Найти тему
Жизнь одного

Я понял, почему проваливал собеседования при устройстве на работу

Вы - самый лучший кандидат на любую должность! Откуда я это знаю? Это же написано в вашем резюме. Перечитайте ваше резюме ещё раз. Ну вот! Убедились? Там же так и написано!

На первый взгляд...

Резюме готово. Осталось только подобрать правильный костюм.
Резюме готово. Осталось только подобрать правильный костюм.

Но реальность такова, что очень часто мы не можем попасть на ту работу и на ту должность, на которую мы претендуем. Наше резюме написано идеально. Вроде бы. Кто-то даже платит деньги специалистам, чтобы они написали ему правильное резюме. Но на собеседованиях кадровики (HR - head recruiter) нас всё равно задвигают в бок. Давайте попробуем разобраться почему так происходит.

| Рекрутер – специалист по подбору персонала, который является штатным сотрудником кадрового агентства или отдела. Рекрутер выполняет функцию посредника между соискателями и работодателями. По нашему рекрутер - это наниматель голов.

- И сказал им: "Идите за мной и я сделаю вас ловцами не рыб, но человеков" (Евангелие от Марка 1 стих 17)

Просто вспомнилась строка из Писания. Но пусть она будет эпиграфом к этой статье, мне кажется, что она как раз кстати. Дело всё в том, что каким бы идеальным кандидатом вы не были, успех вашего трудоустройства зависит не только от вашей биографии, опыта работы и профессионализма, но и от того, кто ведёт каждый этап собеседования.

На первом этапе это, как правило, рекрутер (штатный или из кадрового агенства). Для простоты будем называть его просто - кадровик. Так вот в хорошей компании у него есть свой личный интерес в принятии на работу лучшего кандидата. Кадровик в такой компании сидит на различной мотивации. Например, если он берет сотрудника, который успешно проходит испытательный срок и работает ещё минимум столько-то месяцев, то кадровик получит премию в зарплату от найма такого сотрудника. Или, если у вакантной должности есть зарплатная "вилка", к примеру от 40 до 60 тыс. руб., а кадровик нанял на эту должность сотрудника на зарплату 48,5 тыс. руб., то в премию кадровику может несколько месяцев идти % от разницы верхнего потолка зарплаты закрытой вакансии до утверждённой в трудовом договоре нового сотрудника.

Логично, что кадровик мотивирован отобрать лучших из лучших и за меньшую ЗП (зарплату). В крайнем случае отберет лучших из худших или худших из лучших.

На низшие и не ответственные должности, особенно в крупные компании, отбор может происходить и без участия в собеседовании непосредственного руководителя. Просто в случае вашего успеха вас по факту представят перед оформлением. А случай тут тоже будет играть большую роль. На этом этапе всё будет зависеть от мнения кадровика. А именно: понравиться ли ему тот, кто перед ним, или нет. Вы можете быть классным специалистом или профессионалом, но перед вами может сидеть кадровик, который сам далеко не профессионал в своём деле. Ему может не понравиться что угодно: ваше лицо, причёска, цвет волос, вид и цвет одежды, запах вашего порфюма или его отсутствие, ваша мимика, жесты, форма ногтей или настораживающее "невербальное поведение". Всё, что угодно. И нам на это редко удастся повлиять.

Анекдот на тему:

Сидят в кабинете два кадровика: старый матёрый и молодой специалист. И молодой специалист спрашивает старого: "Иван Иваныч, а когда мы уже начнём разбирать эту 10-сантиметровую стопку резюме?" Старый кадровик встаёт, подходит к стопке резюме, берет из неё две трети и молча по частям запихивает резюме в шредер. Молодой сотрудник смотрит на это с офонаревшими глазами и спрашивает старого кадровика:

- Иван Иваныч, а зачем вы это сделали???

Старый отвечает:

- А зачем нам неудачники?

Шредер - уничтожитель бумаги.
Шредер - уничтожитель бумаги.

Как я сам прокалывался на этом этапе собеседования? Очень просто. Я начинал пороть пургу про то, что мне интересна именно эта вакансия и именно в этой компании, что я стрессовоустойчив, позитивно настроен и имею прочие жизненные активности из тех, что черным по белому написаны в резюме. Из вредных привычек только курение и прочие положительные качества ПРО СЕБЯ! Но не про будущую работу. Я не задавал вопросов про специфику будущей работы, про сложности с которыми столкнусь и про то, что ОНИ САМИ ждут от нового сотрудника, какие задачи нужно будет ПОМОЧЬ ИМ РЕШИТЬ в первую очередь. И меня не брали. Очень часто после фразы "мы вам сообщим о принятом решении" никто не то, чтобы не звонил, даже письмо на e-mail не скидывали.

Нет в мире более идеального человека, чем вы, когда на собеседовании!
Нет в мире более идеального человека, чем вы, когда на собеседовании!

Сначала я думал, что меня не брали из-за возраста и малого опыта работы, ведь мне тогда было чуть более 20 лет. А оказалось что нет, не по этому.

Ниже опишу случай из личной практики, когда я устраивался на работу в очень крупную торговую компанию простым менеджером в отдел продаж. В этой компании уже работал мой друг и он предупредил, что интервью проводит сам руководитель отдела кадров, и, судя по его манере ведения беседы, человек из династии чекистов, не иначе ))) Очень серьёзный, очень внимательный к мелочам. Скажу сразу, что моей тактикой было не вписаться ни в один из шаблонов, к которым привык конкретный кадровик.

