Дaлёкие пpедки башкир пoд именем «аргиппеи» yпоминаются в V столетии до нашей эры в знаменитой «Истории» Геродота. Статистика подтверждает, что на сегодня насчитывается чуть более 2 миллионов башкир. Большинство компактно проживают в Башкортостане, но в нашей статье будут представлены самые известные башкиры, прославившиеся далеко за пределами республики.
1) Салават Юлаев
Нaчнём наш списoк с легендаpной личности, известной далеко за пределами Башкортостана. Национальный герой, поэт-сказитель родился в 1754 годy в деревне Текеево. Активный участник Крестьянской войны, верный сподвижник Емельяна Пугачёва. После пленения Салавата отправили вместе с отцом на вечную каторгу. Местом каторги стал один из островов Балтики. Умер он в 1800 году, проведя в неволе 25 лет.
Сaлават — любимец башкиpскoго народа. Любили и yважали его за смелость, а также за чудесные сказки, которые он сочинял сам. Его образ широко отражён в башкирском и русском фольклоре. В столице Башкортостана играет xоккейный клуб, носящий имя национального героя.
2) Акмулла
Башкирский просветитель, поэт, мыслитель. Мифтахетдин Акмулла является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века, оказавшим воздействие на всю дальнейшую национальную литературу. Также оказал большое влияние на развитие казахской и татарской литератур. Его творчество было широко известно среди туркмен, каракалпаков и других тюркоязычных народов.
Написана в начале XX века как литературная гимническая песня, стихотворное послание или стихотворное обращение на старотюркском письменном языке на основе арабицы. Впервые опубликовано в 1931 году. Его авторство Акмулле приписывает башкирский просветитель Закир Шакиров.
Написано в степи, в период скитаний среди башкир и казахов, обучения детей.
Поэт, впервые после Салавата Юлаева, обратился к народу со словами «Мои башкиры!»
В 1990-е и 2000-е годы стихотворение активно популяризировалось и размещалось с портретом поэта при входе в башкирские гимназии.
Башкиры, всем нам нужно просвещенье!Невежд немало, редкость — обученье.Страшней медведя-шатуна незнанье —Усилим, братья, к знанию влеченье!
3) Ризаитдин Фахретдин родился в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Альметьевский район Республики Татарстан) Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Альметьевский район Республики Татарстан)
Его прадед Субхангул являлся башкирским старшиной, а дед Сайфетдин и отец Фахретдин (1818—1891) служили имам-хатыбами в деревне Кичучатово. У Фахретдина было две жены и одиннадцать детей. Матерью Ризаитдина была Магуба Рымкуловна (1821—1873)[6]. По словам дочери Асьмы, сам Фахретдинов утверждал, что их род происходил из деревни Шырдан (ныне село Большие Ширданы Зеленодольского района Татарстана), откуда его прадед бежал после завоевания Казани, боясь насильственной христианизации.
В анкете, составленной в 1929 году собственноручно Фахретдиновым имеется сведения о его национальности — башкир
1893 году вместе с М. И. Уметбаевым написал историческую статью «Казань и башкиры». В сентябре 1894 года встретился с М. Акмуллой, и обещал поэту опубликовать его произведения в виде книги. В том же году установил дружеские отношения с шейхом Зайнуллой Расулевым, позднее, 1917 году, в его честь выпустил книгу. 1895 году, вместе с М. И. Уметбаевым, сопровождал венгерского учёного А. Вамбери в его путешествии и помогал ему собрать материалы по башкирскому языку.
4) Зайнулла Расулев
Зайнулла́ Расу́лев (Зайнулла бин Хабибулла бин Расул, также Зайнулла-ишан; башк. Зәйнулла Рәсүлев; 1833—1917) — мусульманский религиозный деятель, ишан, последователь суфизма, просветитель. Член братства Накшбандия. Один из руководителей джадидизма.
Родился 25 марта 1833 года в деревне Шарипово[1] Оренбургской губернии (ныне Учалинского района Башкортостана) в семье муллы. Происходил из башкирского рода Кувакан[2].
