Найти в Дзене
Христианство и смысл жизни

О покаянии

Оглавление

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.» (Мф.4:17). Именно с этих слов господь Иисус Христос начал свою проповедь Евангелия.

Покаяние – это осознание своей греховности, своих неправильных поступков, образа мыслей, сокрушение о сделанных грехах, желание измениться, изменить свой образ жизни, образ мыслей, исправление своих дел, перемена мышления и в результате изменение сердца и всей своей жизни от зла к добру. Именно покаяния ждет от нас Господь. Без покаяния нет спасения. Господь милостив к кающимся грешникам, но немилостив к нераскаянным. «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.» (Исаия 1:16-20).

Нераскаянность и пребывание во грехах готовит нераскаянным грешникам вечное осуждение, гнев Божий, как Содому и Гоморре. Покаяться можно только в этой временной жизни, там в вечности покаяния уже не будет. «Ибо, если Бог ангелов, согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и, если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навёл потоп на мир нечестивых; и, если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам» (2-е Петра 2:4-6).

Апостол Павел говорит: «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его» (Рим 2: 5–6).

Любящий и Милосердный Господь хочет каждому человеку спасения, а потому, принимает любого грешника кающегося и желающего изменить свою жизнь и не отвергает никого каким бы тяжким грехом человек не грешил, но наоборот с радостью принимает такого человека, как в притче о блудном сыне. «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». «…Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.» (Лк. 15:18-24).

«Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 13).

«На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15: 7).

Начало же покаяния есть осознания и признание своей греховности. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.» (1-е Ин.8-10).

Чтобы увидеть свои грехи, нужно читать Евангелие и вообще Священное писание, святых отцов, а также молиться. Нужно быть внимательными к себе и сверять свои поступки с Евангелием, так ли мы поступаем, как заповедал нам Господь. Наши грехи и страсти раскрываются через сложные ситуации, в которые мы попадаем, через обличения со стороны ближних. Когда попадаем в какую-то неприятную ситуацию, возможно конфликтную, тогда и обнаруживаются наши страсти гордость, гнев, зависть и другие. Через эти-то неприятности господь и обличает нас, чтобы мы, обнаружив в себе страсти, принесли покаяние в них. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Откр. 3: 19). За все искушения, скорби и конфликты, происходящие в жизни нужно благодарить Бога, так как они приносят пользу душе, которая видя свои немощи может принести покаяние и избавиться от этих страстей, которые мучают душу.

Опасное состояние души, когда человек, не видит своих грехов и считает себя праведником, зато видит грехи ближних и осуждает их, как фарисеи, которые распяли Христа и Бог отверг их. Пример мы видим в притче о мытаре и фарисее. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.» (Лк. 18:10-14).

«Приносящие истинное покаяние не занимаются уже осуждением ближних, они занимаются оплакиванием своих грехов» (Преподобный Исаия).

Увидев в себе грехи, нужно искренне раскаяться, попросить прощение у Бога, и у ближнего, если этот поступок на нем отразился как-то и обличить себя в сделанном грехе, осудить себя за сделанный поступок, так как по слову Апостола: «ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.» (1-е Кор. 11:31).

Для отпущения, сделанных грехов, Церковью установлено Таинство Покаяния (Исповеди), в котором требуется раскается, обличить себя в сделанных грехах с твердой решимостью эти грехи больше не повторять. Исповедь нужна, так как именно рукой священника Господь отпускает нам грехи. «Примите Святого Духа. Кому вы простите грехи, тем они будут прощены, а на ком оставите грехи, на тех они останутся.» (Ин. 20:22-23). Еще одна причина по которой мы должны обличить наш грех в Таинстве Исповеди, это слова Спасителя: «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.» (Мк. 4: 22). «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну: припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться.» (Исаия 43: 25-26). Лучше открыть этот грех одному человеку, потому как, сокрытые грехи или нераскаянные будут открыты Ангелам, Святым, людям, на Страшном Суде. Поэтому недостаточно будет покаяться в грехах дома, но нужно обязательно прибегнуть к Таинству Покаяния (Исповеди).

