У вас родилась идея онлайн-бизнеса или вы просто решили «прописать» свое дело в Сети? Поздравляем! Теперь вам нужен сайт, верно? И вы наверняка не UX-дизайнер, не разработчик и вообще не особо сильно во всем этом разбираетесь... С чего же вам начать и как получить на выходе хороший сайт, который точно сможет стать надежным подспорьем или даже основой для вашего бизнеса? Сейчас расскажем.
1. Четко определите цели создания сайта
Для начала оговоримся: перед началом разработки вы должны на 100% знать, для чего именно создается сайт. Без четкой цели далеко вы не уйдете. Казалось бы, прописная истина, но мы, как разработчики, довольно часто сталкиваемся с клиентами, которые не ставят перед собой четкую цель, перебираясь в онлайн. Им просто хочется создать свой сайт и точка.
Но интернет так не работает. Такой сайт не будет никому мешать, он будет просто висеть в Сети бесполезным грузом, не принося ничего своему владельцу. Сайты, знаете ли, в этом плане, как люди, чтобы приносить ощутимую пользу им обязательно нужна цель.
Вообще таких целей, для которых создаются бизнес-сайты, не так уж и много – выбирайте:
- дать информацию о чем-то (о компании, человеке, событии, товаре/категории товаров) + получить возможность обратной связи (заполнить форму, «обратный звонок», калькулятор и т.д.);
- дать информацию о чем-то + получить возможность обратной связи с бронированием определенного товара или услуги;
- продать товар/множество товаров прямо с сайта + дать немного информации + получить возможность обратной связи.
Это все. Абсолютное большинство сайтов мелких и средних бизнесов в Сети выполняет одну или несколько из этих целей, хотя, конечно, существуют и исключения.
2. Всегда начинайте с малого
В процессе разработки очень часто может возникнуть «эффект тележки из супермаркета» – интернет дает бизнесу множество возможностей, кажется, что реализовать каждую очень легко, а потому хочется всего и сразу. Неплохо было бы привлекать лиды, полноценно и комплексно рекламировать свой бренд, а еще нужно настроить продажу товара прямо с сайта, реализовать систему доступа к премиум-контенту, а сбоку «прикрутить» какой-нибудь тематический форум.
Конечно, делать все это сразу не стоит по двум причинам:
- Если намешать все возможности и функции, велика вероятность, что не будет работать ничего. С другой стороны, всегда можно сделать «финт ушами» и сконструировать такой сайт, где все цели сосуществовали бы органично, но стоить это будет очень дорого. А самое обидное – не факт, что такое вложение окупится. Почему?
- Потому, что всегда нужно начинать с MVP. MVP – «minimal viable product» или «минимальный жизнеспособный продукт». Это – самостоятельный продукт, на создание которого затрачивается сравнительно немного усилий и в котором реализована минимальная необходимая часть ваших «хотелок».
В нашем случае, некое подобие MVP – это готовый сайт, на котором все работает на реализацию одной конкретной цели или идеи. Впоследствии, анализируя «своих» пользователей и то, как работает ваш сайт, вы сможете точно понять, как именно реализовать другие цели и нужно ли вам это делать вообще. Таким образом вы минимизируете риски, а минимизировать риски – это всегда хорошо.
3. Определитесь, как на ваш сайт будут приходить люди
Еще один важнейший аспект функционирования любого сайта, с которым нужно определиться на берегу. На ваш сайт должны приходить потенциальные клиенты, а как они это сделают?
По большому счету, у них три различных пути:
- Прямые заходы + переходы через различные ссылки на сайт;
- Рекламный трафик;
- Органический трафик из поисковиков.
Прямые заходы и переходы через ссылки – это хорошо, обязательно продвигайте свой бренд и разместите ссылки в соцсетях и справочниках. Но есть один нюанс: этот путь не принесет вам большого стабильного потока посетителей.
Основные источники трафика для сайтов малого и среднего бизнеса – почти всегда реклама и органика (SEO). Если бы способы продвижения были едой, то реклама была бы пельмешками – быстро, вкусно, но относительно дорого и нужно постоянно докупать. Посетителей будет много сразу, но как только деньги на рекламу закончились – заканчивается и трафик.
SEO-продвижение в таком случае можно сравнить с мешком картошки на посадку – для того, чтобы поесть, нужно сильно потрудиться и подождать, зато потом можно питаться результатом своих трудов очень долго. Хорошее SEO-продвижение – это планомерное и постоянное улучшение своего сайта, его плоды вы пожнете только через какое-то время, как правило – несколько месяцев. Зато после трафик из поиска приходит «сам», не нужно никаких дополнительных вливаний.
