Создание таких образцов противолодочного управляемого оружия, как ракето-торпеды, - дело, сложное с технической точки зрения и к тому же весьма недешевое. Лишь несколько стран мира смогли на сегодня самостоятельно создать такие «летающие» торпеды. В том числе - Франция, военный флот которой одно время имел на вооружении противолодочный комплекс с управляемой ракетой «Малафон» (Malafon).
Работы по созданию дальнобойного противолодочного ракетного комплекса (ПЛРК) начались во Франции по заказу национальных Военно-морских сил еще в 1956 году. Контракт был выдан компаниям ECAN St . Tropez и Groupe Latecoere (затем LAtecoere Marine Melts). Последняя впоследствии и получила подряд на серийный выпуск данного ПЛРК.
При этом важной отличительной особенностью комплекса стало использование в качестве носителя противолодочной торпеды не баллистической ракеты, какэто, например, имеет место быть в американском ASROC или российских комплексах, а крылатой ракеты.
Создание ПЛРК «Малафон» завершилось в 1965 году. Испытания проходили на территории Средиземноморского испытательного центра и на острове Олерон, после чего комплекс поступил в опытную эксплуатацию на эсминец «Ла Галиссоньер» (La Galissoniere).
На вооружение ВМС Франции данный образец морского подводного оружия был принят в 1966 году и состоял там до 1997 года. «Малафон» был установлен всего на 12 надводных кораблях французского флота.
ПЛРК «Малафон» состоял из крылатой ракеты-носителя, пусковой установки и радиокомандной системы управления полетом ракеты в воздухе. Крылатая ракета, созданная по самолетной схеме, имела крыло трапециевидной формы с элеронами и трехкилевым хвостовым оперением у первых выпусков (тип Мк1) или одним двухкилевым оперением у более поздних выпусков (тип Мк2) и рулями высоты. Спаренный реактивный твердотопливный двигатель устанавливался в хвостовой части планера на шарнирной подвеске.
Боевая часть ракеты – французская 533-мм авиационная малогабаритная противолодочная самонаводящаяся электрическая торпеда. Система самонаведения – акустическая, активно-пассивная. Длина торпеды – 3,13 м, масса – 540 кг, масса боевой части торпеды – 100 кг, скорость хода – 30 узлов, глубина хода – 300 м, а дальность хода – до 5 км. Торпеда находится внутри корпуса ракеты и на две трети своей длины входит в него.
В свое время в "Зарубежное военном обозрении" указывалось, что, по мнению иностранных военно-морских экспертов, эта торпеда была эффективна для поражения субмарин, идущих ходом до 20узлов.
Пусковая установка комплекса – рампового типа с одной направляющей. Максимальный угол возвышения – 15°, масса установки – 10,5 т (масса всего комплекса – 22 т). Для хранения боекомплекта из 13 ракето-торпед на корабле сооружался погреб размерами 11,5х12,0 метров с системой подачи. Ракеты хранились в нем в разукомплектованном виде и окончательно снаряжались только перед подачей на пусковую.
Координаты подлодки противника и ее ЭДЦ (элементы движения цели - т.е. данные целеуказания для стрельбы) определялись ЭВМ по данным корабельной гидроакустической станции.
Старт осуществлялся с помощью двух подфюзеляжных твердотопливных стартовых ускорителей с максимальным временем работы 4 секунды. Ускорители отделялись после разгона ракеты до скорости 230 м/с (828 км/ч) и набора ею высоты 200 метров. На активном участке траектории, равном примерно одной трети заданной дистанции, полет осуществлялся по заданной программе с помощью системы программного управления.
После отделения стартового двигателя ракето-торпеда продолжала планирующий полет, стабилизированный автопилотом. Высота полета при помощи радиовысотомера поддерживалась постоянной - примерно 100 метров, а команды управления, обеспечивающие коррекцию траектории полета, передавались по радиоканалу.
Замечу, что на законцовках крыла ракеты располагались сигнальные огни, по которым можно было отслеживать полет ракеты визуально или при помощи оптико-электронных приборов или систем наблюдения.
В районе цели, в точке в пределах до 800 метро от расчетного места нахождения вражеской субмарины, по команде с корабля-носителя происходило раскрытие тормозного парашюта, полет ракеты затормаживался и торпеда по инерции отделялась от ракеты-носителя и приводнялась. Затем включался двигатель торпеды и задействовалась ее акустическая система самонаведения, при помощи которой торпеда находила цель и атаковала ее.
В целом комплекс был достаточно неплохим средством борьбы с подводными лодками для 1960-х, максимум - для 1970-х годов. Однако затем его возможности, в особенности малая дальность стрельбы - всего 13 км, и конструктивные особенности - невозможность применения из установок вертикального пуска и стандартных торпедных аппаратов, перестали отвечать требованиям войны на море и «Малафон» постепенно стали снимать с вооружения. Делали это естественным образом - вместе со списанием "в утиль" кораблей, на которых он был установлен.
Основные тактико-технические характеристики противолодочной управляемой ракеты (ПЛУР) комплекса «Малафон»
Длина/диаметр ПЛУР, метров - 3,19/0,650
Масса ПЛУР/БЧ, кг - 1330/540
Скорость полета ПЛУР, км/ч - 828
Тип БЧ - малогабаритная противолодочная торпеда L 4
Дальность стрельбы ПЛУР мин./макс., км - 2/13
Дальность хода торпеды (км)/скорость хода торпеды (узлы) - 5/30
Глубина хода торпеды, м - 300
Еще по теме:
Ikara: охотница за подлодками из Страны кенгуру
Ядерный "Лук" Индии: чем интересна ракета "Дхануш"
Что делает в Париже подлодка: стальной "Аргонавт" в прицеле фотокамеры
«Мини-подлодки» для спецназа. Сделано в ОАЭ
Почему на вертолете изображена лиса
Старый «Берк» борозды не портит. Какие они, самые востребованные эсминцы ВМС США
Как выглядит закладная доска на атомной подлодке
«Риковер» - субмарина со стратегическим «прищуром»
Каким будет новый "суперэсминец"?