Так жарко в январской Хакасии не было давно. И это не про температуру по Цельсию. Общественно-политические страсти накалились настолько, что, похоже, преодолели все исторические максимумы. Протесты, перевороты и заговоры вошли в основу большей части основных событий недели. Назовем главные из них.
Погуляли да разошлись
О противостоянии главного оппозиционера с президентом страны не говорит только ленивый. У этой темы нет равнодушных, как и третьей стороны - лишь те, кто за глобальные перемены и те, кто против. Когда стало ясно о готовящихся акциях в поддержку Алексея Навального, представлялись массовые демонстрации в Москве, Санкт Петербурге, еще не остывшем от акций в поддержку Фургала Хабаровске… Одним словом, многомиллионные города, где люди готовы бесстрашно сказать свое слово. Они это делали не раз и обязательно сделают вновь.
Но организаторы несанкционированных митингов агитировали выйти на улицу не только города-миллионники, но и такие как Абакан. В городских пабликах соцсетей распространялись даже памятки «правильного протестующего» - зашейте карманы, возьмите с собой молоко для защиты от слезоточивого газа. Для Абакана, собиравшегося на настоящий протест лишь единожды, трудно представить такое шоу. Здесь даже снегопад зимой называют сенсацией.
Ни беспредел угольных разрезов, ни безразличие властей по вопросам экологии, никакие другие проблемы не провоцировали людей выйти на настоящий пикет. Еще и несанкционированный. Еще и грозящий участникам оказаться в СИЗО.
Непроплаченный многотысячный митинг Первомайская площадь Абакана видела летом 2010 года, когда люди сказали «нет» кремниевому заводу. Все остальное - либо за деньги, либо собирало лишь несколько сотен людей. Жители Хакасии любят много говорить в соцсетях. Когда доходит до дела… В общем, казалось смелые бунтари-онлайн так и останутся там же, в сети.
Когда 23 января корреспондент 19rus.info пришел к 12 часам на Первомайскую площадь за репортажем с места событий, теория подтвердилась - возле памятнику Ленину не было никого, кроме кучки полицейских. Организаторы «бунтарств» просто изменили время, придя туда сильно позже. Но пришли! Что вызвало удивление (не путать с восхищением) многих.
В отличие от многих других городов Абакан отличился мирным течением акции. Никаких дубинок и слезоточивого газа, никаких уголовных дел и других воздействий, несмотря на несанкционированный характер акции. Несколько десятков людей постояли с немногочисленными плакатами, поскандировали популярные нынче лозунги. Ах да, по тротуарам нескольких улиц прошлась колонна. Конец акции.
Жесткого отпора со стороны правоохранительных органов не замечено, за что многие говорят им спасибо. Но Абакан не был бы Абаканом, если бы из одного инцидента не сделал шок-контент. «Молния» - на акции задержали мужчину с ребенком, малыша «бросили на произвол толпы». Почему-то распространители скандального видео не упомянули, что мужчина был пьян. Что уже само по себе нарушение общественного порядка. Как пояснили в МВД по Хакасии, он вел себя агрессивно и на замечания сотрудников полиции не реагировал. Сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних передал ребенка матери.
Что творилось в других городах 23 января, все знают из многочисленных видео - люди брали в оцепление ОМОН и водили вокруг него хороводы, «расстреливали» снежками и даже бутылками. Задержаниям подверглись более 2 300 участников шествий и митингов. Акции протеста во многих городах сопровождались избиениями, уголовными делами.
Появился шанс забрать свое
Наблюдатели акции в Хакасии удивлялись, почему же люди не выходят на улицу по причинам, касающимся их напрямую, но выходят в защиту политзаключенных? Особенно часто возникал вопрос об угольных разрезах - что же люди не восстают против них? Даже когда появилась идея восстановить к ним налоговую справедливость, жители Хакасии не особо восприняли ее с позитивом.
Многие в республике мечтают - вот, если все угольщики были зарегистрированы бы в Хакасии и платили все налоги здесь, было бы справедливо. Разрезы зарегистрированы то в Москве, то на Кипре…Один, похоже, Майрыхский разрез только в Хакасии. Обязать их платить налоги на реальную прибыль невозможно. Ни одна налоговая проверка не находит нарушений - предприятия используют законный обман.
