Найти тему

Человек, «не спящий в шапку»

Эпохи бывают не только в истории страны или мира, но и в жизни каждого отдельного человека. Инженер-конструктор управления главного конструктора Минского моторного завода Олег Вашкевич ни много ни мало уже 43-й год идет с заводом в ногу. Он с потрясающей самоотдачей рассказывает об участии в новых разработках, о туристических походах и о том, что ценит в жизни на авансцене, вероятно, главной эпохи его биографии – «Минский моторный завод». Но обо всем по порядку.

Олег Вашкевич, инженер-конструктор УГК ММЗ
Олег Вашкевич, инженер-конструктор УГК ММЗ

Олег Вашкевич с отличием окончил Белорусский политехнический институт (сегодня БНТУ) в 1978 году по специальности «двигатели внутреннего сгорания», а в октябре этого же года он стал частью коллектива инженеров-конструкторов бюро рабочего процесса и двигателей повышенной мощности отдела главного конструктора.

Вспоминая свой первый рабочий день, Олег Александрович признался, что он был немного «тяжелый»: «Во время студенчества стало привычным наличие «хвостов» и предвкушение написания курсовых работ или диплома, всегда было что-то, что нужно выполнить в срок. А здесь в первый рабочий день мне дали салфетку, показали мой стол и сказали: «Осваивайся».

Конечно, стартовое задание не заставило себя ждать. Уже на следующий день молодой специалист Олег Вашкевич отправился в БПИ, который в то время совместно с моторным заводом проводил испытания по подбору распылителя для одноцилиндровой установки с универсальным картером. Сегодня Олег Александрович с уверенностью заявляет, что для него годы учебы не были потрачены зря. Выбранная специальность соответствовала его духу, а работа всегда была интересной.

Первым наставником молодого специалиста, которого он вспоминает с большой благодарностью, стал Эдуард Иосифович Шпаковский. В то время он был руководителем группы рабочего процесса, позже возглавлял бюро РП. Также, говоря о наставниках и старших товарищах, Олег Александрович вспоминает плеяду первых конструкторов, которых ему посчастливилось застать. Он многому у них научился, вдохновлялся их методикой подхода к делу, отношением к работе.

В бюро РПиДП, как вспоминает Олег Александрович, сложился коллектив, которому не хватало 8 рабочих часов. Им было в радость поработать еще два-три часа сверху, когда разработка была действительно интересная.

В 1988 году инженер-конструктор Вашкевич перешел работать в бюро рабочего процесса, в котором до сих пор ответственно выполняет свои обязанности. В условиях компьюторизации, сегодня все данные при испытании двигателя получают сразу в цифровом виде, затем их выводят в печать. Раньше это приходилось делать с помощью логарифмической линейки. Испытатель через компьютерную программу задает нужные данные, масштаб, а автоматика все фиксирует, обрабатывает и выдает результат в табличном виде. Кроме того в испытательных боксах осуществляется и авторский надзор – берется двигатель со сбыта, уже готовый к отгрузке, ставится на стенд и испытывается по всем параметрам на соответствие техническим условиям.

В Олеге Вашкевиче присутствуют задатки наставничества. Молодых специалистов бюро закрепляют за ним. Конечно, опыта инженерной работы им несколько не хватает, но в этом случае Олег Александрович не остается в стороне. Он делится своим бесценным «запасняком» (накопившимися отчетами об испытаниях за время его работы на ММЗ) со специалистом, чтобы тот еще до начала испытаний смог представить, что ожидается и как следует поступать, если процесс испытаний двигателя пошел, что называется, не по плану.

Безусловно, человек, проработавший на моторном заводе более сорока лет, не может остаться в стороне от новых разработок. Инженер-конструктор Вашкевич принимал непосредственное участие во многих из них. В 1980-е годы. Олег Александрович участвовал в государственных испытаниях моделей Д-245 и Д-260. Тогда, в советское время, процедура была следующая…Сначала определенные испытания проводились в боксах завода, затем в составе трактора. Далее наступал момент выхода техники на союзный уровень. Шесть образцов техники направлялись в разные почвенно-климатические зоны Советского Союза. Как правило, это были Солнечногорск (Подмосковье) – центральная машиноиспытательная станция, Кубанский научный институт испытаний тракторов и машин (г. Армавир, Краснодарский край) и ВНИИ МОРЖ в 60 км от Киева. То есть весь Союз был покрыт сетью машиноиспытательных станций. По результатам всех испытаний государственная комиссия принимала решение и давала «добро» на постановку на серийное производство.

