Нередко многие из тех, кто сейчас увлекается историей, начинали своё увлечение со стратегий. И хотя зачастую это приносит свои плоды - так, 9 класс в принципе можно пропустить, если вы играли в HOI4, но у такого подхода есть свои минусы.
Сама суть военных стратегий, не поверите, заключается в войне. Игрок может изменить ход истории именно войной - выиграв ту или иную войну за ту или иную страну. Проблема подобного подхода в том, что, вообще-то говоря, войны переоценены. Мы постоянно пытаемся оправдать войны - холодную войну мы оправдываем космической гонкой и развитием науки, а тридцатилетний религиозный конфликт, унёсший миллионы жизней и уничтоживший 2/3 населения Германии - реформацией религии. Но дело в том, что реформация произошла ещё до этой войны, а самым главным достижением самой войны стала не победа какой-либо из сторон, а Вестфальский мир. Что же касается космической гонки - вы правда думаете, что мы бы не осваивали космос без угрозы ядерного уничтожения?
Однако, полностью отрицать вклад войн в исторический процесс сложно, в особенности гражданских войн, иногда представлявших собой процесс созидательного разрушения, что мы видим на примере гражданской войны в США.
Куда большую угрозу объективному восприятию истории несёт такая вещь, как стратегии, посвящённые отдельным битвам и сражениям. Наиболее ярко битвы представлены в серии игр Total War. В Atilla вы можете буквально спасти Римскую Империю, выиграв несколько ключевых битв, а в Rome 2 можно спасти уже Карфаген. Только вот дело в том, что битвы имеют ещё меньшее значение, чем войны. Наилучшим примером этого является Ромейская(Византийская) Империя, начавшая свой закат с 14 века. Сколько бы битв не выиграли греки - они были обречены, не из-за их воинского искусства, но из-за древнего политического устройства, приводившего к нестабильности и постоянным гражданским войнам, во время которых турки постепенно отхватывали кусок Империи за куском.
Наконец, существует самая ужасная(в плане реализма) стратегия(на мой, субъективный взгляд) - Civilization. Самым главным её минусом является идея непрерывного технологического прогресса, причём всех цивилизаций примерно в равное время. Хотя в последнем обновлении и были введены такие вещи, как Тёмные и Золотые века, концепция линейного развития всё ещё осталась в игре.
Так что играйте в игры, но помните, что исторический процесс в реальности протекал по другим правилам.