В своих "Нравственных письмах" Сенека часто упоминает фортуну, пишет, что надо ей сопротивляться и над ней возвышаться, что он воюет с ней: "Фортуна ведет со мною войну; я не буду выполнять её веленья, не принимаю её ярма и даже — а для этого нужно еще больше доблести — сбрасываю его". На всякий случай напомню, что фортуна — это не судьба, а удача. То есть Сенека воюет не с судьбой (это бессмысленно), а с везением и невезением. Такое отношение к фортуне — это применение стоической дихотомии контроля к судьбе. Согласно этой дихотомии стоику безразлично всё, что не находится под его контролем. Удача не подконтрольна стоику. Значит удача безразлична ему.
Другими словами, стоик надеется только на себя, ничего не ждёт от судьбы, и соответственно, не огорчается неудачам. Именно в этом смысле фортуна теряет власть над стоиком: "Связывает ли нас непреложным законом рок, божество ли установило всё в мире по своему произволу, случай ли без всякого порядка швыряет и мечет, как кости, человеческие дела, — нас должна охранять философия. Она даст нам силу добровольно подчиняться божеству, стойко сопротивляться фортуне, она научит следовать веленьям божества и сносить превратности случая".
Вот и ещё один ответ на вопрос, зачем чего-то добиваться, если всё предопределено. Затем, чтобы получить внутреннюю свободу от фортуны: "Кто мудр, тот во всём смотрит на замысел, а не на исход. Начало в нашей власти; что выйдет, решать фортуне, над собой же я не признаю ее приговора. — «А она доставит тебе волнения, доставит неприятности», — Но разбойник не казнит нас, даже когда убивает". Если кто не понял про "разбойника", поясняю, — стоик не признаёт над собой власть фортуны, и хотя та может даже убить стоика, но с точки зрения последнего это будет именно убийством, а не исполнением приговора.
Короче, делай, что должен, и будь, что будет.
#философия #мудрость #судьба #психология жизни #саморазвитие