Найти тему
Без Башкортлар

Гонимые Чингиз-ханом. Башкирский род Гиреи

Оглавление

Империя Ляо и северные кочевники

В X веке в Северном Китае возникает империя Ляо, что по-китайски значит «Железная». В то время предки монголов еще обитали в бассейне притоков Амура – рек Онон и Керулен. А в центре современной Монголии жили племена Найман, Меркит и Кереит.

Последнее название состоит из корня Кэрэ, что по-монгольски значит «ворон», и суффикса множественности «ит». Таким образом, слово Кере + ит переводится как «вороны».

В башкирской родоплеменной номенклатуре используется единственное число данного этнонима – Гэрэ или Гирей.

Сами кереиты, по всей видимости, были тюрками, сильно смешавшимися с монголами. Об этом говорят имена и титулы их знати: Кучлук – «сильный», Буюрук – «приказывающий», Бильге – «мудрый» и т.д.

Подробно с родословной рода Гирей и историческими документами можно ознакомиться во втором томе "Истории башкирских родов", посвященном роду Елан. (первая часть, вторая часть)

В конце X века объединенные силы северных кочевников – кереитов, найманов и меркитов – под руководством выбранного ими Далай-хана вступили в неравную схватку с империей Ляо.

Хорошо обученные, закованные в железо, армии имперцев нанесли северянам сокрушительное поражение. Постоянные разногласия в их среде не давали возможности для прочного объединения. Нужна была скрепляющая идея. И таковая вскоре нашлась.

Чингиз-хан и китайские послы, персидская миниатюра XIV в
Чингиз-хан и китайские послы, персидская миниатюра XIV в

Маркус I , хан Кереитский

В 431 году на Третьем Вселенском Соборе в Эфесе Константинопольский патриарх Нестор за свои идеи о человеческой сущности младенца Христа был предан анафеме. Гонимое, как ересь, несторианство нашло прибежище на Востоке.

В 1007 году хан кереитов направляет посольство к несторианскому митрополиту и принимает христианство, приняв имя Маркус, то есть Марк.

Персидский историк XIV века Рашид ад-дин писал о кереитах: «У них были уважаемые государи из своих племен. В то время в тех пределах они имели больше силы и могущества, чем другие племена. До них дошел призыв Иисуса, – мир ему! – и они вступили в его веру…»

Численность кереитов, принявших несторианство, источники определяют в 200 тысяч человек взрослого населения. Следовательно, с учетом детей кереитов было в два раза больше, то есть 400 тысяч человек.

По меркам XI века это был огромный народ.

Принятие единой религии сыграло роль консолидирующего фактора для враждующих племен. Объединенные силы кереитов, найманов и онгутов в 1069 году нанесли поражение войскам империи Ляо. Хан Маркус I, добившись независимости кереитского ханства, вскоре умирает. Ему последовательно наследуют ханы Маркус II, Маркус III, Хурджакус (Григориус) и, наконец, Тогрул-хан по прозвищу Ван-хан.

Тогрул «Ван-хан», хан Кереитский

Последним кереитским ханом был Тогрул. Его жизнь была полна злоключений. В семилетнем возрасте он был захвачен в плен меркитами, однако, вскоре был освобожден отцом. Затем он был взят в плен татарами, но сумел бежать из неволи.

В 1171 году он был свергнут с престола. К нему на помощь явился монгольский предводитель Есугей-багатур, отец будущего Чингиз-хана, и восстановил его права. После этого они стали побратимами.

Вскоре Есугей-багатур был отравлен татарами во время случайной встречи с ними в степи и Тогрул-хан стал для его сына названным отцом. Они ходили в походы против своих противников и проводили согласованную политику.

Одной из таких совместных операций было разгром и поголовное уничтожение племени татар.

В 1202 году Тогрул-хан и Чингиз-хан во главе объединенного войска кереитов и монголов напали на татар, разбили их, а затем подвергли поголовному уничтожению.

Согласно «Тайной истории монголов», они казнили всех татар мужского пола, равняя их к тележной оси: «Всех, кто выше оси, мечу предадим, остальных же рабами навек мы по всем сторонам раздарим...» За победу над татарами Тогрул-хан получил от китайской империи Цзинь, сменившей к тому времени Ляо, чин «вана», то есть царя.

Конец Кереитского ханства

После победы над татарами Тогрул-хан стал самым могущественным государем Центральной Азии. Однако, как гласит монгольская мудрость, на небе одно солнце, а на земле должен быть один хан. Растущее влияние Чингиз-хана не могло не беспокоить его.

В 1203 году между бывшими союзниками разгорелась война. Долгое время чаша весов клонилась то в одну сторону, то в другую. По сути дела, в этой войне решалась судьба мира.

Идеал Тогрула Ван-хана Кереитского и всей старомонгольской знати сводился к мирному сосуществованию с Китаем и другими державами.

Чингиз-хан и его сторонники, так называемые «люди длинной воли», не хотели получать из Пекина или еще откуда бы то ни было чины и титулы. Они сами хотели повелевать миром сидя на коне.

Решающая битва произошла местности Калаалджит-Элэт, где кереиты, возглавляемые сыном Ван-хана, Сангуном, показали всю свою воинскую доблесть, едва не разгромив Чингиз-хана. Под покровом ночи он отвел остатки своего войска – всего 2600 человек.

