Веру Саввичну Самарину знают даже те, кто никогда о ней не слышал: волшебная кисть Валентина Серова легко и вдохновенно увековечила образ смуглой кареглазой девочки-подростка в галерее шедевров русской живописи.
Для «Девочки с персиками» двенадцатилетняя Веруша, большая непоседа, любимица всей многолюдной семьи Мамонтовых, позировала своему «большому» другу Антоше (В.А. Серову) ежедневно без малого два месяца. Несмотря на усердие прилежной «модели», картина шла мучительно трудно; художник упрямо добивался живой свежести красок, колдовал со светом, стремясь сохранить это прелестное, в тёплых лучах позднего лета «сегодня» для будущего неведомого «завтра».
Выросшая в любви и преклонении близких Вера Мамонтова имела все основания ожидать от будущего ещё больших даров. О дочери знаменитого железнодорожного промышленника, мецената Саввы Мамонтова отзывались восторженно многие: И.С. Тургенев называл её «ангелом», М.М. Антокольский – «прелестью», «абрамцевской богиней»; В.М. Васнецов видел в ней «тип настоящей русской девушки…». Отчего же так печален взгляд прекрасной купеческой дочки; одинаково печален и на серовской солнечной картине, и на лирическом полотне Виктора Васнецова – в тёмных кущах абрамцевского сада с кленовой веткою в руке?
Возможно, просто совпадение, но задолго до рождения Веруши усадьба Абрамцево стала колыбелью чудесной лирической сказки «Аленький цветочек», написанной тогдашним хозяином имения Сергеем Тимофеевичем Аксаковым. Трогательная история любви купеческой дочки к заколдованному принцу, неспешно пересказанная талантливым писателем, стала истинно народным, глубоко русским произведением. А в жизнь Веры Мамонтовой сказочный сюжет вошёл вполне реальными и весьма драматическими событиями.
Кроме «Девушки с кленовой веткой» Васнецов выполнил ещё один портрет Веры Саввичны, изобразив её колоритной древнерусской «Боярышней»: парчовая кичка, шитая золотом душегрея так к лицу черноокой красавице, словно и впрямь вышла она из волшебной сказки. И «принц», как водится, нашёлся под стать – потомок древнего дворянского рода Александр Дмитриевич Самарин раз и навсегда влюбился в купеческую дочь практически с первого взгляда. Только в отличие от «Аленького цветочка» в жизни героям пришлось преодолевать не злые чары колдунов, а сословные предрассудки; родители жениха наотрез отказались благословить неравный, авантюрный, по их мнению, брак.
Через семь лет счастливый финал всё-таки случился, Вера и Александр благополучно обвенчались. По воспоминаниям современников это была действительно красивая пара, большая любовь, крепкая счастливая семья. Ах, как хотелось бы именно теперь поставить точку!
Но была ещё одна картина, написанная с Веруши М.А. Врубелем, частым гостем усадьбы Мамонтовых, в 1891 году. Безупречно выполненная иллюстрация к лермонтовскому «Демону», оказалась недобрым предзнаменованием в судьбе абрамцевской музы: Верочки Самариной не стало в 32 года. На сказочное «долго и счастливо» судьба отвела неполных пять лет. Но – о, великая сила искусства! – история прекрасной купеческой дочки осталась на полотнах, как яркий жизнеутверждающий сюжет.
Автор: Лёля Городная