Найти тему

Как делают автобусы MAN в Турции

В начале этого года казалось, что все происходящее в далеком Китае, там же и останется. Увы, не случилось… Пандемия расползлась по всей планете, внеся кардинальные коррективы в привычный жизненный уклад, в том числе и в работу нашего журнала. А совсем незадолго до того, как стало закрыто всё и вся, компания MAN Truck & Bus успела провести традиционную пресс-конференцию, посвященную итогам прошедшего года, фактически запрыгнув в последний вагон уходящего поезда.

По традиции последних лет компания выбрала нетривиальный формат проведения данного мероприятия, пригласив журналистов ведущих отраслевых СМИ на один из своих мировых заводов. На это раз в столицу Турции — Анкару, где расположено крупнейшее предприятие по производству автобусов MAN.

-2

Автомобильное производство MAN в Турции начиналось с грузовиков

История автомобильного производства MAN в Турции насчитывает более полувека. В 1966 году началось строительство завода грузовых автомобилей в Стамбуле — первой производственной базы MAN за пределами Германии. В 1967-м из ворот предприятия вышел первый грузовик, а годом позже — автобус. В 1969-м началось производство кабин для грузовых автомобилей. В 1981-м стартовал экспорт автомобильной техники MAN турецкого производства. В 1985 году начал работу новый завод в Анкаре, на котором был сосредоточен выпуск грузовиков и двигателей. В 1995-м компания продает завод в Стамбуле, полностью переведя производство в Анкару. На тот момент завод специализировался на грузовых автомобилях, городских и туристических автобусах. Со временем компания MAN целиком переориентировала завод в Анкаре на производство автобусов. В 2004 году производство достигло 2000 автобусов в год. В 2006 году предприятие осваивает выпуск первых в Турции автобусов на природном газе. В 2012 году начал работу Научно-исследовательский центр, где “под одной крышей” ведется проектирование, испытания и исследовательская работа по автобусной технике.

-3

Завод MAN Türkiye выпускает в год около 4000 автобусов марок MAN и Neoplan

На сегодняшний день предприятие MAN Türkiye — это производственная площадка, оснащенная самым современным технологическим оборудованием, разместившаяся на площади 317202 м2, с почти 3000 сотрудников, с годовым объемом выпуска около 4000 автобусов марок MAN и Neoplan.

-4

Линия обварки каркасов автобусных кузовов

Модельный ряд завода представлен городскими автобусами MAN L4C и MAN Lion’s City, туристическими — MAN Lion’s Coach и Neoplan Tourliner, междугородным — MAN Lion’s Intercity и машинами премиум-класса — Neoplan Cityliner и Neoplan Skyliner.

Значительные инвестиции, сделанные в последние годы в завод MAN Türkiye, и строгое следование стандартам качества и эффективности MAN — все это позволило выпускать автобусы мирового уровня. Более того, лайнеры премиального бренда Neoplan производятся в настоящее время только в Анкаре.

-5

Многоступенчатая технология антикоррозийной обработки позволяет производителю давать 10-летнюю гарантию от появления ржавчины

Завод MAN Türkiye является автобусным производством полного цикла. Здесь делают основу автобусов — несущие каркасы кузовов, выполняют наружную обшивку, антикоррозионную обработку, окраску и последующую комплектацию двигателями, трансмиссиями, мостами, тормозной и электрической системами, колесами, стеклами, полностью оснащают салон и т.д. Стоит отметить высокую долю локализации, порядка половины применяемых компонентов — от турецких поставщиков. Однако основные агрегаты — собственного производства MAN, поступают с немецких заводов: это двигатели, коробки передач, ведущие мосты, передние оси.

-6

Участок установки наружных пластиковых панелей кузова перед финальной покраской

Поскольку завод выпускает широкую линейку автобусов, применяется ручная сварка каркасов в индивидуальных кондукторах — для каждой модели. Далее на конвейере будущие лайнеры “обрастают” деталями стальной обшивки. Готовые кузова выборочно проходят проверку на геометрические параметры в 3D-лаборатории. С высокой степенью точности лазер проводит обследование кузова по нескольким сотням точек.

-7

Полностью окрашенные автобусные кузова в начале сборочной линии

Далее наступает один из наиболее ответственных технологических процессов, от которого зависит долговечность автобусного кузова, — антикоррозийная обработка. На заводе для этой цели применяется весьма дорогостоящая, но наиболее эффективная технология — методом полного погружения кузова в ванны с антикоррозионными составами. В них производится обезжиривание, удаление оксидной пленки, фосфатирование, катафорез, а также несколько промежуточных операций по смывке предыдущего раствора. Поочередно автобус погружается более чем в десяток ванн. Такой метод позволяет обеспечить максимальную защиту от коррозии, даже в закрытых полостях. С такой технологией производитель уверенно дает 10-летнюю гарантию от появления ржавчины.

