В продолжение темы необычных отношений мужчина-женщина, хочу рассказать о своей поездке в Живерни, где много лет жил художник Моне в окружении многочисленной семьи, где он создал потрясающий сад и пруд с плакучими ивами и кувшинками, где осуществил многие свои шедевры, в том числе cерию картин "Кувшинки". Самые знаменитые были написаны для парижского музея "Оранжери". В музее организовали залы специально под эти огромные панно, чтобы создать, как говорил сам Моне "иллюзию бесконечного целого, безграничной и безбрежной волны".
Совет : Обязательно посетить в Париже Музей Оранжери, расположенный в начале парка Тюильри, площадь Согласия.
В Живерни Моне поселился в 1883 году, когда уже потерял свою первую жену Камиллу Дансьё. Рядом с ним была другая женщина - Алиса Ренго-Ошедэ. Казалось бы, нормальное развитие событий, но вся предшествующая история выходила за рамки обычных моральных устоев 19 столетия, да и в наше время точно обсуждали бы эти обстоятельства во всех медиа.
Поэтическая задумчивая Камилла была моделью и позировала для первой знаменитой картины Моне : "Женщина в зеленом платье".Затем практически все женские образы на его картинах - это красавица Камилла.
На плечи тихой ласковой Камиллы легли заботы о муже и сыне ( потом родится второй сын) в самый тяжелый безденежный период жизни художника, когда картины импрессионистов освистывали, не признавали, а значит и не покупали. Моне не торопился узаконить отношения с Камиллой, сомневаясь в своих способностях стать семьянином, обеспечить жену и детей, жить оседлой жизнью (Моне постоянно путешествовал, собирая новые и новые впечатления — он не работал в ателье, а на "пленэр"). Семья Моне была против этой "связи". Камилла все безропотно терпела, ждала, заботилась и разделяла с ним и падения, и короткие взлеты.
Моне оформил брак с Камиллой, но жизнь показала, что главная любовь его ждала еще впереди. И она нагрянула : неожиданная, негаданная и неприличная! Это была жена друга мецената Эрнеста Ошедэ. Эрнест - большой любитель и знаток искусства купил за 800 франков (тогда это были большие деньги) картину "Впечатление (импрессьон), восходящее солнце", ставшая манифестом нового течения- импрессионизма. Разорившись, Эрнест со своей семьей сблизился с Моне: оба уважали друг друга. Две семьи стали жить вместе, чтобы легче переносить все расходы. Затем Эрнест вынужден был уехать, чтобы найти возможность зарабатывать на жизнь, и Моне оказался во главе большого семейства: две женщины, 6 детей Алисы и Эрнеста и свои 2 сына. Камилла от всех невзгод заболела раком, но ее больше расстраивали пылкие взгляды, которыми обмненивались Алиса и художник. После родов второго сына, Камилла совсем ослабла, и Алиса самоотверженно ухаживала за ней до самого ее последнего вздоха, хотя у нее самой был годовалый сынок на руках плюс рожденный малыш Камиллы.Многие биографы считают, что последний сын Алисы - от Моне.
Можно себе представить настоящие шекспировские страсти : герой разрывается между двумя женщинами : одна — любимая, родная, но страсть утихает, к тому же она слаба здоровьем, а другая — притягательная, харизматичная, темпераментная, но чужая жена, жена друга. Любимая подруга слабеет с каждым днем, безропотно переносит охлаждение мужа, а любовница, верующая женщина, не знает, как искупить свою вину, как скрыть то огромное чувство, которое ее накрыло. Она берет на себя все заботы обо всех, неустанно устраивает быт многодетной семьи. А муж? Он нашел выход в бегстве: убежал от этой атмосферы накаленных страстей. Уехал, неистовствовал по поводу поведения жены и умолял поехать за ним с детьми, но не дождался. Алиса выбрала Моне.
После смерти Камиллы, многодетная семья Моне-Ошедэ переехала в Живерни. Фортуна повернулась лицом к Моне. Его картины продаются, он получает признание, у него персональные выставки и большой успех. Наконец, можно не думать о "куске хлеба". Моне погружается в работу, путешествует, творит, а дома царствует замечательная женщина-хозяйка, но требовательная и ревнивая. Она установила закон каждодневной переписки : Моне должен был каждый день в отсутствии писать длинные обстоятельные письма своей грозной жене, и она ему отвечала тем же.
Алиса и Клод смогли пожениться только после смерти Эрнеста Ошидэ, в 1982 году(!!!), когда дочь Алисы, Сюзанна вышла замуж за американского художника, поселившегося в живописном Живерни. Дети выросли, и Алиса и Клод смогли вместе путешествовать: Лондон, Мадрид, Венеция, Италия, Франция. Прислуга, 7 садовников, личный автомобиль, и работа, работа, работа. Снова много перемещений, поездок в поисках вдохновения, и переписка с Алисой.
Два несчастья подкосили здоровье Моне : потеря любимой женшины в 1911 году и сына Жана в 1914. Зрение художника сильно ухудшается. Но рядом с ним дочь и невестка Бланш, которая всегда была близка по духу к Моне, так как сама стала художницей.
Клод проживет еще 15 лет после смерти Алисы полной творческой жизнью, благодаря устроенному Алисой порядку в доме Живерни, заботам ее дочери и вниманию многочисленных друзей.
Две женщины были опорой для Клода Моне в его жизни, такие непохожие, но одинаково готовые на все лишения и безумства ради него. В какой-то момент жизнь художника вышла за рамки принятых тогда приличий, но жизнь расставила все точки.
Я думаю, что успех к нему пришел, потому что он сделал правильный выбор в обоих случаях : быть с любимой не смотря ни на что . Как говорится, "только смелым покаряются моря"! А вы как думаете?