Учился в медресе в родной деревне, затем в других деревнях; в 1858 году окончил медресе «Мухаммадия» города Троицка (ныне в Челябинской области).
С 1858 года — имам-хатыб в деревне Аккужа Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (ныне также в Учалинском районе Башкортостана).
Будучи шакирдом, стал интересоваться суфизмом. В 1859 году посвящён в члены суфийского ордена Накшбандийа. Метод мистического познания истины (тарик) совершенствовал в Стамбуле в 1869—1870 годах, где учился у шейха Ахмеда Зияуддина Гюмюшханеви; у него же получил разрешение (иджаза) преподавать учение суфия Накшбандийа. Совершил хадж. По возвращении на родину ввёл ряд новшеств в практику суфизма среди местных мусульман: громкий зикр (многократное упоминание имени Аллаха), празднование Маулид ан-Наби (дня рождения пророка Мухаммада), ношение чёток и т. д.
Преследовался властями за распространение идей суфизма. Официальные представители ислама — муллы-ортодоксы и кадимисты — обвинили его в ереси и враждебной деятельности против властей. По их доносу Расулев был арестован и в январе 1873 года совместно со своим другом и соратником Гатауллой Абдельмаликовым[3][4] сослан в политическую ссылку, которую отбывал поочерёдно в Златоусте (ныне в Челябинской области) в течение восьми месяцев, Никольске Вологодской губернии (1873—1876) и в Костроме (1876—1881).
В 1881 году вернулся и возобновил религиозную деятельность в деревне Аккужа. Повторно совершил хадж. С 1884 года — имам мечети в городе Троицке (ныне Челябинской области), при которой основал медресе «Расулия», одно из первых новометодных учебных заведений Южного Урала. Имел много учеников и последователей, стал одним из самых влиятельных мусульманских деятелей в России. Его называли также «духовным королём своего народа»[5].
Умер 2 февраля 1917 года. Похоронен на мусульманском кладбище г. Троицка Челябинской области.
В народной памяти башкир сохранилось множество легенд о чудесах и случаях исцеления больных, совершённых Зайнуллой Расулевым
5) Батырша
настоящее имя — Габдулла́ Гали́ев ( башк. Fабдулла Fәли улы) идеолог и предводитель Башкирского восстания (1755—1756)[2][3]. Публицист, мулла.
Родился в селе Карышево Сибирской дороги, ныне Балтачевского района Республики Башкортостан в мишарской семье[4]. В Большой Советской Энциклопедии утверждается, что Батырша Алиев являлся башкирским муллой.
6) Кинзя́ Арсла́нов, Кинзя-абыз (башк. Кинйә Арыҫланов; 1723 — 1774?) — башкирский старшина Бушман-Кипчакской волости Ногайской дороги Оренбургской провинции[1], один из руководителей Крестьянской войны 1773—1775 годов из башкир, повстанец. Потомок князя Арслана Бин-Али Кучумовича, из рода Арслановых.
Люди называли его абызом (знаток текста Корана), прекрасно знал русский язык, в начале 1760-х годов стал старшиной Бушман-Кыпчакской волости, Ногайской даруги, Уфимский уезд, Казанская губерния, Российской Империи.
В 1770 году на территории Бушмаш-Кыпчакской волости Ногайской дороги основал д. Кинзино, ныне д. Кинья-Абыз Куюргазинского района Башкортостана.
В начале октября 1773 года стал вторым башкирским военачальником, примкнувшим к Емельяну Пугачёву, получил от него чин «бригадного генерала». Командовал всеми нерусскими формированиями. Состоял помощником и советником Пугачёва в отношениях с нерусскими народами Массовое участие башкир, калмыков, и других народов в восстании это так же результат деятельности Кинзи Арсланова[1]. Он писал указы, манифесты и тому подобное на тюрки, был начальником главного штаба повстанцев. Вместе с Пугачёвым руководил многочисленными очагами восстания в Башкирии.
Пропал без вести в сентябре 1774 года
7) Карасакал (повстанец)
Карасака́л (Султан-Гирей, Байбулат Хасанов; настоящее имя — Минлегол Юлаев, башк. Ҡараһаҡал, Миңлеғол Юлаев, Солтангәрәй) — историческая личность, предводитель Башкирских восстаний 1735—1740 годов, в 1739 году принял титул Башкирского хана[1]. Является последним башкирским ханом в истории.