Я не стал одевать на первое собеседование костюм, галстук и прочий не нужный атрибут, я пришёл на собеседование конкретно в этом виде:

Фото автора в 2009 году. Тут я в Питере, но одежда та же.
Фото автора в 2009 году. Тут я в Питере, но одежда та же.

Когда меня пригласили в кабинет я решил вести себя очень спокойно и расслабленно. Я сидел, откинувшись на спинку стула и внимательно слушал, что мне говорят о потенциальной должности и прочее. Я слушал минут 10, после чего решил взять инициативу в свои руки. Кратко и примерно опишу дальнейший диалог с серьёзным кадровиком.

- Скажите честно, вам же наверняка интересно, почему я не стал одевать на собеседование рубашку, галстук и костюм?

- Да, это очень не обычно. Все молодые люди обычно приходят в деловом стиле одежды. Расскажите, почему вы решили придти в обычной одежде?

- На улице лето и жарко, а дорога до вас минимум 2 вида транспорта. Не уверен, что вам был бы приятен культурно одетый, но потный собеседник. К тому же вы рассматриваете кандидата на вакансию менеджера по продажам, а не на руководителя отдела. Вам мой костюм сейчас ни к чему, вам же важно, чтобы я умел продавать. Или я ошибаюсь?

- Очень интересный подход, не самый стандартный, но интересный сам по себе. Видно, что вы очень уверенно себя чувствуете и ведёте себя также, это интересное начало встречи. А есть ли у вас оконченное высшее образование? Необходимость в его наличии указана в требованиях к кандидату.

- Нет, в ВУЗе я учился, но из-за того, что у ВУЗа начались неприятности, я диплом после 5-го курса получить не смог. Долгая и плохая история. Опять же замечу, что продавать буду я сам, а не мой диплом из ВУЗа. У меня есть диплом с отличием о средне-специальном образовании, но он тоже не умеет продавать. А лично у меня есть навыки и опыт работы более 2- лет. Давайте, я продам вам вашу ручку?

- Знаете, никто раньше сам не спрашивал о продаже ручки ))) Но попробуйте. Вот, держите. Продавайте.

И я начал импровизировать:

- Интересный образец, но вам не нужна эта ручка. Даже если я опишу все её достоинства, как товара, вас это не заинтересует. Вы практичный и очень уверенный в себе человек, это чувствуется по вашему голосу и манерам. Вы знаете себе цену и цену своему времени. Вам не нужна ручка по цене 20 руб. Такой аксессуар больше подойдёт вашим сотрудникам, вам нужна не ручка, вам нужно продолжение вашего имиджа и статуса на конце вашей руки. Шариковая ручка - она для тех, кому нужно писать. Вы много не пишите, вы чаще делаете краткие записи и пометки. Вашу ручку мы отложим в сторону, она не для вас. Я предлагаю вам купить у меня вот этот предмет (и я достаю из барсетки свою ручку Parker за 2500 руб.). Это не ручка. Это выражение вашего я в одном предмете. Возьмите, попробуйте как она легко пишет. (даю, берёт, делает пробный росчерк) Легко писать, а значит легче думать, легче принимать правильные и взвешенные решения. Пока она у вас в руках, вас ничего не отвлекает. Вы бы взяли?

- Пожалуй, что взял бы...

- Вот и отлично. Тогда давайте начнём оформлять документы.

- Простите, какие?

- Кадровые. Для устройства на работу.

- Я имел ввиду, что я взял бы ручку, я не имел ввиду вас.

- А я вам разве как продавец не подхожу?

- Вы вполне подходите (смеётся). Но давайте сначала я вам подробнее про компанию расскажу...

Беседа затянулась ещё на час. На следующий день был и второй этап собеседования уже с руководителем отдела. Это была женщина, поэтому на собеседование с ней я приехал уже в брюках, рубашке и галстуке. Я отработал в этой компании 2 года и ушёл, потому что переехал прилично далеко от работы.

Терпеть не могу продавать ручки. Но я занимался этим 4 года на двух работах
Терпеть не могу продавать ручки. Но я занимался этим 4 года на двух работах

Почему меня тогда взяли? Наверное потому, что я был самим собой и никем не притворялся. Я показал ключевые навыки коммуникации, важные для должности продавца. Ведь не важно, продадите вы эту несчастную ручку или нет. Важно то, как вы себя поведёте, когда вам предложат её продать. Тут главное взять ситуацию в свои руки и продемонстрировать навыки, а не продать. А я сам пошёл навстречу ситуации.

Когда я пару лет назад принял решение уходить с руководящей должности из компании, в которой отработал несколько лет, я три месяца пытался найти новую работу. Почему так долго? Просил большую зарплату? Нет, не такую большую. Но я за годы расслабился и потерял навыки общения на собеседовании.

В итоге я нашёл хорошую, но сложную руководящую работу. Как? Отправил резюме. Очередная компания меня пригласила на собеседование. Я сидел и ждал начала в приёмной. Ждал долго, минут 40 точно. Когда сотрудница отдела кадров и мой будущий вышестоящий руководитель наконец-то вошли, я встал, пожал ему руку и сказал:

- Добрый день. Пожалуйста, присаживайтесь. Давайте начнём.

После этого собеседования мне назначали там ещё два. Я их тоже прошёл, меня взяли на должность. Спустя месяц работы в курилке сотрудница кадров призналась, что меня решили взять сразу после фразы "давайте начнём". Потому что искали решительного человека. Вот так оказывается тоже бывает...