Найти в Дзене

Зачем ТРИЗ детям? (часть 1)

Как убедиться в том, что моему любимому и дорогому ребёнку преподают именно ТРИЗ, а не нечто иное?
Если у вас нет времени читать, включите прямой эфир с этой темой на ютуб канале - https://youtu.be/PIfGHSj_160
Можно продолжать список вопросов, это правда. Вы можете и сами написать их в комментариях, я с удовольствием отвечу.
Чтобы понимать, с кем вы будете общаться и что ваши вопросы попали в руки профессионала, загляните ко мне на сайт https://triz-do.ru/ Итак, обучая детей творческому мышлению вот уже более 7-ми лет, столкнулась с множеством вопросов и сомнений родителей. Нужно заметить, что многие, всё же, знают, что это за система знаний и видят результаты по своим ребятам. Постараюсь рассказать и вам.
Первый и один из основных моментов, который активно прорабатывает ТРИЗ, - это преодоление инерции мышления (далее ИМ).
ИМ - отличная вещь, когда мы имеем дело с рутиной. Огромное количество нейронных связей, созданных когда-то по вашей же воле и с помощью ваших усилий, помогают не

Модно, необходимо или современно отдавать ребёнка на изучение ТРИЗ?
Знаете ли вы, что она даёт и нужна ли вообще? С какого возраста?
Как убедиться в том, что моему любимому и дорогому ребёнку преподают именно ТРИЗ, а не нечто иное?

Если у вас нет времени читать, включите прямой эфир с этой темой на ютуб канале -
https://youtu.be/PIfGHSj_160

Можно продолжать список вопросов, это правда. Вы можете и сами написать их в комментариях, я с удовольствием отвечу.
Чтобы понимать, с кем вы будете общаться и что ваши вопросы попали в руки профессионала, загляните ко мне на сайт
https://triz-do.ru/

Итак, обучая детей творческому мышлению вот уже более 7-ми лет, столкнулась с множеством вопросов и сомнений родителей. Нужно заметить, что многие, всё же, знают, что это за система знаний и видят результаты по своим ребятам. Постараюсь рассказать и вам.

Первый и один из основных моментов, который активно прорабатывает ТРИЗ, - это преодоление инерции мышления (далее ИМ).
ИМ - отличная вещь, когда мы имеем дело с рутиной. Огромное количество нейронных связей, созданных когда-то по вашей же воле и с помощью ваших усилий, помогают не попасть впросак в привычных действиях, проблемах (например, набирать текст на клавиатуре). Но, когда вам необходимо найти решение ситуации нестандартной, непривычной, когда нужно преодолеть шаблонность, ИМ как раз мешает.

Есть противоречие - ИМ должна быть и не должна.

Маленькое отступление.
На просторах интернета часто можно встретить рекомендации по преодолению ИМ такого рода, как почистить зубы левой рукой, пройтись на работу новой дорогой, погулять с ребёнком на незнакомой площадке, назвать сходу русского поэта, фрукт и часть лица... Как это может повлиять в перспективе на преодоление ИМ? Новые эмоции, впечатления и всё (если вы не 2-х летний ребёнок).
ТРИЗ предлагает конкретные инструменты, методы, приёмы для её преодоления. В ТРИЗ-педагогике так же есть немало игр и упражнений, которые помогают выйти за пределы стандартного ответа.

Это порой не очень просто, требует умственных усилий и проявления воли, а, следовательно, энергетических затрат. Об этом тоже мало кто пишет и говорит.
Например, ваш ребёнок торопится уйти по делам из дома и хочет оставить записку. Пишущих принадлежностей не нашёл, да и бумагу тоже. Что делать? Подумайте минуту.
Вы скажете, написать сообщение (в любом мессенджере). Отлично! Это и есть инерционный ответ. Зачем придумывать велосипед?
Аналогично и в других ситуациях. Вы действуете согласно своему опыту, опыту знакомых, услышанного, увиденного. В лучшем случае у вас срабатывают ассоциации и аналогии (это здорово!).
Мы сами себя ограничиваем стандартными действиями и всех это устраивает...или нет?

Приведу один пример из жизни одного опытного ТРИЗовца-преподавателя.
Однажды на уроке учитель попросил ребят сделать самолёт из листа бумаги так, чтобы он смог пролететь пространство от одной стены до противоположной.
О чём вы сейчас подумали? Как бы вы поступили? Подумайте.