В башкирском фольклоре (песнях, легендах) пользуется не меньшей популярностью, чем Салават Юлаев
Согласно российскому историку Пётру Ивановичу Рычкову, Карасакал возглавил башкирских повстанцев в последний, пятый год восстания[4].
8) Мурат Султан (Мурат, башк. Морат Солтан; ?—1708) — башкирский султан, один из предводителей Башкирского восстания в 1704—1711 гг.ат Султан (Мурат, башк. Морат Солтан; ?—1708) — башкирский султан, один из предводителей Башкирского восстания в 1704—1711 гг.
Мурат-хан, так называли его башкиры, происходил из потомственной башкирской правящей династии Кучумовичей и являлся сыном Кучук-хана, который в восстании 1681-1683 годов принял титул Башкирского хана.
Летом 1706 года Мурат был во главе делегации от башкир-повстанцев, которому было поручено установить связи с народами Северного Кавказа для совместной борьбы против Российского правительства.
В конце июля 1707 года Мурат Султан возглавил посольство башкир в Крымское ханство и Османскую империю, целью переговоров являлось вопросы о вооружённой поддержке восстания последними. Крымский хан не мог самостоятельно принять решение и отправил их к османскому султану в Стамбул. Турецкий султан дал послам аудиенцию, но отказался поддержать восставших башкир[1].
Переговоры с народами Северного Кавказа закончились успешно. Под титулом башкирского султана Мурат развил здесь активную деятельность. В конце 1707 года в начале 1708 года поднял восстание на Северном Кавказе. В повстанческом движении принимали участие объединённые отряды аксайцев, дагестанцев, башкир, кумыков, ногайцев, чеченцев, беглых казаков-раскольников и других.
9) Каранай Муратов — башкирский сотник и походный старшина Бурзянской волости, Ногайской дороги Уфимского уезда, один из предводителей Крестьянской войны (1773-1775), главный полковник и атаман армии Пугачева. Основатель аула Каранай (ныне Стерлибашевского района Башкортостана). Участвовал в Башкирском восстании (1755—1756)
10) Алдар Исекеев (башк. Алдар Иҫәкәев, также в русских источниках упомянут как Алдарбай Исекеев, Алдар Исянгильдин, в башкирском фольклоре — Алдар батыр, Алдар-батыр башк. Алдар батыр; 1670-е годы, Бурзянская волость, Ногайская даруга[1] — 18 мая 1740 года) — башкирский потомственный тархан, батыр и старшина Бурзянской волости. Участник Крымского и II Азовского (1696) походов русской армии, предводитель башкирского восстания 1704—1711 гг., так называемого Алдар-Кусюмовского бунта или «Алдаровщины». Посол России в казахском Младшем жузе.
11) Ахметзаки́ Валиди́ Тога́н (башк. Әхмәтзәки Вәлиди Туған — Ахмет-Заки́ Валиди́ (Вали́дов) (башк. Әхмәтзәки Әхмәтшаһ улы Вәлиди (Вәлидов); 10 [22] декабря 1890[1][2], Кузяново, Уфимская губерния — 26 июля 1970[1][3], Стамбул) — военно-политический деятель, лидер башкирского национально-освободительного движения (в 1917—1920 гг); публицист; историк, востоковед-тюрколог, доктор философии (1935), профессор, почётный доктор Манчестерского университета (1967).
12) Мурат Рамзи (баш. Морат Рәмзи; 10 октября 1854 — 2 апреля 1934) — видный российский представитель мусульманской науки и религии, религиозный деятель, историк, автор двухтомного исторического произведения «Тальфик аль-ахбар», посвящённого истории тюрков, проживавших в царской России. Делегат 2-го Всероссийского съезда мусульман.
