Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO) — многопользовательская компьютерная игра, разработанная компаниями Valve и Hidden Path Entertainment. Выпуск игры для персональных компьютеров на операционных системах Windows и macOS, также игровых приставках Xbox 360 и PlayStation 3 состоялся 21 августа 2012 года. Версия игры для Linux была выпущена в 2014 году[1], а в 2016 году игра, в рамках программы обратной совместимости, стала доступна на Xbox One {3}. В 2018 году была выпущена бесплатная версия с возможностью игры с реальными игроками и с ботами. Позже, в декабре того же года игра стала полностью бесплатной.
Как и в остальных играх серии, в Counter-Strike: Global Offensive игроки делятся на две команды: террористов и подразделений специального назначения, после чего сражаются друг с другом в серии раундов, по результатам которых определяется команда-победитель. Игроку доступны разные режимы игры, меняющие условия поединка между командами, а также игра с ботами
ИГРОВОЙ ПРОЦЕСС
Как и предыдущие игры серии, Counter-Strike: Global Offensive является трёхмерным многопользовательским шутером от первого лица, в котором игроки распределяются по двум командам и сражаются друг с другом. В игре представлены две команды: террористы и спецназ, а также три сценария игры: разминирование бомбы, спасение заложника и королевская битва. В первом сценарии игроки, играющие за команду террористов, должны заложить бомбу в одной из нескольких точек закладки, а спецназ — успешно её разминировать. Во втором сценарии игрокам из команды террористов необходимо не дать противоборствующей команде спасти заложников, которых они похитили.
РАЗРАБОТКА И ВЫПУСК (VALVE)
Первые новости о разработке игры появились вместе с официальным анонсом — 12 августа 2011 года. Слухи о том, что компания Valve, ответственная за серию игр Counter-Strike, разрабатывает новую часть игры (последней на тот момент основной игрой серии, не считая отдельной версии, направленной на азиатскую аудиторию, была Counter-Strike: Source 2004 года) распространились несколькими днями ранее.
В анонсе игры сообщалось о том, что разработчики обещают сохранить основы игрового процесса «классической» версии игры — Counter-Strike 1.6, а также добавить новые карты для многопользовательских сражений (среди которых будут ремейки старых карт с улучшенной графикой), модели бойцов и оружие. В числе прочих усовершенствований ожидались онлайн-таблицы рекордов и система автоматического подбора соперников. Говорилось о том, что игра выйдет в начале 2012 года, а в 2011 году она будет продемонстрирована на выставках PAX Prime и Eurogamer Expo. Игра разрабатывалась для персонального компьютера с операционными системами Windows и Mac OS X, и для игровых консолей PlayStation 3 и Xbox 360 (там она вышла в онлайн-сервисах PlayStation Network и Xbox Live соответственно).
Некоторые сайты предположили, что Counter-Strike: Global Offensive будет базироваться на последней версии игрового движка Source, собственной разработки Valve, на которой построены все последние игры студии; однако в официальном анонсе нет никаких уточнений, касающихся технологической части. Несколько крупных сайтов опубликовали «трейлер игры», который на самом деле является перемонтированным любителем (в частности, изменена надпись в конце ролика) трейлером другой части, Counter-Strike Online.
Примерно одновременно с первыми новостями-анонсами игры появились сведения о том, что разработчики компании Valve пригласили лучших киберспортсменов, играющих в Counter-Strike, для тестирования новой части; один из тестеров описал свои впечатления от знакомства с рабочей версией Global Offensive в небольшом превью, в котором он сообщает о том, что «проект разработан на обновленном движке Source», подтверждает данные о новых видах оружия и о том, что в игре будут улучшенные и переделанные версии старых карт («карты выглядели великолепно, скины игроков и анимация бесподобны, а модели оружия чрезвычайно красивы»); по словам тестера, игра представляет собой рабочую версию, но «выглядит лучше, чем какая-то pre-beta».
15 августа 2011 года появились другие новости относительно игры: стало известно, что студия Hidden Path Entertainment, сотрудничающая с Valve, намерена и после выхода Global Offensive заниматься обновлениями для Counter-Strike: Source (параллельно с обновлениями Global Offensive), появились подробности о некоторых деталях игрового процесса (так, денежная система полностью переработана, появились новые взрывоопасные предметы — коктейль Молотова и ложная граната, которая имитирует оружейные выстрелы, сбивая противника с толку).
