В этом деревянном доме, расположенном в живописном селе Палех, в 1892 году родился Павел Дмитриевич Корин. Наверное, в Палехе невозможно не стать живописцем или человеком искусства.
Всегда, сейчас и в те годы, здесь поистине благодатная почва для людей искусства.
Начиная с XVII века Палех — один из центров иконописи в традициях русской живописи XV—XVII веков, где под влиянием различных русских школ иконописи (в их числе: ростово-суздальская школа, новгородская, строгановская и другие) сложился особый неповторимый палехский стиль иконописания, достигший своего расцвета в XVIII — начале XIX века.
Москвичи каждый день заходят в метро, вы наверняка не раз рассматривали витражи станции метро Новослободская и не раз проходили по Павелецкой. Все это работы Павла Корина.
Павел с детства хотел стать иконописцем, он учился рисовать в семье, где его отец, как и деды и прадеды, посвятили себя и свою жизнь иконописи. Из иконописной мастерской села юноша по воле случая попал в мастерскую Донского монастыря. За год до Революции окончил Училище живописи, ваяния и зодчества. А потом произошло то, что изменило его творческий путь, однако художник остался верен себе.
Павел Корин решает запечатлеть на полотне тех, кого хорошо знал с детства, — крестьян, странников, калик перехожих, монахов, отцов церкви, представителей уходящей Руси. Свою будущую грандиозную картину, действие которой должно было происходить в Успенском соборе Кремля, он назвал «Русью уходящей». Но не завершил ее, «Реквием» — это лишь эскиз к неоконченной картине.
Как создавались этюды-портреты персонажей
Однажды Павел Корин втащил в мансарду чуть ли не на себе бездомного калеку, немытого и оборванного. Пришлось его тогда на несколько дней — пока шла работа — к ужасу молодой жены, оставить ночевать в мастерской, где была квартира Павла Корина...
Приходилось Павлу браться и за агитационную работу. Как раз следующая картина показывает, как Павел работал:
На картине известного советского живописца Николая Терпсихорова изображены мастерская Павла Корина и сам художник в тот момент, когда пишет революционный лозунг.
Обстановку (мастерской) составляли стильный стол, простая табуретка и спасавшая в холодные годы москвичей печь буржуйка... А кругом — гипсовые слепки античных статуй и масок. Тяжелые статуи Венеры, Боргезского бойца, Софокла и другие слепки знаменитых произведений древности Павел Корин и брат его Александр подняли в мансарду на себе, привезя их на подводе из художественных мастерских в те дни, когда взбудораженные студенты выбросили из классов на свалку все эти слепки за ненадобностью. Павел Корин так не считал.
Если вы когда-нибудь окажетесь на Арбате, побродите по его улочкам и найдите дом номер 23, это и есть та самая мастерская и дом художника Павла Корина.