Приветствую вас, дорогие друзья!
В предыдущем рассказе о летней прогулке в окрестностях "Октябрьского поля", я обещал показать вам довольно любопытное местечко, которое носит название Октябрьский радиоцентр (до революции - Ходынская радиостанция). Раньше это была полностью закрытая и огороженная забором обширная территория, теперь режимность объекта стала уже не та и большая часть территории, за годы превратившаяся в лес с вкраплениями пустырей, открыта для тех, кто знает лазейки в заборе. А знают их в основном только местные, поэтому там тихо и спокойно, людей встречается мало и можно отдохнуть от городского шума.
Слухи про будущее этой территории гуляют разные. Где-то пишут, что всё оставшееся из действующих объектов радиоцентра будет снесено, лес выпилен, а территория полностью будет застроена очередными "муравейниками" (более реалистичная версия), а где-то - что на её месте разобьют цивильный парк. Ну, то есть с плиточкой, фонарями, видеонаблюдением и прочими атрибутами собянинской эпохи (более фантастическая версия). Но даже, если будет реализован второй вариант, который, безусловно, лучше первого, то тишина, уют и атмосфера навсегда уйдут. Территория радиоцентра просто станет очередным, как теперь модно говорить, общественным пространством, где нельзя будет побыть наедине с собой или отрешиться от окружающего шума в компании друзей.
Когда будет принято окончательное решение о судьбе территории неясно, но, зная, что сейчас всё происходит стремительно и внезапно, мы со Стасом недавно решили пройтись там и запечатлеть всё на память, пока до этого уголка ещё не добрались наши "эффективные менеджеры". Давайте же прогуляемся по этому любопытному месту, расположенному среди густонаселённых жилых кварталов Хорошёво-Мнёвников и Щукино, а затем в конце ещё и посмотрим дальний участок Курчатовской ветки, что я также обещал в предыдущем рассказе. Поехали!
1. Начали мы наш поход с улицы Демьяна Бедного. Главная проходная радиоцентра. Построена в 1994 году. Раньше здесь находилась студия радиостанции «Серебряный дождь». Это действующая часть радиоцентра, туда просто так не попасть. Берём правее.
2. По пути заглянем за забор. А за забором нам предстаёт историческое здание Ходынской радиостанции. Оно было построено солдатами русской армии осенью 1914 года, в начале Первой мировой войны на Ходынском поле всего за сто дней. С её помощью Россия поддерживала связь с союзниками по Антанте. Да, если кто-то не знает, то район Октябрьское поле - это тоже бывшее Ходынское поле (также известно как Военное поле).
3. Раньше район Хорошёво-Мнёвники был районом сплошных хрущёвок, сейчас их остаётся всё меньше и меньше. Они сносятся, а уютные зелёные кварталы застраиваются многоэтажками, а всё вокруг закатывается в асфальт и превращается в парковки. И сразу оговорюсь, что мне не хрущёвки жалко, мне жалко уюта, которого больше никогда не будет, а ещё мне жалко и без того находящуюся на грани полного коллапса инфраструктуру, которая, когда все хрущёвки заменят современными истуканами, вообще ляжет. В общем, скоро такие вот кадры станут историческими.
4. Ещё одна милая деталь прошлого - дворовая голубятня. Всё меньше и меньше их в Москве. А большинство тех, что осталось - заброшенные, как эта. Во всяком случае, голубей там не видать.
5. А напротив нам попался заброшенный типовой (серии VI-13) детский садик. Здание было построено в 1964 году, в разное время здесь находились ясли-сад № 335 и частная школа "Логос". Заброшено с конца 2008-го года. Внутрь мы не пошли, ибо смотреть там особенно нечего, а ароматы от жизнедеятельности представителей высшей ступени эволюции чувствовались за версту.
6. Рядом расположен вот такой нетривиальный гаражный комплекс, больше напоминающий какой-нибудь мрачный рынок из "лихих" 90-х.
7. И вот, наконец, мы подходим к лазейке на территорию.
8. Идём по узкому проходу, находим дыру и поворачиваем налево.
9. И вот мы прямиком из жилого квартала попадаем в лесок, который успел вырасти на неиспользуемой уже много лет бОльшей части территории. Здесь сделаю небольшое отступление и вкратце расскажу об истории радиоцентра:
Ходынская радиостанция была первой из построенных в Москве. Как я уже упоминал, она была возведена в начале Первой мировой войны на Ходынском поле всего за сто дней руками солдат русской императорской армии. С её помощью Россия поддерживала связь с союзниками. Впрочем, когда боевые действия ещё только начались, немцы перерезали подводные кабели, соединявшие Россию с Великобританией и другими союзниками и Россия временно осталась без связи. Затем станция работала непрерывно вплоть до конца 1917-го года, в том числе во время Октябрьской революции, но вскоре "замолчала" практически на год, до конца 1918-го, когда её вернули к жизни и стали использовать для передачи политических новостей. Осенью 1920-го на радиостанции был установлен новый передатчик, взамен сгоревшего во время пожара весной того же года. В ноябре 1922-го в честь пятилетия революции радиостанция получила название "Октябрьская".
