История человечества — это история сообществ. Они успели принять самые разные формы, продолжают меняться и теперь.
Считается, что первые цивилизации появились около 4 тысяч лет до нашей эры. Благодаря активной торговле и политике, общества в них уже были достаточно сложными и динамичными, с разнообразными структурами и ролями. Люди начали оформлять свои отношения в письменности, записывая результаты торговли, долги, законы и т.д.
В Античности появилось понятие «полиса» — общества граждан, которые проживали в городах-государствах. По мнению философов, это были не просто коллективы соседей, а тесно связанные сообщества с едиными интересами. От их характеров и добродетелей зависит благополучие города, поэтому люди должны развивать себя и поддерживать дружбу с достойными гражданами.
В то же время общественная философия развивалась в Китае. Даосисты, конфуцианцы, и легалисты описывали свое понимание общения, организации общества и государства. Одни предлагали позволить людям действовать естественно, вторые подчеркивали важность добродетелей, а третьи настаивали на необходимости жестких правил для общества.
В Средневековье сообщества стали более связаны с профессиями и интересами. Помимо религиозных братств, люди объединялись в ремесленные цеха, рыцарские ордена и торговые союзы, вроде Ганзы. Они могли существовать параллельно политике, а могли быть тесно связаны с ней.
Эпоха Просвещения сделала сообщества более похожими на современные. Зародилась культура кофеен и салонов, в которых обсуждались политика, искусство и наука. В этих сообществах создавались карьеры и состояния, заключались сделки и находились меценаты. Там формировались новые компании и связи. Постепенно в такой форме стали собираться не только аристократы, но и обычные горожане.
Индустриальная революция и урбанизация подтолкнули появление новых типов сообществ. Переезжая в города, а иногда и в новые страны, люди объединялись в профсоюзы, районные клубы или диаспоры.
Наконец, с появлением интернета сообщества перестали быть привязанными к географии. Начиная с первых форумов и чат-румов в 90-х, люди из разных мест начали объединяться в группы по самым разным интересам и создавать «netiquette» — «сетевой этикет». В этих сообществах реальный статус человека часто не имел большого значения. Куда важнее была его виртуальная репутация.
Все это время сообщества сильно влияли на бизнес. Цеха и торговые союзы определяли работу ремесленников и купцов. Профсоюзы и объединения потребителей диктовали свои условия компаниям. А современные интернет-сообщества могут стать лучшими друзьями брендов.
Как предпринимателем извлекать выгоду из сообщества вокруг своего бренда, вы узнаете 4 февраля в 19:00 на открытом мастер-классе Анны Гаан, основателя комьюнити-бюро COMPOT, «Бизнес в стиле комьюнити».
Для участия необходимо зарегистрироваться.