Региональное отделение ОНФ порассуждало - раз угольщики находят схемы по уводу налога на прибыль, значит, нужно найти другой способ взять республике свое. Руководитель отделения Евгений Мамаев предложил повысить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с существующих смешных 28 рублей до 200-250 руб. с тонны (с учетом текущей ситуации). Он даже попросил премьера Михаила Мишустина предоставить региону право устанавливать дополнительно НДПИ до 10% от мировых цен. Это позволило бы республиканскому бюджету получать по несколько миллиардов рублей ежегодно. Заманчиво, правда?
Мамаев вышел на правительство Хакасии и Верховный Совет - все-таки для продвижения идеи нужно ее принять на региональном уровне и передать в Госдуму. Изменения налога на НДПИ требуют пересмотра федерального закона, а это непросто. Особенно, когда речь о кармане угольных олигархов. Сложно, но можно, будь у депутатов и чиновников гражданская воля.
Правительство Хакасии, несмотря на ненависть к автору идеи, номинально признало - налог на добычу полезных ископаемых действительно нужно пересматривать. Минфин неожиданно оперативно даже подготовил проект о внесении изменений в ст.342 ч.2 Налогового кодекса Российской Федерации, которым предложил увеличить ставку не в 10, а в 20 раз, до 480 руб. за тонну. С такой необоснованно завышенной цифрой проект, конечно, не пройдет, но что мешает его вынести на широкое обсуждение и тщательно доработать?
Правительство Хакасии, председатель которого в своей предвыборной программе делал на «обнаглевших» угольщиках особый акцент, казалось, должно было делать все возможное для продвижения проекта. Но этого не будет. Минфин объявил, что передал документ региональному ОНФ и теперь именно он должен заниматься продвижением идеи. Поддержать - поддержали, ну а дальше как-нибудь сами.
Не торопится выдвигать на обсуждение документ и Верховный Совет, несмотря на особую любовь Владимира Штыгашева к этой теме. Все помнят пламенную речь спикера на заседании Совета Федерации про налоги, разрезы и тотальную несправедливость. Валентина Матвиенко ему даже выключала микрофон - настолько он был дерзок и смел. Как только появилась реальная возможность восстановить налоговую справедливость, запал пропал - его так часто хватает только на речи.
На январской сессии обсуждения не будет, так как остается мало времени для подготовки этого законопроекта. Вопрос - когда - так и остался открытым. Может, и никогда. В Хакасии часто люди обещают многое, но как только садятся в чиновничьи кресла, меняют приоритеты.
Извинения не приняты
Впрочем, председателю Верховного Совета республики сейчас не до налогов. Владимир Штыгашев готовится к знаковой сессии, на которой будет поднят вопрос о его отставке. 27 января перед парламентом хотят выступить представители делегации из Калмыкии. Они будут требовать сложения полномочий Штыгашева за его прошлогодние высказывания о воевавших на стороне фашистов калмыках. Спикер извинился за свои слова, но обиду за них может снять только его отставка, решили представители Калмыкии. Хотя есть конкретный закон РХ от 19 сентября 1995 года N 46 "О Верховном Совете Республики Хакасия", регламентирующий отставку председателя.
Такое желание смены законодательного органа власти в преддверии выборов в Государственную думу наталкивают на мысли о политической подоплеке сей акции. Снять или укрепить подозрения сможет лишь сессия. Как поведут себя представители фракций - выступит кто-то в защиту бессменного спикера? Кто со скрываемой радостью будет отмалчиваться? Пока что открыто на сторону Штыгашева встала только КПРФ. Представительница другой партии давно уже метит на место спикера, потому вся фракция, скорее всего, отмолчится.
Если готовящаяся акция по свержению регионального законодателя - политический ход, то он остается единственным активным и открытым хитрым действом перед выборами в Госдуму. До осени остается не так много времени, как кажется, а кандидаты себя почти никак не проявляют. Критика власти и выступления на ТВ не в счет. Устали в 2018-м, или все уже схвачено?
Такой была минувшая неделя глазами корреспондента 19rus.info. Будь в курсе, оставайся с нами.
Влада Соколова