Вместо того, чтобы догнать и добить противника, Ван-хан дал себя втянуть в переговоры, в ходе которых, потеряв бдительность, подвергся внезапному нападению монголов. Кереиты были разгромлены.

Гиреи Башкортостана

После поражения, понесенного от монголов, кереиты бежали на запад. Небольшая их часть оказалась в Башкирии, где, войдя в состав башкирского народа, образовала отдельный Гэрэйский улус или волость.

Генетические исследования, проведенные у башкир-гирейцев, показали доминирование у них гаплогруппы I1-M253. Этот генетический маркер характерен для народов запада Евразии, но не тюрков и монголов. Это говорит о том, что собственно кереиты Центральной Азии были лишь небольшой военной дружиной, давшей основанному ими клану свое имя, но затем без следа растворившейся среди автохтонного башкирского населения.

Гирейцы занимали обширные земли на северо-западе исторического Башкортостана.

Основной массив поселений, основанных башкирами-гирейцами на территории современного Татарстана, расположен в центральной и северной части Актанышского района между поселениями, основанными енейцами с запада, кыргызами – с востока и булярцами – с юга.

Кроме того, восточнее, на территории современного Краснокамского района РБ большую часть башкирского населения также составляют потомки башкир рода Гирей. Они также проживают в прилегающих к указанному району деревнях Илишевского и Калтасинского районов РБ.

В низовьях р. Агидель по обе ее стороны гирейцы образовали род Иль (ильде)-гирей («родина гирейцев»).

Иль-гирейцы, в свою очередь, подразделялись на территориальные единицы, тюбы (ары): Янзигитовскую и Буртюковскую, которые находились в Белебевском, а затем в Бирском уездах; Азякулевскую и Такталачуковскую, находившихся в Мензелинском уезде (ныне на территории РТ).

Отметим, что значительная часть аулов гирейцев на правобережье Агидели (Краснокамского и Калтасинского районов РБ) были основаны относительно поздно – во второй половине XVIII в., поскольку большая их часть является выселками из коренных поселений гирейцев на левом берегу Агидели: Актанышбаш, Балтач, Уразай, Такталачук, Шарип, Барсук, Гарей, Ильчебай и др.

Давление переселенцев с Казанской и других губерний, нехватка земель, вынуждала предков гирейцев отселяться на восток и основывать в пределах своих вотчинных земель новые аулы.

Около 20 сел на границе Янаульского и Татышлинского районов РБ также имеют гирейское происхождение. Здесь гирейцы образовали род Урман-гирей, закрепившие за собой вотчинные земли в районе верхнего течения рр. Варзи и Гарейка (в настоящее время это Янаульский и Татышлинский районы РБ).

Таким образом, гирейцы занимали различные природно-хозяйственные зоны исторического Башкортостана: иль-гирейцы – пойменные земли низовья р. Агидель, урман-гирейцы – зону темнохвойных лесов северной части Бирского уезда.

Башкиры рода Гирей сейчас

Башкиры рода Гирей ныне проживают в аулах Старый и Новый Янзигит, Старый и Новый Буртюк, Старо- и Ново-Нагаево, Старый и Новый Каинлык, Янгуз-Нарат, Ново-Кабаново, Ново-Хазино, Старо- и Ново-Уразаево, Такталачук, Старый и Новый Ашит, Бачкитау, Куяново, Новый Актанышбаш, Мрясово, Ново-Балтачево, Шарипово, Янаул Краснокамского района РБ.

Башкиры-гирейцы также проживают в селениях Старо-Хазино, Телекеево и Биктово Илишевского, в Новобиктово Дюртюлинского, а также в селах Кызыл-Яр, Ямады, Старый и Новый Алдар, Месягутово, Салихово, Югамаш, Тау, Верхний и Нижний Чат, Сибады, Сандугач, Зирка, Куш-Имян, Юссуково, Асавдыбаш, Сабанчи, Урал, Чулпан и других Янаульского районов.

Кроме того, башкиры-гирейцы населяют такие населенные пункты Татышлинского района РБ, как Шулганово, Чишмы, Кашкаково, Ачу-Елга, Старо-Акбулатово, Юрмиязбаш, Бизь, Асавды, Зиляктау, Бургынбаш, Сараштыбаш, Юсупово и другие.

В Ишимбайском районе гирейцы населяют селения Кулгунино, Старо- и Ново-Саитово, Кабясово, Калу-Айры, Ялтаран.

В Актанышском районе Татарстана потомки башкир-гирейцев проживают в селах Старый Актанышбаш, Старо- и Ново-Тлякеево, Мрясево, Азякуль, Таймурзино, Барсуково, Ямалы, Куяново, Шарипово, Зияшево, Старо- и Ново-Балтачево, Уразаево, Ирмяшево, Ильчибаево, Верхнее- и Нижнее-Гареево, Такталачук.

Последнее селение является родиной знаменитого старшинского и дворянского рода Мутиных, один из представителей которого, Ильдархан Мутин, был участником башкирского национального движения, членом Башревкома и сподвижником А.-З. Валиди.

Важность знания истории рода и шежере подчеркивали башкирские просветители Мухаммад-Али Чукури и Мухаметсалим Уметбаев, Ризаитдин Фахретдин. В одной из статей нашего канала мы приводили пример из юридической практики правоприменения шежере в восстановлении вотчинных прав. О корнях вотчинного права башкир и их связи с шежере - можно прочитать также на нашем канале.