Определитесь сразу, какому виду продвижения вы отдадите свое предпочтение, от этого зависит тип сайта и способ его наполнения.
Кстати, в случае с продвижением вариант «всё и сразу» приемлем и очень даже желателен, если позволяет бюджет, но в таком случае вам обязательно нужен многостраничный сайт.
4. Твердо определите тип будущего сайта
Это стоит сделать тогда, когда вы уже определились с целями и методами привлечения трафика. Условно мы можем разделить все сайты для бизнеса на четыре типа.
- Лендинг;
- Корпоративный сайт;
- Корпоративный сайт с каталогом, карточками товаров, модулем бронирования и т.д. (без прямых продаж с сайта);
- Интернет-магазин.
Поговорим о каждом по порядку и опишем их плюсы и минусы.
– Лендинг
Одностраничный сайт. Подойдет для создания личного сайта-визитки, рекламы отдельного товара, услуги или мероприятия. Часто бывают «одноразовыми» – рекламируют один товар или услугу ограниченное время, после чего удаляются.
Плюсы: Очень дешево, просто и быстро в исполнении.
Минусы: Не подходит для SEO-оптимизации (только реклама). Не получится предоставить много информации, разноплановая информация на одной странице также воспринимается плохо.
– Корпоративный сайт
Простой многостраничный сайт. Как правило, включает в себя от 4 страниц (главная, услуги, о компании, контакты), а также простейшие формы (обратная связь), калькуляторы и т.д. Подойдет для онлайн-представительства компании, индивидуального предпринимателя, рекламы крупных мероприятий и для любых простых задач.
Плюсы: Относительно дешево, довольно просто в исполнении. Можно продвигать по SEO. Дает возможность структурировать информацию, передать большое количество данных без потери качества.
Минусы: Дороже лендинга, нужно работать над каждой отдельной страницей, прорабатывать структуру сайта и навигацию.
– Корпоративный сайт + сложные модули (без онлайн-продаж)
Многостраничный сайт. Может включать в себя множество разделов, в том числе каталог, карточки товаров, отдельные страницы под специальные возможности. Подойдет для онлайн-витрин, сайтов отелей, кинотеатров и т.д.
Плюсы: Можно реализовать любые сложные стратегии интернет-маркетинга, собирать лиды на конкретные товары или услуги, более интерактивно взаимодействовать с клиентом. Как правило, такие сайты очень хорошо продвигаются по SEO.
Минусы: Чаще всего дорого, долго и сложно, реализация сложных функций требует усилий опытных специалистов.
– Интернет-магазин
Многостраничный сайт с карточками товаров, корзиной и продажами с сайта.
Плюсы: Непосредственная реализация товаров с сайта. Множество уникальных вариантов для SEO-продвижения.
Минусы: Дорого и сложно (хотя зависит от размера). Необходимо дополнительно настраивать сложный функционал (корзина, платежные системы и т.д.)
5. Решите, что именно должно быть на вашем сайте до начала разработки
Выбрали тип сайта? Самое время определиться и с его наполнением! По этому поводу у нас будет два полезных совета:
- Не забывайте – все мы стоим на плечах гигантов. Наверняка сайтов с похожей на вашу тематикой уже множество, не стесняйтесь смотреть на удачные примеры и брать от них лучшее. Зайдите в поисковик, вбейте «свой» ключевой запрос и откройте первые сайты в органической выдаче. Формы (количество и виды), названия и оформление страниц... Все это может оказаться очень полезным, если подсматривать с умом.
- Бритва Оккама – наш лучший друг. Отсекайте все лишнее и ненужное, помните, мы стремимся к выполнению цели и созданию MVP. Перенимайте только максимально полезные фишки и инструменты.
Перед созданием прототипа вы должны четко понимать, какие блоки, страницы, формы и прочие элементы будут на вашем сайте и в каком количестве.
6. Начинайте с прототипа
Прототип – точная реализация вашего видения, «скелет» страниц вашего будущего сайта. Создавайте прототип, опираясь на UX-правила построения страницы, подробнее о них можете прочитать вот здесь.