-8

На участке установки двигателей

После продолжительных многоступенчатых “СПА процедур” кузова поступают на сушку, а затем — в окрасочную камеру. Далее следует скрупулезный и весьма продолжительный процесс сборки дорожных лайнеров и их комплектации в соответствии со спецификацией, выбранной заказчиком.

-9

Монтаж стекол выполняется при помощи специальных приспособлений

На финише автобусы проходят полный цикл контроля работоспособности всех систем, проверку герметичности кузова, внешний осмотр на наличие мельчайших царапин на лакокрасочном покрытии и незначительных потертостей на пластиковых деталях, а также тестовый пробег протяженностью несколько десятков километров. И только после этого, готовые к отгрузке заказчикам, машины поступают на площадку готовой продукции.

-10

Участок установки сидений

-11

Пост финального контроля сборки, окраски и функциональности

Кстати, турецкие MAN’ы хорошо известны в России: в 2019 году было продано 100 автобусов — рекордный результат, вдвое больше, чем годом ранее.

-12

Роскошные Neoplan’ы производятся в настоящее время только в Анкаре

_____________________________________________________________________________________________________________

Успешный год

В рамках пресс-тура на завод в столицу Турции MAN Truck and Bus подвела итоги 2019 года и наметила планы на будущее.

Минувший год на российском рынке отмечен уверенным ростом продаж. При том, что рынок грузовиков в 2019 году в России показал отрицательную динамику (минус 2% по сравнению с 2018 годом), это не помешало MAN найти точки роста и завершить год с успешными результатами. Как отмечают в компании, за 12 месяцев 2019 года в России было реализовано 4898 грузовиков MAN полной массой более 6 т. Этот показатель обеспечил компании III место среди европейских брендов с долей рынка 19,4% (результат 2018 года — 17,8%). С учетом всех отечественных и зарубежных новых грузовиков категории от 6 т, зарегистрированных в России в 2019 году (76840 единиц), доля MAN составила 6,4% (результат 2018 года — 6,3%). В европейской семерке по седельным тягачам 6х4 компания заняла III место с долей рынка 20,1%, по тягачам 6×6 — лидирующая позиция с долей 26,7%, в сегменте “другие шасси” — II место с долей 21,4%.

Самосвалы остаются одним из актуальных направлений работы для MAN. Немецкому концерну удалось достичь следующих показателей в сегменте самосвальной техники среди EU-7:

  • по самосвалам 8×8 — топовая позиция с долей рынка 43,1%;
  • по самосвалам 6×6 — лидерство с 26,3% долей;
  • по самосвалам 8×4 — 16,2%;
  • по самосвалам 6×4 — II место с долей рынка 21,4%.

Напомним, что в 2019 году в конкурсе “Инновации в строительной технике в России” самосвал MAN TGS 41.440 8×4 BB-WW с инновационным кузовом “Формат” был удостоен премии “Самосвал года”.

Также компания отмечает успехи в сегменте мусоровозов, где ее доля в 2019 году достигла 50% среди EU-7.

Успешным был минувший год и на рынке пассажирской коммерческой техники. При том, что в январе-декабре 2019-го рынок упал на 14,3% по сравнению с 2018 годом, автобусы MAN и Neoplan по-прежнему занимают первые позиции среди европейских производителей и демонстрируют рост. В целом доля MAN на рынке EU-7 составила 52,1%. Компания лидирует в сегменте туристических автобусов EU-7 с 75 единицами, а в междугородном сегменте заняла II место с 24 единицами. Также стоит отметить, что в 2019 году компания MAN Truck and Bus Россия выступила в качестве официального поставщика автобуса национальной сборной России по футболу.

Еще одно важное событие ушедшего года — старт продаж телематического продукта MAN Pride, разработанного специально для российского рынка.

В грядущем году также не обойдется без премьер и новинок. 10 февраля состоялась мировая премьера нового поколения грузовиков, а значит, в скором времени они появятся и на нашем рынке.

“Укреплению позиций бренда в 2019 году способствовало несколько ключевых факторов: отличный продукт, правильная стратегия, профессиональная команда единомышленников, помогающая клиентам подбирать только те решения, которые способствуют росту их бизнеса. Весь 2019 год мы демонстрировали рынку наши безграничные возможности и активно участвовали во всех значимых событиях отрасли. В 2020 году мы будем продолжать этот курс. Успех наших клиентов — это наш успех. Именно поэтому мы делаем все возможное, чтобы облегчить, упростить и ускорить бизнес клиента, а значит, сделать его более эффективным и прибыльным”, — комментирует показатели генеральный директор ООО “МАН Трак энд Бас РУС” Ян Айхингер.