производство этих танков сильно зависело от поставок из США и было довольно малочисленным: всего переоборудовали 699 машин, которые разошлись английские, польские, канадские, австралийские и новозеландские части. Мягко говоря не густо.

Основные проекции танка А.34 Comet
Основные проекции танка А.34 Comet
-4

По этому англичане решили разрабатывать новый танк на собственной базе. За основу взяли "Кромвель", но усилили бронирование в лобовой проекции, башню сделали более просторной, чего сильно не хватало экипажам "Файерфлаев". В качестве пушки было выбрано орудие марки HV 77 mm, представлявшая собой облегчённую противотанковую 17-фунтовку, разработанную фирмой Vickers-Armstrong, с укороченным для размещения в башне танка казёнником и использовавшим более короткую и широкую гильзу.

Экипаж " Кометы" пополняет боезапас своего танка.
Экипаж " Кометы" пополняет боезапас своего танка.

Пушка совсем немного сбавила по бронепробиваемости (на расстоянии 900 м она пробивала 110 мм брони под углом 30 градусов используя бронебойный снаряд APCBC и 165 мм используя APDS— бронебойный подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном), но зато имела отличную балансировку и как нельзя лучше вписалась в башню нового танка. Орудие также обладало исключительной точностью как при стрельбе бронебойными, так и фугасными снарядами. Разработчиком танка являлась компания "Leyland Motors", которая получив задание в феврале 1943 года к сентябрю уже представила макет. К лету следующего года фирма представила на испытания опытную партию из 20 танков, получивших обозначение А.34. Британский генеральный штаб, ещё задолго до этого (как говориться, джентльменам верят на слово) в октябре 1943 года отдал распоряжение о начале серийного производства новой машины.

Предшественник "Кометы" танк Mk.VIII «Кромвель». Корпус танка собирался по устаревшей каркасной технологии с использованием болтов и заклепок. Сами британские танкисты относились к «Кромвелям» со скепсисом, считая американские «Шерманы» более удачными по надежности, меньшему расходу топлива и конструкции. Непатриотично, конечно, но факт. Хотя в плане огневой мощи и тот и другой танк соответствовали друг другу. Изображение взято в открытом доступе.
Предшественник "Кометы" танк Mk.VIII «Кромвель». Корпус танка собирался по устаревшей каркасной технологии с использованием болтов и заклепок. Сами британские танкисты относились к «Кромвелям» со скепсисом, считая американские «Шерманы» более удачными по надежности, меньшему расходу топлива и конструкции. Непатриотично, конечно, но факт. Хотя в плане огневой мощи и тот и другой танк соответствовали друг другу. Изображение взято в открытом доступе.

По конструкции танк имел мало общего со своим предшественником и почти на три четверти состоял из вновь разработанных узлов и деталей. Компоновка машины классическая: отделение управления впереди, затем боевое отделение и моторно-трансмиссионный отсек в корме.

Ходовая часть состояла из пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра и четырех поддерживающих роликов. Использовалась традиционная для британских танков того времени подвеска системы Кристи с гидравлическими амортизаторами. Трансмиссия танка состояла из бортовой передачи, трансмиссии Merritt-Bfowrt Z5 (5-тискоростная не синхронизированная коробка передач, колодочные тормоза и планетарные механизмы поворота), а также двухдискового главного фрикциона сухого трения.

Схема подвески танка. Изображение взято в открытом доступе.
Схема подвески танка. Изображение взято в открытом доступе.

Танк оснащался 600 -сильным бензиновым мотором Роллс-Ройс "Метеор". По шоссе 33-тонная машина развивала скорость до 47км/ч, а по пересеченной местности до 30 км/ч, что делало танк одной из самых подвижных машин в своем классе.

Корпус танка сваривался из броневых листов различной толщины, башня литая. Это был большой шаг вперед для английского танкостроения - до "Кометы" танки собирали, как правило, на каркасе из стальных планок путем соединения деталей заклепками и броневыми болтами, т.е. по технологиям "ромбов" времен первой мировой.

