Каким бы неприятным для многих не казалось слово «протест», следует признать, что оно скрывает за собой один из самых эффективных способов отстоять свою позицию и свои права.
Протесты часто вызывают неприятные ассоциации, так как любой протест – личностный или общественный – нарушает привычный уклад жизни, может характеризоваться неприемлемым для одной из сторон поведением и поднимает на поверхность замалчиваемые конфликты.
Что скрывать, мало кто из нас любит конфликты, но все же важно помнить, что конструктивный конфликт может быть единственным выходом из сложившейся кризисной ситуации, преодолев которую, мы сможем выйти на новый, более продуктивный уровень жизни.
На протяжении жизни нам то и дело приходится отстаивать свои интересы и личностные границы, и происходит это во всех сферах жизни: на работе, в личной жизни, в семье, обществе и т.д. Разумеется, всем хочется как можно быстрее и с минимум потерь выйти из такой ситуации: хочется, чтобы тебя сразу услышали и приняли твои потребности. Но порой обстоятельства складываются таким образом, что лицо, от которого в той или иной степени зависят твои права и свободы, вовсе не хочет идти на уступки, так как существующая ситуация его предельно устраивает.
В таких случаях, самыми очевидными становятся два пути: молчать и терпеть, чтобы не вызывать конфликты и потенциальное негативное отношение к собственной персоне, либо пойти на протест – открытое несогласие с устоявшимися порядками.
Общественный протест может обладать теми же свойствами, что и протест личностный.
Скорее всего, каждый переживал протестные настроения хотя бы несколько раз в жизни. Обычно протестами характеризуются возрастные кризисы развития личности. Самый, пожалуй, яркий пример – подростковый возраст. Именно на этой стадии взросления люди чаще всего прибегают к протесту как к форме борьбы за свои права и становление своей личности. Ведь именно в этот период ребенок понимает, что он уже практически полностью сформированный взрослый, но для родителей он по-прежнему тот же ребенок, которого нужно контролировать и опекать. И если родитель продолжает игнорировать изменения в своем чаде, то тот, разумеется, начинает протестовать. Такой протест часто обоснован и ведет к положительным изменениям: если ребенок вовремя не выскажет протест против того, чтобы его водили везде за ручку, он никогда не научится ходить самостоятельно. А это, в свою очередь, может привести либо к тому, что личность так и останется неполноценно сформированной, либо, что бывает даже чаще – отложит конфликт зреть до той поры, пока не закончится взрывом и радикальным бунтом.
Нечто похожее происходит и с общественными протестами. Общество просто-напросто чувствует, что оно выросло из определенных политических или социальных «одежд». Люди осознают, что некоторые сложившиеся уклады их больше не устраивают, что они готовы сами принимать определенные решения и нести за них ответственность. Но, разумеется, как для авторитарного родителя тяжело принять самостоятельность своего ребенка, так и для авторитарного правительства кажется неприемлемым выказывание обществом своих собственных интересов. И потому едва ли будут услышаны тихие и локальные намеки на собственное, отличное от сложившегося мнение. Что в конечном итоге и толкает граждан на массовый протест: это заявление о том, что мы созрели к переменам, но нас не хотят услышать.
Общественный протест – это шаг к конструктивному преодолению кризиса, который является естественным способом развития человечества. Ведь если человек и общество молчит и терпит, это означает фазу вынужденного или добровольного – но все же застоя в развитии. Более того, мирный протест – это не бунт и не революция, в то время как длительное умалчивание своих интересов и копящееся годами недовольство вместо попытки мирного решения проблемы может привести к именно таким взрывным и радикальным формам выражения протеста.