Покаяние – это не просто механическое перечисление грехов, но сокрушение, искреннее раскаяние о сделанных грехах, искреннее желание не повторять этих грехов. «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.» (Псалом 50:19). «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Псалом. 33: 19).

Но даже, если вы исповедуете грех, то этого недостаточно. Важно возненавидеть этот грех, решительно отказаться от него и стараться не повторять его более. Конечно есть такие грехи, от которых сразу не избавиться, потребуется какое-то время. Если человек искренне желает освободиться от греха, просит у Бога освободить его, то Господь подает такому человеку благодать для преодоления греха.

Покаяние – это дело всей жизни. Мало избавиться от греховных действий, нужна также перемена ума, сердца. Все святые видели себя самыми большими грешниками, так как по мере приближения к Богу, человек начинает видеть все больше и больше грехов в себе в Его Свете, так как Он Свят, а человек по природе грешен. И напротив, люди далекие от Бога не видят своих грехов, так как пребывают во тьме.

«Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных как песок морской». (Преподобный Петр Дамаскин.)

Есть два неверных подхода к покаянию. Первый это когда, человек кается в сделанных грехах, но не прилагает особых усилий, чтобы исправиться, потому что, считает так: «Господь милостив, простит». Господь действительно Долготерпелив и Милостив, но не нужно испытывать Его долготерпение. Господь милостив к людям, которые борются с грехом, поэтому от человека тоже нужны определенные усилия, желание работать над собой.

«Покаяние тогда истинно, когда после него все усиленно будешь стараться уже жить как должно, а без этого оно мало действительно, если каешься лишь бы проговорить о грехах, а жить по-старому» (Преподобный Иосиф Оптинский).

Другой же крайностью является, когда говорят так: «Я же знаю, что всё равно опять совершу этот грех, так зачем мне идти и исповедоваться?» и впадают в отчаяние. Борьба с грехом должна быть даже до смерти, и падая, человек может подняться.

«Постоянно приноси покаяние, когда согрешаешь, и не теряй времени. Ибо чем больше ты медлишь, с тем чтобы попросить прощения, тем глубже позволяешь лукавому пускать в тебе корни. Не давай ему усиливаться тебе во вред. Итак, не отчаивайся, падая, но, поднимаясь, с усердием приноси покаяние, говоря: «Прости меня, Христе мой, я человек и немощен».» (Старец Иосиф Исихаст).

«Брат сказал авве Сисою: «Авва! Что делать мне? Я пал». Старец отвечал: «Встань». Брат сказал: «Я встал и опять пал». Старец отвечал: «Снова встань». Брат: «Доколе же мне вставать и падать?» Старец: «До кончины твоей».». (Древний Патерик).

«Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного» (Преподобный Исаак Сирин).

Нет греха, побеждающего Человеколюбие и Милосердие Божие. Есть примеры, когда великие грешники, покаявшись, стали великими святыми. Примером такого всецелого покаяния может быть для нас Мария Египетская, которая была блудницей, но принеся плод покаяния, стала великой святой.

«Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои» (Преподобный Силуан Афонский).

Покаяние может изменить даже приговор Бога, как в случае с Ниневией. Господь послал пророка Иону проповедовать Ниневии и сказать, что еще сорок дней и Ниневия будет разрушена. «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого… и царь Ниневитян встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего от насилия рук своих» (Иона 3: 5–8). «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.» ((Иона 3:10).

Покаяние Ниневии
Покаяние Ниневии

«Покаяние – это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога. То, что у человека есть такая сила, – это не шутка» (Преподобный Паисий Святогорец).

«Покаяние – корень благочестия. Покаемся же и своим покаянием склоним Бога к тому, чтобы Он и положил конец войнам, и укротил варваров, и прекратил вражеские мятежи, и дал нам наслаждение всеми благами. Сильно умилостивляет Бога покаяние, если кто, искренно раскаиваясь, обращается к Нему» (Святитель Иоанн Златоуст).

А как Вы думаете?

Если Вам понравилась статья, подписывайтесь на канал и ставьте лайки!

Спаси Вас Господь!