Моя Карина - ну очень непослушный ребенок. Чтобы добиться чего-то от нее, нужно применить все существующие «танцы с бубном». И это не всегда срабатывает, к моему сожалению. Месяц назад попалась мне на глаза статья, где рассказывалось о теории воспитания без наказания американского психолога Рудольфа Дрейкуса. Этот милый человек утверждал, что никакой авторитаризм не поможет заставить детишек делать то, что нужно взрослым. А вот его метод естественных и логических последствий очень даже. Вникнув в вопрос, я потирала руки, уж больно мне хотелось побыстрее применить его к своему «трудному ребенку».
В чем суть?
Психолог утверждал, что причин вести себя плохо у ребенка только четыре:
· Он хочет, чтобы его заметили;
· Он мечтает властвовать над взрослыми, ведь на него не обращают внимания;
· Он мстит непутевым родителям за свои неудовлетворенные потребности;
· Он всеми силами пытается избежать неудачи, поэтому хулиганит.
«Добрый дядечка» настойчиво заявлял, что ребенок не может намеренно вести себя плохо, он просто ошибается в выборе правильного поведения. А причиной тому – нарушение родителями его базовых потребностей: любви, безопасности и внимания.
Дрейкус считает, что если дитятко получает вдосталь позитивного внимания, то не станет вести себя вызывающе, чтобы заполучить желаемое внимание. Чтобы ошибочное поведение не имело места быть, следует давать ребенку возможность принимать решение самостоятельно: выбирать одежду, еду и игры. Кроме всего этого обязательно нужно предупреждать ребенка о последствиях. Естественные последствия показывают юному хулигану, что может быть, если… А вот логические последствия - это возможность выбора, действий.
Эксперимент начинается. Первые победы
Карина долго мечтала о собственном велосипеде. Она канючила, обещала вести себя идеально, если ей подарят «ее прелесть», шантажировала, давила на совесть. Короче, на пути к своей цели для нее все методы хороши. На очередной день рождения она получила таки вожделенное транспортное средство с ярким бантом на переднем колесе. Первые пару дней носилась с ним, как с писаной торбой, а потом просто стала оставлять его около подъезда, бросать без присмотра. Как и ожидалось, велик украли. Отличный повод испробовать метод логических последствий. Сердито сдвинув брови, я сказала, что денег у меня больше нет, и ей придется собирать на новый велосипед со своих карманных средств. Недовольно посопев носом, она приняла мое решение и стала честно собирать на новый велосипед.
Мысленно аплодировала своей победе, я как минер стала двигаться дальше. Настал черед извечного конфликта под названием: «Почему ты не убираешь свои игрушки на места?». Одним прекрасным утром я сказала дочурке, что если вечером хоть один плюшевый заяц или одна деталь конструктора будет валяться в детской, то эти вещи будут «арестованы» и помещены в специальную коробку на целую неделю. И, о Боги, метод хитрого Дрейкуса снова сработал! К вечеру моя «жадина-дочь» попрятала свои игрушечные сокровища на места. А «пострадал» от педагогических изысков наш папа. Детка нашла его валяющиеся под стулом носки и с хитрым видом принесла их мне, чтобы я поместила «нарушителей порядка» в тюрьму-коробку.
А счастье было так близко
Неделю все шло, как по маслу. Но наивный Дрейкус в своей методике не учел одного: что делать, если логические последствия вполне устраивают ребенка? С этим мы и столкнулись через пару недель. Карина не очень любит кушать. Я честно предупредила ее, что если она не вернется к обеду с улицы вовремя, то останется голодной до самого ужина. Что делает эта хитрюга: естественно на обед она опаздывает, но по дороге заходит к сердобольной соседке-диабетичке, которой «за счастье» накормить хоть кого-то шоколадом, раз ей самой нельзя, и лакомится от души.
Еще одно фиаско потерпел метод, когда я, борясь за самостоятельное пробуждение в школу, рассказала о том, что если она не будет вставать сама, то опоздает на занятия, а значит, получит взбучку от учительницы. У меня даже хватило сил не устраивать скандал, когда выключив надоедающий будильник, Карина перевернулась на другой бок и сладко засопела. А взбучку от Марь Ивановны получила я. Ибо: «…. родители несут ответственность за поведение своих детишек. А прогулы уроков – серьезное нарушение!».
Короче, метод хорош, но далеко не идеален. Детишки не всегда выбирают то решение, к которому их склоняют хитроумные мамы и папы. С его помощью можно решать мелкие бытовые воспитательные проблемы, да и то, только тогда, когда вы на сто процентов уверены в собственном полном внутреннем спокойствии. И вот, что прикажете делать, если детка начнет воровать? После оглашения логических последствий ждать на пороге появления полиции с наручниками?
А вы пробовали на своих детишках этот оригинальный метод?
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:
Надеемся на вашу помощь в развитии канала. Если Вы считаете статью интересной и полезной, поставьте «Лайк» и поделитесь ею с друзьями в соцсетях.
Ваше мнение очень ценно для нас, выразите его в комментариях под статьей.