Прототип пригодится вам в любом случае. Даже если вы отдадите создание сайта на откуп специалистам, он поможет им лучше понять задачу. Начинать же самостоятельное создание сайта без прототипа – огромная ошибка, хаотичное размещение блоков на сайте – самый верный способ «убить» его юзабилити.
Создать прототип можно на специальных сайтах, хотя часто достаточно будет размеченной таблицы в ворде или экселе или даже начерченного плана от руки.
7. При самостоятельной разработке – не бойтесь делегировать сложные задачи
Никто не застрахован от ситуаций, когда очень нужно добавить что-то на сайт, а как это сделать – вы не знаете. Даже при работе с Тильдой может понадобиться помощь, например, если требуется реализовать несколько зеро блоков или настроить модули интернет-магазина. В таком случае, лучше обратиться к профессионалам: во-первых, сэкономите время и нервы, а во-вторых, точно не допустите критических ошибок.
Обратиться за помощью, как правило, очень просто, например на нашем сервисе вы можете просто написать своему личному менеджеру или заполнить форму вот тут, мы сами с вами свяжемся и обязательно поможем.
8. Наполняйте сайт грамотно
Независимо от того, какой у вас сайт и как вы планируете продвигаться, работа с контентом – важнейшая составляющая разработки. Контент – ваше все, через него вы «общаетесь» с клиентом, передавая ему информацию. Если с контентом на сайте беда – все усилия по разработке пойдут прахом, будьте уверены.
Чтобы этого не допустить, внимательно и вдумчиво пишите текст на свой сайт, подбирайте подходящие по смыслу и дизайну изображения и видео, коммерческое использование которых официально разрешено. Если вы принимаете работу у копирайтера или дизайнера – то же самое: будьте внимательны и следите, чтобы контент соответствовал основным правилам. Для текста эти правила можете подсмотреть вот тут, а для изображений тут.
9. Базовая оптимизация строго обязательна
Ей нужно заняться, даже если вы совсем не планируете SEO-продвижение. Базовая SEO-оптимизация обычно включает в себя настройку основных зеркал, ЧПУ, создание страницы 404 ошибки, подключение SSL-сертификата, иногда настройку файла robots.txt, регистрацию сайта в вебмастерах Яндекса и Google.
Все это, во-первых, позволит вашему сайту попасть в поисковую выдачу, даже если ваш сайт вообще не подходит для продвижения. Попадание в выдачу и участие в ранжировании ни для кого лишним не будет – много клиентов из поиска без оптимизации к вам не придет, но кто-то наверняка заглянет. Во-вторых, это очень важно для клиента с точки зрения удобства и безопасности. Если вы собираете личную информацию без подключенного SSL-сертификата – готовьтесь к санкциям от браузеров, а без 404 страницы вы можете легко потерять клиента, независимо от того, каким образом он к вам пришел.
В общем, проводить базовую оптимизацию – важно и нужно. На Тильде вы сможете легко сделать это самостоятельно. Если вы работаете не в конструкторе, с оптимизацией придется «попотеть», возможно есть смысл делегировать эту задачу опытным специалистам. Если же сайт вам уже разрабатывают специалисты, возможно, базовая оптимизация входит в тариф разработки (как, например, в наши корпоративные тарифы). В любом случае, стоит проверить этот момент и оптимизацию провести.
10. «Прикрутите» счетчики и анализируйте результаты
Прекрасный мир таких медиа-гигантов, как Яндекс и Google, дает нам огромное количество бесплатных возможностей для продвижения и улучшения собственного бизнеса. Одна из таких возможностей – метрики – Яндекс Метрика и Google Analytics. Это бесплатные и невероятно полезные инструменты, их очень легко установить, а возможности для анализа, которые они предоставляют, практически безграничны. Ни в коем случае не игнорируйте эту возможность, информация такого рода просто бесценна для любого онлайн-бизнеса.
Инструкция по установке и настройке тут (Яндекс) и тут (Google), обязательно установите хотя бы один из этих счетчиков, настройте цели и анализируйте информацию, благо обучающих мануалов по работе с этими сервисами полно, в том числе и официальных, от производителя.
Вместо заключения
В статье мы рассмотрели план, состоящий из 10 советов по самостоятельному созданию сайтов, если вы не разработчик и не дизайнер. Но если все вышеизложенное кажется вам сплошными терниями, а к звездам в ТОП попасть хочется, то рекомендуем обратиться к профессионалам.
Если решите доверить разработку сайта нам, то подробно вас проконсультируем и воплотим любую вашу цель или цели в жизнь.