Мурат Рамзи, родился 10 октября 1854 года (по другим данным, 25 декабря 1855 года)[1] в деревне Альметмуллино Байларской волости[2] Мензелинского уезда Оренбургской губернии (ныне село Альметьево Сармановского района Республики Татарстан). По происхождению является башкиром из племени байлар[2]. Согласно метрическим записям, отец Батыршах являлся башкиром-земледельцем[2]. Мать Фахри-Джихан происходила из башкир деревни Нуркей и являлась дальней родственницей Ризаитдина Фахретдинова[2].
13) Легендарный советский генерал Минигали Шаймуратов
Минигали́ Минга́зович Шаймура́тов[1] (башк. Миңлеғәли Минһажетдин улы Шайморатов; [27] августа 1899 или 15 августа 1899, Биштяки, Уфимская губерния — 23 февраля 1943, Ворошиловградская область) — советский военачальник, командир 112-й Башкирской кавалерийской дивизии (с 14 февраля 1943 — 16-я гвардейская кавалерийская дивизия) во время Великой Отечественной войны. Генерал-майор (10 ноября 1942). Герой Российской Федерации (30 марта 2020, посмертно).
14) Муса Гареев
Пpoслaвленный лётчик, yчастник Великой Отечественной войны родился в 1922 году, а летать учился на аэродроме Башкирского аэроклуба при ОСОВИАХИМ. После окончания лётной школы города Энгельс, в 1942 году ушёл на фронт. Гареев начинал летать в звании сержанта, а ушёл в отставку в звании полковника. За боевые заслуги дважды награждён Звездой Героя СССР, орденами и медалями. После войны Муса Гареев командовал полком, а умер в 1987 году. Заxоронили героя в Уфе в Парке Победы, где благодарные уфимцы установили памятник прославленному земляку.
15) Загир Исмагилов
Пpoслaвленный советский башкирский композитор родился в 1917 годy. Загир Исмаилов работал на лесозаготовкаx, но случай привёл его в Башкирский театр драмы, где он играл на курае и фортепиано. Перед войной стал учащимся консерватории. Во время учёбы начал писать музыкальные композиции. В годы войны был артистом фронтовых бригад, писал патриотические песни, давал сольные фортепианные концерты. В 1982 году получил звание народного артиста СССР. Написал множество опер, среди которых особо выделяются «Салават Юлаев», «Акмулла».
16) Файзи Адгамович Гаскаров (башк. Ғәскәров Фәйзи Әҙһәм улы; 21 октября 1912 — 18 июня 1984, Уфа) — башкирский танцор, хореограф и балетмейстер. Заслуженный деятель искусств БАССР (1944) и РСФСР (1975), лауреат Республиканской премии имени Салавата Юлаева (1967).
17) Таги́р Таи́пович Куси́мов (башк. Таһир Таип улы Кусимов; 14 февраля 1909, д. Кусимово ныне Абзелиловского района Башкирии — 10 мая 1986, Уфа) — советский военачальник. Герой Советского Союза (15.01.1944), генерал-майор (1954). По национальности — башкир.
18) Муста́й Кари́м (башк. Мостай Кәрим, настоящее имя Мустафа́ Са́фич Кари́мов, башк. Мостафа Сафа улы Кәримов; 1919—2005) — классик башкирской советской литературы, известный башкирский поэт, писатель, драматург, публицист, участник Великой Отечественной войны, выдающийся общественный деятель.
Известный его башкирский стих:
Мы сами – башкиры, Много спальных районов. У нас Гаухар, у нас йухар, У нас каждый зерно. И у нас есть такие сахара. Пустыни – рай для людей; Там где Гульды запутались, Они приглашают смеяться. Там поет птицы, На озере гремит камыш. Тростниковая роса, Зрелище, месяц зрелище. У нас густые леса, Только у нас есть знаменитый Урал; Подземные рудники, Сверху – милосердие. Седое, зеленое, зеленое, Понятие, название; Для того, чтобы увидеть трон, Истикбала алтынлы.
20) Рами́ Ягафа́рович Гари́пов (башк. Рәми Йәғәфәр улы Ғарипов; 12 февраля 1932 — 20 февраля 1977) — башкирский поэт.
Народный поэт Башкортостана Рами Ягафарович Гарипов родился 12 февраля 1932 года в селе Аркаул Салаватского района Башкирской АССР в семье колхозника.