В начале Великой Отечественной войны станция была отключена, чтобы не служить радиомаяком для немецких самолётов. С прекращением авианалётов и бомбардировок Москвы станция вновь заработала. Тогда она занимала куда бОльшую площадь на территории нынешних Хорошёво-Мнёвников, но в 60-е годы после начала массового жилищного строительства (тех самых хрущёвок) потеряла 3/4 своих площадей. О тех славных временах сейчас напоминает лишь название станции метро «Октябрьское поле», которое у многих вызывает недоумение. Вполне вероятно, что когда пройдёт время и подрастут деревья в парке на Ходынском поле, этот топоним у всех несведущих тоже будет вызывать недоумение, как уже вызывает метро «Аэропорт».
В послевоенные десятилетия на территории Ходынской радиостанции были установлены т.н. глушилки – радиопередатчики, своим сигналом мешавшие приёму зарубежных антисоветских "голосов". В смутном 1991 году о радиостанции частично стало известно широкой публике – во время августовских событий именно с её передатчиков осуществлялось резервное вещание.
10. В октябре 1991 года на базе Ходынской радиостанции была основана первая в нашей стране негосударственная операторская радиовещательная компания – ТОО "Октод". На территории радиоцентра была возведена 150-метровая мачта, осуществлялось вещание в диапазонах FМ и УКВ: радио "Серебряный дождь", "Наше Радио", "МАЯК-24", "Радио 7", "Радио Любовь", "Радио Максимум". ТВ-вещание было представлено программой ТНТ на 35-м канале. На 34-м канале проводятся передачи цифрового сигнала стандарта DVB-T. В едином пакете передаётся цифровая версия канала ТНТ, несколько радиостанций, а также интернет-сервис СТВ. Здесь же впервые в России проводились опытные передачи Телевидения Высокой Четкости (HDTV).
Однако несколько лет спустя стало очевидно, что 150 метров мачты уже не хватает – нет устойчивого приёма сигнала на окраинах Москвы, нет резерва по расширению. Кроме того слишком велика площадь под растяжками мачты, и что любопытно – башня сдерживала высотное строительство в Хорошёво-Мнёвниках. Поэтому было принято решение о создании новой, более высокой радиотелебашни. За основу проекта была принята ажурная 250 м конструкция, внешне напоминающая знаменитую Шаболовскую башню, спроектированную великим русским инженером В. Г. Шуховым. Кстати, и Шуховская башня тоже должна была иметь высоту 250 м, но нехватка металла после Гражданской войны заставила изменить проект до 150 м отметки.
Башня эта строилась прямо на моих глазах, я мог созерцать процесс, можно сказать, не выходя из-за стола, в окно кухни. Конструкция новой телебашни разработана отделом высотных сооружений ЦНИИПСК им. Мельникова в 2000-01 гг. под руководством д.т.н., заслуженного строителя России Б. В. Остроумова. Металлоконструкции башни изготавливались на заводе в Белгороде. В 2004-05 гг. осуществлён монтаж нижних секций при помощи кранов до отметки 138 м. Верхняя часть была смонтирована в сентябре 2006 года методом вертолётного монтажа при помощи модифицированного грузового вертолёта на базе Ми-26Т. Монтаж занял всего 4 дня. Вещание на новую телебашню было переведено в феврале 2007 г. Высота башни – 238 м (без узла передающих антенн), всего 258 м; вес – 480 тонн без учёта оборудования, всего 584 т; форма: до высоты 201 м – восьмигранная, выше – круглая; диаметр окружности основания – 36 м. На момент постройки была вторым по высоте сооружением Москвы после Останкинской башни.
Периодически на территории попадаются огороженные действующие площадки.
11. Такие как, например, эта. Это площадка и телепорт (в данном случае - магистральная земная станция (центр космической связи), служащая для оказания услуг спутниковой связи и вещания) ООО «Русат».
12. Привет из прошлого.
13. Уютная полянка с видом на башню.
14. Собираясь в поход, я ознакомился с некоторыми отзывами об этом месте и среди прочего прочитал, что здесь частенько собираются некие маргинальные личности и распивают алкогольные напитки, вслед за чем регулярно происходят драки.
15. Поэтому, чтобы сойти за своих не быть белыми воронами, мы со Стасом решили организовать на этой чудной полянке привал и принять для согрева немного беленькой. Забегая вперёд, скажу, что в результате единственными встреченными маргинальными личностями, распивавшими алкогольные напитки на территории радиоцентра, были мы сами.
16. Согревшись, мы продолжили наш путь. Это вид на огороженную территорию "Октода" с другой стороны.
17. Заброшенная вентшахта заброшенного же бомбоубежища.
18. Остатки поля. На заднем плане торчат человейники ЖК «Хорошёвский».
19. Вход в "бомбарь".
