Найти в Дзене

Лица брянского хоккея: Евгений Лисунов

Оглавление

«Батя»

Возможно, болельщику нынешнего поколения рассказы о ветеранах брянского хоккея эпохи 60-х – 70-х покажутся малоинтересными и даже скучными. Кто - то может и вообще пожать плечами: «Подумаешь, игроки! Они что, чемпионами мира становились или Олимпиады выигрывали? Да таких в каждом городе полным-полно». Что ж, в этих словах есть определенная доля истины, однако, о ком я стараюсь рассказать, оставил свой яркий и незабываемый след. Да и кто знает, как сложились бы судьбы наших доморощенных героев, доведись им родиться в столицах и вовремя попасть в поле зрения тренеров высшего класса… Одним из таких мастеров был нападающий Евгений Лисунов, автор первой брянской шайбы в первенствах СССР.

Это событие произошло 28 ноября 1965 года на ухтинском стадионе «Нефтяник» в присутствии шести тысяч зрителей. В тот день хозяева льда, хоккеисты местного «Труда», принимали в матче открытия первенства 1-й зоны РСФСР среди команд класса «Б» дебютанта, брянское «Динамо», и победили со счетом 8:1. Автором первой и единственной шайбы динамовцев стал 18-летний Евгений Лисунов. Сразу же после финального свистка наставник ухтинцев Л. Ф. Николаев предложил Евгению перебраться в его команду, но Лисунов отказался.

Трудно предположить, как развивалась бы его карьера, согласись Евгений на столь заманчивое приглашение. Не исключено, что он мог бы стать куда более известным игроком, ведь «Нефтяник» в те времена был заметной величиной в советском хоккее, в отличие от скромной брянской команды. Но обычный брянский парень, вчерашний выпускник хоккейной секции при группе подготовки футбольного «Динамо», счёл, что не стоит никуда уезжать от своей команды, товарищей, партнеров по команде, родителей. Как сегодня вспоминают его близкие друзья и партнеры, об этом своем шаге Евгений никогда не жалел. Верность жизненным принципам и желание быть нужным на своем месте отличали Лисунова как в спорте, так и в жизни. А ведь для хоккея у него было все: внушительные габариты, неплохое катание (хоть и не слишком быстрое), очень сильные руки, мощный бросок и хитроумие при завершении атак. Любимым приемом Евгения всегда был ложный замах, после которого сразу же следовал либо пас партнеру по тройке А. Петренко, либо кистевой бросок. Удивительное спокойствие, обдуманность действий, расчетливость стали причиной того, что он ещё в детстве получил уважительное прозвище «Батя».

Азы тогда ещё заморской игры Лисунов постигал в хоккейной секции «Динамо» под руководством В. Н. Ведерникова, который для него навсегда остался авторитетом, человеком, давшим Евгению путёвку в хоккей. Николаич, обладавший чутьем на юные дарования, отыскал его и еще группу талантливых ребят в уличных баталиях между учащимися второй брянской школы. Уже после нескольких занятий Ведерников, понял, что, несмотря на некоторые проблемы с катанием, задатки у парня очень и очень неплохие. Кстати, тот недостаток Лисунов устранил и в скором времени делал на площадке все как следует. Последовала «Золотая шайба», прочие юношеские турниры, как областные, так и союзные. И редко в какой из игр Евгений Лисунов уходил с площадки без заброшенных шайб. Его фамилию довольно часто можно встретить в газетных публикациях на хоккейную тему. В 16 лет Евгений выиграл свой первый хоккейный трофей, став в составе взрослой команды брянского «Динамо» чемпионом области.

Вот что рассказывал В. Н. Ведерников о своём первом знакомстве с Лисуновым:

- Как–то раз на одно их моих занятий пришли несколько ребят и сказали, что хотели бы попробовать себя в хоккее. Я их выслушал внимательно и предложил немного рассказать о себе. Двое молчали, а третий выступал прямо-таки как парламентарий. «Вот это Степан, я Сашка, а это у нас Батя. Он у нас самый главный. Он конечно строгий, но справедливый». Удивительно, но стоявший в стороне Лисунов не проронил ни слова. Я тогда подумал, мол, какой из него хоккеист, но, увидев Женю в деле, понял, что ошибался.

Сколько Лисунов играл в хоккей, столько и называли его «Батей» товарищи по команде и болельщики.

Он всегда оставался душой команды, обладал хорошим чувством юмора, слыл мастером рассказать свежий анекдот. Но всё это было до выхода на площадку, а на льду никакой расхлябанности Лисунов не позволял ни себе, ни партнёрам, которым за подобное иной раз доставалось прямо в ходе игры. Евгений всегда предпочитал честный хоккей, но и кулаками помахать, угомонить не в меру разошедшегося соперника, если этого требовала обстановка, тоже был мастер. Одним словом, Батя.

Откликнувшись в 1968-м на приглашение П. Л. Каменева попробовать себя в «Десне», Евгений Лисунов в дальнейшем отыграл за машиностроителей в общей сложности 9 полноценных хоккейных лет. Вместе с «Десной» он дважды выходил в класс «Б», оставшись в памяти болельщиков не просто сильнейшим нападающим своего времени, но и одним из тех игроков, кто никогда не отбывал номер на ледовой площадке.

Игровую карьеру Батя завершил в 1978 году и со всей присущей ему основательностью сразу же выбрал себе новую профессию. Он пошел работать в отдел вневедомственной охраны при областном УВД, где трудился до выхода на пенсию, дослужившись до подполковника.

Пока позволяло здоровье, Лисунов выходил на площадку в составе ветеранов «Десны», радуя зрителей своей игрой.

Скончался Евгений Валерьевич Лисунов в 2014 году.

Константин Ушаков.