Известный его башкирский стих: Не повиновался царю, и другим башкир не повинуется.
21) Зайна́б Абду́лловна Бии́шева (башк. Зәйнәб Абдулла ҡыҙы Биишева; 2 [15] января 1908 года, деревня Туембетово [ныне — Кугарчинский район Башкортостана] — 24 августа 1996, Уфа) — народный писатель Башкортостана, прозаик, поэт, драматург, переводчик.
22) Мажит Гафури
Башкирский писатель, народный поэт Башкирской АССР, классик советской башкирской литературы, поэзии, фольклорист, драматург.
- В браке с: Насырова Зухра Камалетдиновна
23) Мухаметсали́м Ишмухаме́тович Уметба́ев (башк. Мөхәммәтсәлим Ишмөхәммәт улы Өмөтбаев, 1841—1907) — башкирский поэт-просветитель, переводчик, филолог, этнограф, общественный деятель, публицист
М. Уметбаев первым разработал лингвистическую терминологию башкирского языка.
Книга Мухаметсалима Ишмухаметовича «Памятки» («Ядкар») на тюрки[3] является книгой энциклопедического характера, включающий разделы: история, этнография, лингвистика, литература, фольклор, переводы поэтические произведения А. С. Пушкина, сказка «О трубе, паласе и яблоке» из собрания сочинений «Тысяча и одна ночь» Она также включает статьи: «Светлые и мрачные дни башкирского народа», «Родословная Кесе-Табынского рода», «Песни древних башкир», «Легенда об Акташ-хане», «Моему учителю Мирсалиху, сыну Мирсалима, генералу Бекчурину» и другие.
В очерке «Башкиры» М. И. Уметбаев объединил историко-этнографические и фольклорно-языковые материалы, собранные им для статей разных лет. Также в нём можно найти информацию о расселении башкир[11]:
С древних времен жили они по обе стороны Уральского хребта. Киргизы (современные казахи) называли башкир «великими». Нынешняя Уфимская губерния была центром земель, им принадлежавших…
В том числе писал о дате принятии ислама башкирским народом:[11]:
В книге «История Болгарии» Хисаметдин бин Шарафетдин пишет, что башкиры приняли ислам ранее всех своих соседей, в 195 году хиджры…
24) Ангам Касимович Атнабаев (башк. Әнғәм Ҡасим улы Атнабаев; 23 февраля 1928, Старый Курдым, Башкирская АССР — 2 сентября 1999, Уфа) — башкирский поэт и драматург. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988) и БАССР (1977), Народный поэт Башкортостана (1997). Лауреат республиканской премии Г. Саляма (1971)
25) Равиль Тухватович Бикбаев
Башкирский поэт, литературовед и общественный деятель. Депутат, Председатель Комитета по образованию, науке, культуре, спорту и делам молодежи Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан. Народный поэт Башкортостана, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан, заслуженный работник культуры Чувашской Республики, Почётный гражданин города Уфы, Член-корреспондент Академии наук Республики Башкортостан, профессор. Один из авторов Гимна Республики Башкортостан
26) Кул Гали
(настоящее имя — Мухаммад-хаджи Гали ибн Мирхуджа, башк. Ҡол Ғәли) средневековый поэт. Его наиболее известное произведение — поэма «Кыйсса-и Йосыф», написанная на башкирском языке (Сказание о Йусуфе).
Биографические сведения о Кул Гали немногочисленны и противоречивы.
Согласно «Таварих-и Болгария» («История Булгарии») Таджедина Ялчыгулова, Кул Гали происходил из башкирского племени Айле.
На основе сведений, содержащихся в «Таварих-и Болгария» («История Булгарии») Ялчыгулова, Х. Мухаметов реконструировал биографию Кул Гали. В ней было указано что он родился в городе Кышан или другом городе Волжской Булгарии. Его отец — хазрет Мирхаджи. Поэт окончил медресе в городе Хорезме и там обучал шакирдов, затем переехал в город Ургенч (Хорезм), позже возвращается на родину. Согласно Мухаметову, Кул Гали умер в городе Биляр. Согласно «Таварих-и Болгария» поэт погиб во время похода Тамерлана на Золотую Орду в конце XIV века.
