25 подписчиков

Диагностика генератора своими силами - лучше, чем в любом сервисе.

Проверяем работу генератора.

Доброго дня, дорогие автолюбители.

Генератор - сердце электрической системы автомобиля. От его состояния зависит как работоспособность всех электрических приборов, так и работа двигателя в целом. Обычно, генератор выходит из строя "тихо", без явных признаков. Первым на себе ощущает нехватку напряжения в сети - аккумулятор. Запуск двигателя становится неуверенным, либо стартёр не крутит совсем. Аккумулятор начинает часто подводить хозяина. Автолюбитель начинает винить во всём батарею, а не всегда дело в ней. Можно съездить на диагностику в сервис. Но далеко не всегда в сервисе могут квалифицированно проверить состояние генератора, т.к. проблема бывает и плавающей, и поймать глюк за один визит не всегда удаётся. Ну, как водится, денег за диагностику возьмут в 100% случаев.

В данной статье предлагаю провести диагностику генератора своими силами не имея специальных знаний и навыков.

Для диагностики нам понадобится один прибор. Многие сразу подумают про мультиметр. Но нет, в нашем случае понадобится лишь вольтметр, который работает от прикуривателя.

Такого плана устройство, стоит примерно 300 рублей. Продаётся в любом автомагазине или в интернете.

Проверяем работу генератора.-2

Есть и такие варианты совмещённые в USB портом:

Проверяем работу генератора.-3

Такая штуковина будет полезной вдвойне, т.к. ещё позволит зарядить пару гаджетов. Поэтому лишней не будет в любом автомобиле.

Работает такой вольтметр элементарно - втыкается в прикуриватель и тут же показывает текущее напряжение в бортовой сети автомобиля. Точности измерений такого девайса будет достаточно для наших потребностей, погрешностью измерений в гнезде прикуривателя можно пренебречь.

К слову сказать, что в старых советских авто на приборной панели был штатный стрелочный вольтметр, который всегда показывал напряжение в сети. Если с генератором были проблемы, то водитель сразу это видел.

стрелочный вольтметр ВАЗ 2106
стрелочный вольтметр ВАЗ 2106

Конструкторы современных автомобилей посчитали, что эта информация лишняя и вольтметры на панели больше не ставят, хотя бывает, что показания напряжения показывает бортовой компьютер. Да что там говорить, бывают комплектации автомобилей, в которых нет даже показания температуры охлаждающей жидкости - только лампочка.

Такой вольтметр в салоне автомобиля удобнее тем, что нет необходимости лезть под капот с мультиметром, замерять напряжение при различной нагрузке, бегая туда-сюда, либо привлекая к этому процессу помощника. А ещё с мультиметром невозможно померять напряжение на ходу.

Ну вот у нас есть некие показания вольтметра, как их интерпретировать? Всё просто - напряжение в бортовой сети автомобиля при любых условиях должно находиться в интервале от 13.6 до 14.8В. Допустимы кратковременные отклонения в момент перегазовки или включения/выключения потребителей. В каждом генераторе есть реле регулятор напряжения, которое регулирует напряжение в заданном диапазоне в зависимости от нагрузки и оборотов двигателя. Также блок управления двигателем может корректировать обороты двигателя в зависимости от нагрузки на генератор.

Замер напряжения лучше производить на прогретом двигателе, т.к. сразу после пуска двигателя значения обычно завышены т.к. генератор интенсивно заряжает аккумулятор. На прогретом двигателе, на оборотах холостого хода напряжение должно быть в районе 14.2В. Включайте поочерёдно потребители. Например, ближний свет фар, противотуманные фары, обогрев заднего стекла, обогрев сидений, вентилятор отопителя. Это обычный набор электропотребителей, с которым мы ездим зимой. По мере их включения, напряжение может немного просаживаться, но потом возвращаться к первоначальному, так работает регулятор напряжения генератора. В целом, напряжение не должно быть ниже 13.6В. Если оно просело ниже, то это повод обратиться в сервис.

Далее, начинайте поочерёдно выключать потребители. Напряжение должно вернуться к тому, которое было изначально на холостом ходу. Если оно выросло, и стало выше 15В, значит регулятор напряжения неисправен. Повышенное напряжение может привести к выходу из строя электрооборудования и к перезаряду аккумулятора. В таком случае необходим ремонт генератора.

Также можно поиграться оборотами двигателя. В результате изменения оборотов двигателя, напряжение не должно выпадать из диапазона от 13.6 до 14.8В и "залипать" за этими пределами. Если это происходит, значит регулятор напряжения неисправен и это повод обратиться в сервис.

Многие "автоэксперты" советуют включить всё возможное электрооборудование и проверить показания под такой полной нагрузкой. Можно попробовать, но диодный мост генератора вам за это спасибо не скажет, и, если генератор уже не молод, то может и прогореть и выйти из строя. Такая проверка смысла не имеет, т.к. не бывает в жизни ситуаций, когда человек использует всё электрооборудование на 100%, да и при этом ещё стоит на холостом ходу. Я считаю, что генератор не обязан обеспечивать 100% работу электрооборудования в таких условиях. Да, запас по мощности должен быть, но в разумных пределах.

Ну и самая правильная диагностика - это диагностика в режиме эксплуатации. Такую диагностику не сделают ни в одном сервисе. Покатайтесь несколько дней с включённым вольтметром, изредка поглядывайте на его показания. Если показания в норме - значит у вас всё в порядке, если выпадают из нужного диапазона, нужно выявить условия, при которых это происходит и разбираться. В любом случае, при посещении сервиса, собранная вами информация об условиях возникновения неисправности поможет быстрее выяснить причину и сэкономить время, а может даже и деньги.

Подобную диагностику можно проводить пару раз в год, благо, что много сил времени она не занимает.

Всем хорошего напряжения.

Если понравилась статья, ставьте лайк, ну и подписывайтесь на канал. Буду стараться добавлять действительно полезные статьи, а не клйкбейт из двух абзацев из серии "Все кругом делают всё неправильно, и только я знаю секрет, и сейчас вам расскажу!".