Найти в Дзене
AKA

Душа

Soul
Soul

«Душа» - элегантная фэнтези-конструкция, тщательно просчитанная игрушка с большим набором непошлых забавных гэгов и прямолинейных, но художественно грамотных элементов, то, что обязано понравиться тем, кто радовался изобретательности «Головоломки», созданной теми же людьми. «Душа» - во многом абстрактный и определенно самый трансцендентальный мультфильм студии, потрясающий аудиовизуальный опыт, который требует большого экрана. Умение в поле мейнстрима грамотно сочетать две эти стороны, смягчая их друг в друге - пожалуй, именно это является главным достижением картины, которая оказывается и блестящим развлекательным продуктом, позитивным двухчасовым досугом, и вдохновляюще красивой, чуть ли не экзистенциально-философской притчей для любых возрастов, работающей, конечно же, не на интеллектуальном уровне (вряд ли кому-то кроме детей кино может открыть нечто ранее неслыханное), а на чувственно-духовном - чисто кинематографическом.

«Душа» удивляет. Да, вроде бы по многим параметрам, это «ещё одно оригинальное творение Pixar», где уже по парадоксально привычной традиции олицетворяется что-то невероятное, однако пробивают детали - те самые самодостаточно ценные искры, которые по-настоящему оживляют формальное творение.

Джаз играет и за кадром, и в сценах, где непосредственными исполнителями становятся персонажи, но всё равно хотелось бы, чтобы его было больше и звучал он ещё сильнее - этот запрос неадекватен, всё-таки фильм не про джаз, пускай и включен он сюда с большой заботой, что скорее всего и провоцирует желание. Ничего страшного - приходишь домой и слушаешь джаз.
Джаз играет и за кадром, и в сценах, где непосредственными исполнителями становятся персонажи, но всё равно хотелось бы, чтобы его было больше и звучал он ещё сильнее - этот запрос неадекватен, всё-таки фильм не про джаз, пускай и включен он сюда с большой заботой, что скорее всего и провоцирует желание. Ничего страшного - приходишь домой и слушаешь джаз.

Можно долго говорить о том, как свободно работают авторы с изображением, как нетипично лихо для блокбастера использованы разнообразные абстракции и космические пространства, или сколько сил вложено в атмосферные земные кадры, некоторые из которых задерживаются на экране не больше пары секунд. Но давайте говорить и о том, как звучит этот кино. До этого сложно было представить, что в мультфильме Pixar может играть саундтрек Трента Резнора и Аттикуса Росса, а если - думалось - он там и будет играть, то их довольно холодный электронный стиль будет кардинально трансформирован. Но ничего подобного не произошло. Если перед Soul посмотреть Gone Girl Дэвида Финчера, то во время путешествий джазмена по миру душ неизбежно легкое дежавю. Самое главное, что саундтрек этот здесь не просто необычно, современно свежо звучит, а то, что он каким-то образом ещё и придает картине эксклюзивный в среде мультипликации благородный вид, уводя её от излишней сентиментальности и пушистости, вероятно, отчасти и позволяет ей породниться с формально более взрослым кино, впрочем, экзистенциальная подоплека производит этот эффект уже после первых пятнадцати минут. Другая музыкальная часть - джазовая, хотя и близка по скромности глубины своей роли к La La Land, пронизывает земную половину мультфильма, тоже, и ещё в большей степени, придает «Душе» завораживающей индивидуальности. В звуковой категории есть интересные элементы и поменьше: когда душа женского персонажа вселяется в тело мужчины, то герой-мужчина, знакомый с ней (и мы вместе с ним), продолжает слышать её женский голос - пример добротной современной ноты.

Грубую условность, необоснованность сюжета - вполне нормальную для притч, сказок - скрывает и превосходная анимация, захватывающая всё внимание, и общий динамичный, эмоционально яркий, но легкомысленный тон.
Грубую условность, необоснованность сюжета - вполне нормальную для притч, сказок - скрывает и превосходная анимация, захватывающая всё внимание, и общий динамичный, эмоционально яркий, но легкомысленный тон.

Не всё так ровно - многие отрезки хотелось бы удлинить, другие - например, всю историю с переселением в кота - сократить, даже если за ними всё равно с весельем, смехом или просто эстетическим удовольствием следишь. Но оно и понятно, мультфильм Disney/Pixar естественно балансирует с попкорном в руках, выстраивая универсальную композицию, которая должна прийти всем по вкусу, но композицию невозможную в том плане, что гарантированно никого в какой-либо из частей не утомит или не оставит равнодушным, особенно когда авторы ныряют в сложную даже для прикасания глобальную тему жизни и смерти. Вдобавок, здесь тоже можно выйти к положительным выводам: мне, например, стало ясно, что мультфильм студии куда лучше заходит, если его драматургия максимально упрощена, лаконична, а где-то даже намеренно игриво условна - восприятию таких бурных фантазий, в то же время всё равно обязанных использовать сплошные узнаваемые шаблоны, это только идет на пользу - чем проще закручена и подается схематичная драма, тем сложнее обвинить её в категоричности и манипулятивности, по крайней мере в случае с такими сценариями для массового пользования.

Оценка: 8/10