27) Баязит Бикбай
Башкирский поэт, прозаик и драматург, либреттист. Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР.
- Умер: 2 сентября 1968 г. (59 лет)
28) Эльбрус Нигматуллин
Российский спортсмен, общественный и политический деятель башкирского происхождения, актёр. Мастер спорта по пауэрлифтингу и армреслингу, вице-чемпион соревнования «Самый сильный человек планеты» 2005 года, четырёхкратный победитель турнира «Самый сильный человек России».
- Рост: 180 см
29) Венер Галиев по прозвищу "Башкир"
Российский боец смешанных боевых искусств, выступающий в лёгкой весовой категории. Является двукратным чемпионом мира по боевому самбо.
- Рост: 176 см
30) Денис Шафиков
Денис Фуатович Шафиков (башк. Шафиҡов Денис Фуат улы; род. 3 июня 1985, Миасс) — российский боксёр-профессионал, выступающий в лёгкой и первой полусредней весовых категориях.
Интерконтинентальный чемпион по версии IBO
Бронзовый призёр чемпионата России в Ульяновске в 2003 году.
По национальности башкир, выходит на ринг в башкирской национальной одежде: меховой шапке и елане, за что получил прозвище Чингисхан
31) Аскар Абдразаков
Бaшкиpские испoлнители отличаются своеобразной xаризмой и особенной манерой исполнения. Все эти качества присyщи оперному певцу Аскару Абдразакову. Отец мальчика был режиссёром, и Аскар с раннего детства стал сниматься в фильмах отца. После окончания Уфимского института искусств Абдразаков поступил в аспирантуру Московской консерватории. Он выступал на сцене Большого театра, а с 2010 по 2011 год был министром культуры Башкортостана. Сейчас его шикарный бас можно услышать в оперных партиях Мариинского театра Санкт-Петербурга.
32) Ильдархан Ибрагимович Мутин
Один из лидеров Башкирского национального движения, член Башкирского Правительства, общественный и государственный деятель.
Умер 3 июля 1941, (Магаданская область)
34) Карим Хакимов (1882-1938) — видный советский дипломат и общественно-политический деятель, первый дипломат, установивший деловые отношения между Советским Союзом и арабскими странами. Он личность, получившая мировую известность будучи торговым агентом, генеральным консулом и полномочным представителем молодого Советского государства в Саудовской Аравии и Йемене.
35) Мидхат Шакиров (1916-2004) — видный партийный и государственный деятель, в 1969-87 годах исполнял обязанности первого секретаря областного комитета КПСС Башкирской АССР
36) Александр Матросов — Шакирзян из деревни Учалинского района республики Башкортостан. Шакирзян Мухамметзянов закрывший вражескую амбразуру своим телом Герой Советского Союза. По официальной версии, он — Александр Матвеевич Матросов, по другой за этим именем стоит уральский парень Шакирзян Мухамметзянов
Башкирские писатели Рауф Насыров и Шагинур Мустафин провели исследование и пришли к выводу, что Матросов не кто иной, как Шакирзян Юнусович Мухамметзянов родом из деревни Кунакбаево Башкортостана
37) Дуэт Фидана Гафарова и Нурии Ирсаевой
Фидан Гафаров (1947) — народный артист РСФСР Башкортостана, лауреат Государственной премии Башкортостана имени Салавата Юлаева. Артист Башкирского государственного драматического театра имени Гафури. Очень популярный актер, исполнивший сотни ролей на сцене театра. Также получил признание в дуэте с Нурией Ирсаевой.
Нурия Ирсаева (1942) — народная артистка РСФСР Башкортостана, лауреат Государственной премии Башкортостана имени Салавата Юлаева. Арстистка Башкирского государственного драматического театра имени Гафури. Стала известна благодаря сотням ролей и дуэту с Фиданом Гафаровым в таких музыкальных спектаклях, как «Галиябану» и «Неотосланные письма». Очень популярная актриса
Нурия Ирсаева родилась в деревне Канбеково Миякинского района Башкортостана.