20. Башня «Октод» вблизи. На ней установлены и действуют 13 передатчиков FM-диапазона:
92,4 МГц — «Радио Дача»;
94,0 МГц — «Восток FM»;
94,4 МГц — «Весна FM»;
96,4 МГц — «Такси FM»;
98,4 МГц — «Новое радио»;
100,1 МГц — «Серебряный дождь»;
100,5 МГц — «Жара FM»;
101,7 МГц — «Наше радио»;
103,4 МГц — «Маяк»;
104,7 МГц — «Радио 7»4
105,0 МГц — «Радио Книга»4
105,3 МГц — Capital FM;
106,6 МГц — «Лав радио».
На вершине башни установлена антенна телепередатчика высотой 8 м, а на отметках 106,118 м и 151,695 м находятся антенны базовых станций сотовой связи.
21. А вот её основание.
22. И ещё один планчик. Красивая она. Надеюсь всё же, что её не снесут.
23. Дверь, к сожалению, была закрыта наглухо. Впрочем, это неудивительно, объект всё-таки режимный.
24. А вот с этой калиткой всё было не так однозначно.
25. Поэтому мы, разумеется, открыли её и прошли на территорию. Дорога к КПП.
26. А вот это второе, более позднее здание радиоцентра «Октябрьский». Сооружено из кирпича, в стиле раннего конструктивизма.
27. Годы постройки.
28. Напротив уютно расположился охлаждающий пруд. Предназначается для охлаждения воды, поступающей от охлаждающих контуров передатчика радиоцентра "Октябрьский".
29. Правда, у меня сложилось впечатление, что из этого здания уже ничего не передают. Зато на берегу пруда можно уютно посидеть и полюбоваться зданием.
30. А затем отправились искать другой лаз, который должен был вывести нас к моей нежно любимой Курчатовской (или по-иному Берзаринской) железнодорожной ветке, по которой всегда приятно пройтись.
31. Подсказкой нам послужила тропиночка, которая хорошо выделялась на свежем снегу.
32.
33. А так даже и не скажешь...
34. И вот мы, пройдя через двор, вышли к Курчатовской ветке, по которой мы всегда доходили только до улицы Берзарина. В этот раз нам хотелось немного пошалить и через действующую стройку пройти по ней дальше.
35. Мой любимый сквер. Здесь всё очень гармонично.
36. Зажглись фонари. Впереди - улица Народного Ополчения.
37. Взгляд назад.
38.
39. Вид с другой стороны переезда.
40.
41. Тем временем сгустились сумерки.
42. Родной и знакомый до боли вид.
43. Подходим к переезду на улице Берзарина.
44. Раньше на месте стройки человейников располагались деревообрабатывающий комбинат № 2 и пустырёк, где, по слухам было захоронение радиоактивных отходов.
45. Ранее мы никогда не совались за эти ворота, а в этот раз решили попробовать. Понятно, что на территорию Курчатника не пройти, ибо это режимный и охраняемый объект, но вот погулять по смежной стройке пока не заметит охрана - совсем другое дело.
46. И вот мы за воротами стройплощадки очередного ЖК. Вдали торчит башенка комбината железобетонных конструкций «КЖБК». Судя по всему, недействующего.
47. Сбрасывающая стрелка.
48. Взгляд назад.
49. Стрелка. Налево путь через территорию «КЖБК» уходит к воротам Курчатника, направо - в никуда.
50. Вот у этого непонятного строения, видимо, относящегося также к «КЖБК», он упирается в завалы хлама.
51. Вид обратно.
52. Впереди завал, но слева мы увидели очень интересную лесенку на крышу заброшки.
53. Поезд дальше не идёт.
54.
55. На крыше мы хлопнули ещё водочки и успели сделать несколько кадров. Это вид в сторону улицы Берзарина.
56. А это уходящий вдаль подъездной путь Курчатника.
57. Делая этот кадр, я услышал снизу многоголосый мужской хор, исполняющий оперу: "Какого *тут должно быть нехорошее слово* вы там делаете?!"
58. Вслед за этим самый громкий тенор завёл: "А, ну-ка, слезайте вниз!" Пришлось, сделать этот кадр и спускаться. Дипломатические переговоры с ребятами из ВИА "Охрана" (а это были именно они) прошли на удивление конструктивно, но не настолько, чтобы их гостеприимство стало безграничным. Поэтому мы потихоньку двинулись к метро. Да и собственно больше и снимать было нечего.
59. По пути к метро случайно набрели во дворах на заброшенную "сталинку" 1950 года постройки. Судя по отзывам местных жителей, здание пустует уже 15 лет, вероятнее всего из-за обширной трещины в стене.
60. Похоже на гараж. Вероятнее всего, тех же лет.
61. Ну и в завершение прогулки - построенный пленными немцами домик 1949-го года на улице Маршала Вершинина (до 1974-го года - 9-я ул. Октябрьского Поля).
И на этом на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы и живите богато!
И, конечно же, не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!