Уверена, вы начали бы мастерить самолёт, складывая бумагу по памяти или как получится, создавая образ бумажного самолётика из детства. А что было на уроке? Комната была значительно большая и ни один из сделанных детьми самолётов не выполнил пожелание учителя. Что же сделал сам учитель? Он взял лист бумаги, смял в комок и кинул его. Результат был достигнут.
К чему это?
К тому, что мы сами себя ограничиваем рамками термина и привычного понятия.
Вспомните, когда-то люди и думать не могли, что можно напечатать фотографию. Печатали только буквы... А сейчас печатают дома и прочее.
Данный вид инерции называется
инерция привычных терминов. В подобные ловушки часто попадаются узкие специалисты, профессионалы своего дела с многолетним стажем работы (они ведь всё знают). Таким людям особенно трудно выйти за границы привычного (хаос и беспредел здесь ни при чём). Кстати, видов инерции достаточно много. Например, инерция привычной функции или привычного принципа действия, привычной формы и прочее. Каждую из названных можно преодолеть, зная правила. С некоторыми видами ИМ я знакомлю родителей, преподавателей и воспитателей на своём курсе (информация есть на сайте https://triz-do.ru/ )

Когда-то сам создатель ТРИЗ пришёл к выводу, что у взрослых (тогда инженеров) очень и очень сильная инерция мышления, им сложно даже предположить(!) смелое решение. Генрих Саулович отправился к школьникам, к студентам, а далее последователи и ученики, адаптировав инструменты и приёмы внесли ТРИЗ в детские сады.

Мы подошли к практике.
Хочу вам предложить одну мою детскую игру, которая не вошла в мою книгу по развитию творческого воображения, -
ТРИЗ-зарисовки. Она проверена опытом и имеют удивительные результаты даже у взрослых.

"Сказка-обманка" 0-150+

Вам понадобятся лист бумаги и что-то пишущее, хотя, честно говоря, раз у нас такая тема, можно воспользоваться, например, плоской тарелкой и вареньем))).

Рисуем любую простую фигуру. Лучше кружок, но здесь - треугольник.

Подумайте вместе с детьми, что здесь может быть изображено? Или что я хочу нарисовать?
Подумайте вместе с детьми, что здесь может быть изображено? Или что я хочу нарисовать?

Самый первый этап - вы будете предлагать очевидное или то, что имеет аналогичный силуэт, контур, понимаете? То есть, вы скажете, что это стрелка, колпак или клюв. Думайте дальше, не останавливайтесь. Предлагайте несколько идей. Развивайте вариативность мышления.

-3

Вносим изменения. Что теперь скажете? На что похоже? Только не говорите, что это стрелка компаса. Ищите варианты, не останавливайтесь на первых вариациях, - это шаблоны! Я специально расширяю картинку, стараясь искусственно сломить ваши границы.

-4

Ломаем стереотипы дальше. Открою ещё один секрет: думайте, что это может быть, если картинка - вид сверху/снизу/отверстие/часть чего-то.

-5

Называем новые объекты, не повторяемся! И ещё один секрет - делаем массаж шеи одновременно с поиском вариантов. То есть, крутим головой, меняя ракурс.

-6

Если вам или ребёнку лень крутить головой - крутите рисунок сами. Что теперь? Следите за ответами. Не повторяйтесь.

-7

Ломаю по-прежнему границы.
Устали?
Отлично!
Значит, вы постарались. Поздравляю вас!

Итоговый рисунок - моя задумка, но все ваши варианты, предложенные ранее имеют место быть! И это ещё один замечательный плюс данного упражнения. Нет правильного ответа, нет ошибок. Поэтому, дети любят эту игру, а взрослые удивляются их ответам.

Часть презентации для занятия по ТРИЗ с детьми 6-8 лет
Часть презентации для занятия по ТРИЗ с детьми 6-8 лет

Что это?
Открою завесу.
Представьте, вы поднялись на аэростате очень высоко в небо и в подзорную трубу видите внизу океан, в нём корабль со свёрнутыми алыми парусами и парой ... (думаю, вы сами придумаете).

Надеюсь, у вас сложилось ощущение выхода за границы. Если нет, - не расстраивайтесь. Это лишь первая попытка. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайк и я помогу вам узнать много полезного, что позволит ощутить преодоление границ для выхода на сильные решения!

С вами была я,
Екатерина Нехаева... влюблённая в #триз

#триз_педагогика #тризпедагогика #триздетям #тризвсем #triz