Схема бронирования танка В скобках даны значения в миллиметрах. Изображение взято в открытом доступе.
Схема бронирования танка В скобках даны значения в миллиметрах. Изображение взято в открытом доступе.

Экипаж танка состоял из пяти человек: командир, механик-водитель, наводчик, заряжающий и стрелок-радист. Кроме 76,2 -мм пушки, вооружение машины дополняли два пулемета BESA калибра 7,92 мм

Пулемет BESA являл собой танковую версию удачного чехословацкого пулемета ZB-53. Калибр 7,92х57 мм, максимальная скорострельность до 850 выстр./мин. Изображение взято в открытом доступе
Пулемет BESA являл собой танковую версию удачного чехословацкого пулемета ZB-53. Калибр 7,92х57 мм, максимальная скорострельность до 850 выстр./мин. Изображение взято в открытом доступе

В войска первые партии новых танков начали поступать в декабре 1944 года. Первыми их получила 11-я бронетанковая дивизия. Танкисты её 29-й танковой бригады только успели прибыть в Брюссель и начали знакомиться с новой техникой, как началась операция "Вахта на Рейне" - немецкое наступление в Арденнах. Танкистам пришлось обратно пересесть на свои старые но уже освоенные "шерманы", и отправиться на них в бой. Только в середине января 1945 года, когда ситуация нормализовалось удалось завершить перевооружение. В общем-то 11-я бронетанковая дивизия оказалась единственным британским танковым соединением которое успели до конца войны полностью перевооружить "Кометами".

Несмотря на позднее прибытие на фронт танки поучаствовали в боях достаточно активно: форсировали Рейн, вели бои на территории Германии. За счет своей высокой маневренности и мощной пушке А.34 выигрывал поединки с более сильными немецкими танками" Пантера" и даже с "Тиграми" мог потягаться.

Германский тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. E "Тигр", подбитый  "Кометой" из 29-й бронетанковой бригады выстрелом в борт. Выстрел был сделан с расстояния менее 100 метров. Изображение взято из открытых источников.
Германский тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. E "Тигр", подбитый "Кометой" из 29-й бронетанковой бригады выстрелом в борт. Выстрел был сделан с расстояния менее 100 метров. Изображение взято из открытых источников.

Но не всегда всё шло гладко, как говориться на войне как на войне, были и потери: в боях было уничтожено 26 "Комет".

Да и такое тоже бывало...  Горящая подбитая "Комета"
Да и такое тоже бывало... Горящая подбитая "Комета"

После войны "Кометы" несли службу в британской армии до 1958 года, когда были заменены на более современные танки. По некоторым данным они успели поучаствовать в войне в Корее в начале пятидесятых годов.

Кроме английской армии танк эксплуатировался Финляндией, ЮАР, Ирландией, Мьянмой. 15 машин даже поставили на Кубу, по заказу сделанному до революции 1959 года. Правда срок службы там их был не долог - вскоре их сменили советские Т-34-85 и Т-54. Дольше всех А.34 продержался в армии Финляндии - 41 машина эксплуатировались финнами до 1970 года.

В общем можно сказать, что англичане создав "Комету" только к концу войны "прозрели", чтобы понять необходимость "универсального" танка, способного как выполнять задачи по поддержке пехоты на поле боя, так и действовать в глубине обороны противника. Сама машина получилась довольно удачной в плане надежности, маневренности и огневой мощи. К минусам можно отнести, пожалуй, отсутствие рациональных углов наклона бронелистов корпуса, да применение уже порядком устаревшей подвески Кристи, от которой, к примеру, наши конструкторы отказались уже начиная с Т-44, чем сэкономили внутренний объем машины.

У нас в стране танк можно увидеть в музее в подмосковной Кубинке. Фото автора
У нас в стране танк можно увидеть в музее в подмосковной Кубинке. Фото автора

Источники: Г. Холявский "Энциклопедия танков", М. Барятинский "Сухопутные крейсера" Черчилля. Крейсерские танки от крестоносца до кометы"

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!