В декабре 1690 года неподалёку от стен Троице-Сергиева монастыря было обнаружено тело инокини-паломницы, некоей Евпраксии. Священноначалие монастыря, бывшее в здешних краях исполнительной властью, начало расследование.
Под подозрение в числе других попал "чёрный дьякон" (видимо, иеродиакон) Адам Горицкий. Представ пред очи настоятеля обители и соборных старцев, дьякон, потея и заикаясь, рассказал, что ещё 8-го декабря, отправившись на местный рынок, повстречался с Митькой, келейником старца Иоасафа. Утро выдалось морозным и приятели, "промыслив", где-бы испить вина, свернули на двор к некоей вдове Маврутке, у которой было.
Увидев поднявшиеся брови старцев, дьякон поспешил заверить их (старцев), что сама вдова их мало интересовала ("чья она дочь и чейская жена не ведаю"), а просто они с дьяконами и прочею братией здесь частенько покупали вино, которое тут же и распивали.
Оправдавшись таким простодушным образом, дьякон продолжил свой рассказ и поведал, что зайдя в избу ко вдове, они с приятелем увидели в горнице незнакомую инокиню...
На этом повествование прерывается. К сожалению, до нашего времени дошёл только один лист этого таинственного дела.
Но и он мог бы послужить началом для детективного романа о преступлении, совершённом триста с лишним лет назад.
190-го года, декабря в 19-й день, Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря пред архимандритом Викентием, пред келарем старцом Прохором, пред казначеем старцом Игнатием и перед соборными старцы Троицкого Сергиева монастыря черной дьякон Адам Горицкой в допросе сказал: « С умершею-де инокинею Евпраксиею, которая поднята погублена под монастырем за Служними слободами, у него, дьякона Адама, блуднаго падения никогда не бывало и то(й) инокини он и не знал, и которого города та инокиня уроженица, и как она в Троицкий монастырь и х кому приехала, и того он, дьякон, не ведает.
А декабря-де 8-го числа, в понедельник, шел он, дьякон, из монастыря в торг, да с ним же, дьяконом, сшелся на монастыре соборного старца Иоасафа Горицкого келейник ево Митька (а чей сын, того не ведает) и говорил ему, дьякону, где б промыслить испить вина. И он-де, дьякон, с ним зашел на двор ко вдове Маврутке, потому что и преже сего у ней, вдовы, своею братею з дьяконами, вино покупая, пили ж. А чья она, вдова, дочь и чейская жена, того он не ведает.
И в то-де время видел у ней, вдовы, в ызбе инокиню. А отколя та инокиня, того он не ведает. И купили-де у ней с ним, келейником,…