20 августа 2011 года и несколькими днями позднее стали появляться новости о том, что разработчики намерены сделать многопользовательский режим кроссплатформенным, однако такая совместимость будет только с Windows-версией, Mac-версией и версией для PlayStation 3; то есть владельцы игры, играющие на приставке, и игроки, играющие на персональных компьютерах, получат возможность сражаться вместе на одних серверах. «Мы больше не хотим делить игровую индустрию на обособленные друг от друга островки», — прокомментировал заявление о поддержке кроссплатформенной игры Гейб Ньюэлл, основатель компании Valve. Также было заявлено, что версия игры для PlayStation 3 будет в полной мере поддерживать управление с клавиатуры и мыши (которые можно подключить к консоли посредством предусмотренных портов USB). Доступно стандартное управление с контроллера приставки и управление с контроллера PlayStation Move.
Гейб Ньюэлл также выступил с критикой Microsoft, отметив чрезмерную закрытость программной платформы, не позволяющей реализовать многие сетевые функции, в том числе совместную игру с другими платформами (именной по этой причине совместная игра с игроками Xbox 360 не может быть реализована).
26 августа 2011 года вышел первый официальный трейлер игры, в котором были продемонстрированы графика (использование последней на момент разработки игры версии движка Source), игровой процесс (включая новое меню покупки оружия), карты и вооружение.
6 сентября 2011 года стало известно, что Counter-Strike: Global Offensive будет представлена на игровой выставке «ИгроМир 2011». На выставке будет впервые в мире показана ПК-версия игры.
19 сентября 2011 года стало известно, что в новой игре будет доступен так называемый «казуальный режим». Новички смогут играть индивидуально; игра для них будет более простой, а оружие не нужно будет покупать.
22 сентября 2011 года компания Valve заявила о том, что в числе многопользовательских режимов будут режимы Arsenal: Demolition и Arsenal: Arms Race. Эти режимы впервые были представлены в любительской модификации Gun Game для Counter-Strike: Source; разработчикам игры они понравились, поэтому было решено пригласить авторов модификации к работе над новой частью.
1 октября 2011 года один из разработчиков Valve сообщил, что компьютерная версия игры не будет отличаться от консольной.
В начале ноября представители Valve сообщили, что открытое бета-тестирование игры, которое планировалось начать в октябре, откладывается в связи с желанием авторов поработать над игрой, прежде чем выводить её на публику.
18 ноября 2011 года компания Valve сообщила, что закрытое бета-тестирование начнётся 30 ноября.
4 июня 2012 года Valve на выставке E3 объявила дату выхода Counter-Strike: Global Offensive, 21 августа 2012 года, и цену, для всех платформ составляющую 14,99$.
8 августа 2012 года стал доступен предзаказ игры в службе цифрового распространения Steam. Также было объявлено, что открытое бета-тестирование стартует 14 августа, однако оно будет доступно для тех, кто воспользовался предзаказом игры, то есть приобрёл её до официального релиза.
15 августа 2012 года Valve в своём блоге опубликовали полную статистику бета-теста начиная с 1 декабря 2011 года и до 15 августа 2012.
16 августа 2012 года стало известно, что все, кто предзаказал Counter-Strike: Global Offensive, в подарок получат предмет из Team Fortress 2. Этот предмет — оружие для снайпера, сделанный в виде AWP. AWPer Hand («Слонобой») получили все, кто предзаказал CS:GO в Steam до 21 августа.
22 августа 2012 года (в 21:00 по Москве) состоялся релиз игры в Steam. В тот же день вышло первое обновление.
КИБЕРСПОРТ
Counter-Strike: Global Offensive, как и её предшественницы Counter-Strike и Counter-Strike: Source, является киберспортивной дисциплиной. Самыми крупными и престижными турнирами считаются турниры серии Major и турниры серии Blast Premier. Major-турниры проводятся при совместной поддержке Valve и компании, которая проводит турнир. Первым таким турниром стал DreamHack Winter 2013, который имел призовой фонд в 250 000 $, а начиная с MLG Columbus 2016, призовой фонд стал составлять 1 000 000 $. На 2019 год было проведено 15 таких турниров. Ещё одним крупным событием является лига Blast Premier, так, на Blast Premier 2020 общий призовой фонд составил 4 250 000 $. Также существует множество других соревнований, например IEM, ESL, Blast Pro Series и др.