В английском существует понятие «сlosure». Его ищут, пытаются получить или достигнуть. Люди страдают от его отсутствия и проводят целые жизни в погоне за ним. Перевод «закрытие» может дать нам поверхностное понимание термина, но не сопутствующую его отсутствию неудовлетворённость жизнью.
Относительно недавно из немецкого в русский вошло схожее понятие «Gestalt». Возможно, вы слышали, как кто-то пытается его закрыть. Незакрытый гештальт порождает недовольство и ощущение неполноценности. Оттуда наше стремление завершать незавершённое, дополнять неполноценное, закрывать незакрытое, распаковывать чипсы только сверху. Мы несём в себе желание видеть мир в его идеальном состоянии — ровным, выверенным, доведённым до логического завершения и приведённым в безупречный порядок. И когда нам удаётся сыграть роль на пути к этому, мы ощущаем умиротворение.
Казалось бы, нужно просто всегда всё заканчивать. Удивительно, но не всё так просто. Процесс важен не менее, чем результат, к которому он ведёт. И, как ни странно, прерывание процесса может принести пользу на пути к результату. Это называется эффектом Зейгарник.
Погружённые в однотипную работу, некоторые из вас могли на себе ощущать вред от излишней напряжённости внимания и сопутствующего утомления. Продолжительная работа без перерывов и фокусировка на чём-то одном могут стать причинами туннельного зрения (tunnel vision) или слепоты к различиям и изменениям (change blindness). Если отдалиться и взглянуть на проблему со стороны, можно обнаружить новые факторы, влияющие на возникновение проблемы, и решения окажутся очевидны. Если прерваться, отвлечься и позже вернуться к своему делу, оно сдвинется с мёртвой точки, и взяться за него с новыми силами станет проще и приятнее. Эффект Зейгарник полагается на нашу потребность завершить действие и факт того, что оно осталось незавершённым. Так, по возвращению к нему мы бессознательно готовы уделить ему больше ресурсов.
Наше сознание, внимание и память не подвластны нам полностью. Мы вынуждены вести с ними переговоры, применять различные ухищрения и искать обходные пути, чтобы добиться от них желаемого, но их надёжность неизменно остаётся под вопросом. В своих попытках понять их, люди сведущие вводят новые термины, описывают сопутствующие проблемы и обнаруживают различные эффекты. Среди прочих полезных приспособлений одноимённым психологом была выведена кривая Эббингауза (или кривая забывания). Она наглядно показывает, как заученная информация плавно перестаёт быть доступной.
К счастью, кривая нужна была не только для того, чтобы посетовать на ситообразную природу нашей памяти. На кривую можно не только любоваться — на неё можно воздействовать. В основном через распределённое повторение. Если своевременно повторять выученную информацию, кривая Эббингауза сглаживается, и на забывание информации уходит больше времени с каждым новым повторением. Многие приложения для изучения языков автоматизируют этот процесс, помещая забытую информацию в группу, требующую скорейшего повторения, а успешно выученную — отложенного.
Образование сводит этот принцип к правилу трёх повторений: завтра, через неделю и через месяц. Отсюда преобладание тестов, контрольных и домашних работ в школах. Выученная на уроке информация повторяется на следующий день с помощью домашки, через неделю всплывает в тесте, а месяц спустя — в контрольной. Все мы лично знакомы с этой практикой, и сомнительно, что она принесла многим из нас желанный эффект. Либо вы умираете злодеем, либо приживаетесь в системе образования достаточно хорошо, чтобы стать зубрилой. Либо школьный срок отпугивает вас от ненавистного предмета на годы, либо вы можете воспроизвести нужную информацию по команде, но не понимаете, зачем она вам сдалась.
По тому же Эббингаузу, кстати, осмысленное запоминание несёт в разы более выраженный результат, нежели бездумное заучивание непонятной информации. А по закону Йоста — дополнившим и сформулировавшим те же исследования чуть позже — более частые повторения в течение меньшего промежутка времени приводят к худшему результату. То есть неустанная зубрёжка — не ответ. Нужно подходить к своему обучению умнее. Вникать в проблемы, распределять своё время, давать себе возможность переварить информацию и упираться на регулярность. Девять часов неустанного изучения английского в понедельник не дадут лучшего результата, чем полчаса каждый день на протяжении всей недели.
Эффективность же домашних работ и регулярных тестирований до сих пор однозначно не подтверждена. На мой взгляд, любые положительные результаты при исследованиях — просто пересечения с положительным влиянием от регулярности. Так что найдите любую другую регулярную деятельность для практики использования языка. Вместо упражнения на Present Simple, посмотрите англоязычный скетч; вместо аудирования, послушайте песню с текстом; вместо разговорной практики, найдите новые ругательства, чтобы испытать на соседях. И главное — пусть вам будет интересно. Не позволяйте школьному опыту отбить у себя интерес к обучению чему-то новому.