Власти периодически мусолят новый Закон о такси. И периодически всплывает мнение о запрете мигрантам работать водителями. Аргументы депутатов: переработка водителей, аварийность, антисанитария, плохое знание города и языка, жалобы пассажиров. Понятно, что половина аргументов высосаны из пальца, кроме двух: чудовищной переработки и нищеты всех водителей, невзирая на паспорт. Тем не менее, мы проанализировали, как изменится рынок такси, если ввести запрет на мигрантов. Вначале две вводных.
По данным журнала «За рулем», в 57% случаев за рулем такси сидит гражданин из ближнего зарубежья. «Больше всего мигрантов у агрегатора «Яндекс.Такси» — 72%, догоняет его «Убер» с 64%, на третьем месте «Везет» — 56%, у «Гетт» — 52%, а у «Ситимобил» — 44%».
Согласно официальной статистике, средняя зарплата в Москве 80 000 рублей.
Чтобы заработать такие деньги, сегодня водитель такси на арендованной машине в Москве должен проводить на линии не менее 14 (четырнадцати) часов без выходных. Или 18 часов, если с двумя выходными в неделю. В регионах ситуация вообще адова.
Если свести первое и второе, то при сокращении числа водителей в 1,8-2 раза часовая выручка увеличится пропорционально, и водители из касты изгоев перейдут в класс социального и потребительского благополучия. Взгляните на цифры. Конечно, это данные по «жирующей» Москве и без учета ковидных санкций в середине прошлого года. Сравниваем работу на арендной машине, эконом, 10-часовая смена, 2 выходных в неделю, аренда 1500 руб/30 дней.
Итак, если допускать к работе водителей только с российским паспортом и правами, ситуация в отрасли изменится кардинально. Для водителей, пассажиров, агрегаторов и таксопарков. Разберем подробнее.
Для водителей. Снимаются проблемы переработок, аварийности и нищеты. Водитель на линии 10 часов с двумя выходными в неделю и среднестатическим заработком в 80 000 руб, соответствующим Москве. Сотни тысяч водителей вернуться в сферу полноценного потребления, увеличивая выручку других отраслей. Наконец, водители на собственных автомобилях станут богатыми людьми, и каждый из них будет тратить на потребление ещё на 50 000 руб больше.
Для пассажиров. Неизбежное повышение тарифов – да. Но не пропорционально в 2 раза. В действительности, рынок скорректируется незначительно, в более цивилизованном направлении за счет агрегаторов (об этом ниже). Пассажиры скорректируют свой бюджет. Придет понимание, что поездка на такси – это не поездка на маршрутке. Время ожидания изменится незначительно. Машины как распределялись равномерно по городу, так и будут. И ожидание составит если не 3, то 6 минут. Неизбежный, но закономерный результат - это вымывание маргинального пассажиропотока. Вымывание тех, кому лень дойти до остановки автобуса или пройти километр пешком, или выгоднее втроём ехать за 89 руб.
Для агрегаторов. Как ни странно – рост выручки. В настоящее время агрегаторы используют экстенсивные плоские алгоритмы тарификации, скашивая с поля перевозок любую копейку. Вплоть до отъема пассажиров у общественного транспорта. При этом выгода водителя и его расходы на бензин и амортизацию фактически не учитываются. Агрегаторам придется вводить более сложную тарификацию, где ориентация будет не только на Спрос, но и на Предложение. Единственный водитель в удаленной точке должен получить право влиять на цену. Дальние поездки загород должны оплачиваться с двойным коэффициентом возврата. Также логично возвращение счетчика, повсеместная оплата подачи, увеличение штрафов (вплоть до 100%) за отмену заказа пассажиром, увеличение цены при наличной оплате. Основное бремя при росте тарифов будут нести недобросовестные пассажиры.
Для таксопарков. Сегодня у парков колоссальная текучка кадров из-за изнурительной переработки, низких тарифов и невозможности стабильно оплачивать аренду. Каждый, кто заходил за ворота парка, удивляется огромному количеству пустующих машин. Выведение с рынка мигрантов обернется для парков не только стабильностью, но и ростом водителей-партнеров. Заработать 100 000 руб за месяц с 4 выходными согласятся многие, кто раньше зарекался от такси.
Всё сообщество понимает, что властям наплевать на условия работы и достаток водителей.
В заключение сермяжная правда, но и надежда. Всё сообщество понимает, что властям наплевать на условия работы и достаток водителей. На конфликты. На аварийность. На коррупцию ГИБДД, МАДИ, ЦОДД, АМПП, Минтранса и пр. в отношении такси. Напротив, задача властей – охранять интересы картелей и рост их доходов.
Наша экономика сегодня построена на картелях. Картель - это когда 2-3-5 монополистов контролируют рынок и в сговоре устанавливают минимальные закупочные цены, «законно» выдавливая других поставщиков с помощью чиновников. При этом продажную цену картель устанавливает с учетом как можно большего притока потребителей с целью максимизации прибыли. Выражаясь экономическим языком, делает прибыль на обороте, вовлекая новых.
Неконтролируемый приток мигрантов и был создан искусственно в интересах обеспечения картелей дешевой рабочей силой. Строительных, розничных, жилищно-коммунальных, транспортных. Картель агрегаторов повышает свою прибыль, банкротя местных водителей. Картели переводят свою прибыль в оффшоры, а мигранты шлют деньги на родину. Круг замыкается. Всем хорошо, кроме местных производителей и местной экономики. В итоге разрушается уклад жизни и свое население беднеет. Именно в том, что ситуация с мигрантами была создана искусственно, и её необходимо откатить в цивилизованное русло, и заключается наше моральное и экономическое обоснование приоритета своих водителей перед мигрантами. Так есть свет в конце тоннеля?..
Осенью 2021 года в России пройдут парламентские и региональные выборы.
Несмотря на карманность, такие партии как КПРФ или Справедливая Россия вполне захотят бросить избирателям популистскую кость. Замахнуться на строительный или ЖКХ-картель – себе дороже. А вот на Яндекс/Сити вполне можно, не бог весть какая величина. Тем более что избиратель ни разу не был на стройке, дворники до 9.00 исчезают, а вот в такси ездят все. Так что разыграть карту ксенофобии и пожертвовать таксистами-мигрантами ради «безопасности» и «комфорта» может и прокатит. Редкий случай, если депутаты сделают полезное дело.