Как обещала, о редакторе. Об идеальном!) Не буду спойлерить: встречала я таких или нет. Читайте дальше. Особенно – все, кто пишет (и редактирует)
«Дорогая передача! Во субботу, чуть не плача..»
Одноимённое стихотворение Высоцкого вспомнилось из-за тамошнего (а тут уже и тутошних полно, Владимир Семёнович актуальности не теряет) редактора. Точнее, обращения к нему:
Уважаемый редактор!
Может, лучше – про реактор?
Там, про любимый лунный трактор?
Ведь нельзя же! – год подряд…
Да, в традиционных СМИ авторы могут годами компромиссничать с «политикой партии», что по совместительству редакционная. Внешне. Потому что внутренне она часто таковой не является. Ибо все-всё-прекрасно-понимают. Если не все, то очень многие… В период работы в региональных печатных СМИ, а заодно по молодости и наивности лет, мне казалось, на периферии жёстче, чем в центральных СМИ. Сегодня, с развитием IT (что означает бОльшую гласность и прозрачность) и витиеватым плетением кружев пропаганды думается иначе. Если сказать короче, то поводки у них короче. Хоть цветастей, разнообразнее да кучерявей) Просто ставки выше, хлЕбы слаще, зрелищ больше, споры громче, всё остальное условное «замкадье» и все остальные для центра России всё «глубиннее» и глубинней (читай невероятно менее интересны, субъективно)
Но вернёмся к идеальному редактору) В традиционных СМИ таких не водится, они там незачем… Там есть талантливые и находчивые бывшие авторы. Кого-то из них социальный лифт укатил наверх, «переобув» прямо в воздухе. Кто-то постепенно «обнуляется» сам, откатываясь до универсальных, не слишком персонифицированных «заводских» настроек. Кто-то люто сопротивляется вообще всему и из пассивно агрессивного превращается в активно неугодного, и его «уходят». Все оставшиеся – красиво «причёсаны», ну, плюс/минус..
Но вернёмся к идеальному редактору
В своей первой публикации здесь – об авторстве – я рассказала, что представляю мир и людей как текст. Если бы вы, например, были текстом, то каким? Стиль, жанр, другие характеристики.. Интересно)
Тексты живые, они ведут. Как автор, я не сразу точно знаю, каким будет итог. Если вы художник или представитель любой творческой профессии, который сейчас читает этот текст, подтвердите? Вдохновение приводит к результату постепенно, когда вы следуете за ним. Главное – это чуткость. И вот мы подошли к качеству, которое считаю очень значимым в редакторстве.
Чуткость не только в текстах. Если смотреть на каждого человека как на автора своей жизни, который ежедневно сталкивается с редактурой себя, корректурой, критикой, цензурой. В моей профессии (я журналист по профессии) это проживается остро. Все, кто ведут каналы на Дзен, знают, что это так. И уверена – не блогеров в их обычной жизни пытаются править ничуть не меньше) И в этом смысле все мы друг другу редакторы.
Почему чуткость – главное
Потому что она позволяет реализовать заложенный природой красивый потенциал. Свой личный – авторский, и совместный – в качестве редактора, соавтора и как угодно ещё в сотрудничестве с другими. Здесь снова имею в виду текст и саму жизнь – повторяюсь, чтобы вы не теряли нить, так интереснее читать и размышлять: сопоставляя текст и жизнь.
Не обесточивайте вдохновений!
После редактора текст не может стать хуже) Ваш текст не должен вам, как автору, меньше нравиться после редактора. И вообще: вы либо воодушевлены, либо неодушевлены во взаимном контакте, либо контакта пока ещё нет, он ещё не сложился. Фальшь, искажения всегда читаются. И в текстах, и в людях.
*Подведу промежуточный итог. Промежуточный, потому что вдруг ещё захочу вернуться к теме авторско-редакторских отношений
❤️Итак, мой личный ТОП-5 ключевых качеств успешного редакторства (ведения как себя, так и другого автора)
🤌🏻1. Чуткость
Чуткий по отношению к себе автор способен уловить, что именно хочет выразить другой человек, задать нужные вопросы, понять и расшифровать ответы. В потенциале это классный, вдохновляющий, НЕ угнетающий редактор
✨2. Умение видеть главное и второстепенное
«Кто ясно мыслит, ясно излагает». Это ранжирование позволяет не путаться самому и не путать читателя. Даже если он будет не согласен, иметь другой опыт, иное мнение, тем более – если ваша перспектива для него – что-то новое, незнакомое
👌🏻3. Терпение и желание структурировать
Содержание и форма могут интересно варьироваться и сочетаться. Мне, например, очень нравится экспериментировать с тем, что я хочу сказать и как. Содержание само может тяготеть к какой-либо форме, выбирать её. Форма выразительна не менее содержания, она его часть
©️4. Взаимное понимание важности обеих сторон
Нередко автор и/или редактор недооценивают роль другой стороны и/или переоценивают свою, что может демотивировать и уводить от потенциально продуктивного и эффективного! сотрудничества
🤙🏻5. Качественная обратная связь
~
Пока так)