Как вспоминает Олег Александрович, в те годы на Кубани произошла классическая история, столкнувшая двух конкурентов. Решением правительства было необходимо выпустить 150-сильный трактор для сельского хозяйства. Одной из разработок стал трактор МТЗ-142 с двигателем ММЗ, а второй – трактор ЛТЗ (г. Липецк) с владимирским 8-цилиндровым двигателем.

По надежности и экономичности эксплуатации машины были практически равноценны. В итоге на серийное производство в г. Елабуга был поставлен трактор МТЗ-142 с минским двигателем. Говоря об этом, первый главный конструктор ММЗ Семен Рубинштейн сказал, что, скорее всего, такое решение было принято из-за большего доверия, ведь ранее совместные конструкции МТЗ и ММЗ уже признавались не только в Советском Союзе. Разработки именно этих заводов одними из первых ушли на экспорт. Уже в 1976 году проходили их первые испытания в штате Небраска, в США.

1990-е годы. – особый период. В начале, когда дело шло к развалу Союза, разрыву экономических связей, заводу, естественно, необходимо было выживать. Именно в этот период к числу уже имевшихся потребителей двигателей ММЗ присоединились ЗИЛ, ЛАЗ, ОТЗ, ПАЗ, позже и МАЗ. Этот период, как вспоминает Олег Вашкевич, стал одним из самых тяжелых для завода и одновременно одним из самых продуктивных для конструкторов. Именно тогда появился адаптированный двигатель Д-245, первые моторы Д-245.1, чуть позже дизель Д-245.12. Следом Д-245.9, Д-245.7, Д-245.30 и Д-245.35.

Уже вначале 2000-х инженеры-конструкторы работали над адаптацией двигателя Д-260 для автомобильной техники (Д-260.5, Д-260.12), тогда же была выпущена партия двигателей Д-265 для поставки в Ирак.

Эти годы характеризуются как период появления энергонасыщенной техники, которой требовалось повышение мощности. Для этого конструкторами ММЗ были созданы двигатели Д-262 S2 и Д-263.1 Е3. Позже появились модели двигателей, отвечающие современным экологическим показателям, сертифицированные Евро-0, Евро-2, Евро-S2, следом Евро-3 и Евро-S3. При производстве последних стала применяться топливная аппаратура фирмы «Bosch» с электронным управлением. Затем подошла очередь систем доочистки газов.

На данный момент на стенде готовится к испытаниям двигатель Д-262.4 S2. Это самый мощный мотор (360 л.с.) для энергонасыщенного трактора МТЗ.

Большая часть заводской жизни Олега Вашкевича связана с турпоходами. Туризмом он начал увлекать еще в детстве. Олег Александрович родился в деревне Черневка Борисовского района, которая расположилась на стыке рек Бобр и Березина. В первый поход на байдарках Олег Вашкевич отправился с товарищем еще в 1977 году. 9 дней они с сплавлялись по рекам Бобр-Березина-Днепр и ночевали в палатках.

Когда на заводе сложился костяк энтузиастов, начавших ходить в походы на байдарках от заводского турклуба, конечно, Олег Вашкевич тоже оказался среди них. География сплавов заводчан впечатляет. Моторостроители плавали по Ислочи, Западной Двине, Неману, Южному Бугу (Украина), Уруху (Северный Кавказ), Охте (Калерия) и многим другим рекам.

В июне 1990 года Олег Вашкевич в паре с Валерием Климантовичем (ЭкЦ) стал обладателем последней грамоты комитета комсомола ММЗ от спортивного клуба «Мотор», заняв первое место в соревнованиях по технике водного туризма.

Валерий Климантович (слева) и Олег Вашкевич (справа), участвуют в соревнованиях по технике водного туризма, 1990 год.
Валерий Климантович (слева) и Олег Вашкевич (справа), участвуют в соревнованиях по технике водного туризма, 1990 год.

Кроме работы, на которую по признанию Олега Александровича он ходит, как к себе домой, он также увлеченно зачитывается книгами, не ограничиваясь жанром.

Олег Вашкевич говорит о себе, как о счастливом человеке, не без нюансов, конечно, и все же в большей степени. В свой юбилейный год он пожелал здоровья своим родным и коллегам, крепости и сплоченности коллективу УГК и внутреннего ощущения востребованности своей работы. Что ж, пусть все сбудется!

Редакция газеты искренне поздравляет Олега Вашкевича с 65-летием и желает душевной гармонии и отличного настроения.

Ксения ШЛЕМЕН

Фото автора и из архива героя

#mmz #ммз #угк #инженерконструкторммз #двигателестроение #новыеразработки