Найти в Дзене

В. Фальков о социальной успешности и роли образования

Министр науки и высшего образования на "Гайдаровском форуме"

В середине декабря прошли традиционные ежегодные встречи на "Гайдаровском форуме". Обсуждалось много вопросов, касающихся изменений во всех сферах жизни в условиях, с которыми столкнулись современные люди. Много говорили и об образовании, как о школьном, так и о вузовском.

Хочу немного рассказать о выступлении министра Валерия Николаевича Фалькова. Мне понравились его высказывания, хотя они не являются чем-то новым, но очень актуальны для развития образования и обученности молодого поколения.

Валерий Фальков
Валерий Фальков

Фраза В. Фалькова, с которой я полностью согласна. Министр сказал, что успешность молодого человека в дальнейшей жизни зависит не только от школы или вуза, но и от семьи, в которой рос, воспитывался и развивался человек.

По словам В. Фалькова в семье с раннего детства у ребенка формируются волевые качества. Чем раньше семья начнет заниматься своим ребенком, тем больше шансов для человека быть успешным. Школа даёт определённый багаж знаний и мотивацию для обучения основам наук.

Из опыта работы скажу о школьном образовании. Все дети приходят в школу чаще всего с мотивацией на обучение, с желанием узнать что-то новое. Но ожидания семей совершенно разные.

1) Одни родители уже точно знают, что они хотят для своего ребенка в плане образования и получения знаний. Такие семьи уже примерно знают, какую профессию и какое будущее хотят для своего ребенка. И с первых дней активно помогают своему ребенку в учебе, воспитывая волевые качества.

2) Другая группа семей тоже хочет, чтобы их ребенок хорошо учился, получил хорошие знания, хотят, чтобы после школы ребенок получил высшее образование. Но сами семьи никакого участия в обучении своего ребенка не принимают. И вся надежда на школу. Учителя получают зарплату, вот и пусть учат. Дети из таких семей быстро теряют интерес к учебе, потому что возникают моменты, когда дома ребенку нужна помощь при выполнении домашних заданий или хотя бы просто контроль, а их нет, то ребенок выбирает лёгкий путь и не старается учиться.

3) А третий вид семей такой, что ни детям, ни родителям вообще нет дела до учёбы. Все обязанности возложены на учителя. Если хороший учитель, то он тянет ученика как только может. Но в определённый момент у ребенка много пробелов в знаниях, поэтому он совсем становится пассивным.

Много говорят о мотивации ученика в школе. Можно и мотивировать. Но пока мотивируешь нежелающих учиться, замотивированные потеряют интерес к учёбе. В классе 25-30 учеников и каждый из них имеет право на внимание к себе со стороны учителя. И сколько этого индивидуального внимания получает ученик на уроке за 40 минут?

Министр Валерий Фальков говорил также о том, какие изменения нужны в вузах,чтобы будущему специалисту быть готовым работать в разных условиях. Он считает, что необходимо изменить модель образования, расписание дисциплины. Нужно выпускников подготовить не просто занять своё рабочее место, а быть готовым к изменениям и формированию новых видов деятельности.

Как считает В. Фальков, уже в старшей школе надо погружать детей в реальные проекты, чтобы школьник имел возможность попробовать себя в разных ролях, должен иметь право выбора, приобрести навыки ответственности, научиться находить свои ошибки. В школе должна быть профессиональная ориентация.

Проектная работа очень сложна, требуется много времени. Не получится работать над проектом в рамках урока и со всеми детьми сразу. Каждый проект предполагает получить результат в виде реального "продукта" своей деятельности, а не просто красиво оформленный доклад. Не все школьники хотят этим заниматься. Да и не все учителя владеют этим способом обучения детей.

Есть в школах факультативные занятия для желающих заниматься проектами. Есть увлечённые педагоги, которые не только научат детей, но и организуют выезды на разные школьные конференции и конкурсы. И опять же здесь необходимы интерес и поддержка семьи

Есть в воспитательных планах классных руководителей темы для ознакомления с разными профессиями. Я считаю, что такие беседы не могут дать полной картины о всех профессиях. Да и откуда мы берем эту информацию? Из интернета и книг. А нужны практические мероприятия.

В советское время такая работа была очень хорошо поставлена. Высшие и средне-специальные учебные заведения очень часто выезжали в школы и рассказывали, а потом приглашали к себе на экскурсии. А сейчас этого нет. Стали много чего бояться и запрещать в целях безопасности.

Сделаем вывод. Всё, о чём говорит В. Фальков, давно известные истины. Но говорить - это одно, а на деле и в жизни много проблем возникает.

Вот вспомнила случай из своей педагогической жизни. С ученицей 3 класса готовили проект. Как нам казалось, очень интересный. Разработали теоретическую часть. Все документы и расчёты сделали, на сколько наших мозгов и полезных знакомых хватило. И представляли как это будет красиво и полезно. Даже призовые места в школьных конференциях заняли.

Немного о сути проекта. В бывшем военном городке в центре небольшой площади стоял разрушающийся памятник, сделанный в середине 60-ых годов в честь полета человека в космос. Памятник из бетонных плит и с изображениями на нем по тематике космоса. Рядом с памятником росли высокие 6 лип, которые были посажены во время постройки этого объекта. В лесу у нас липы не растут. Вокруг площади - посадки берез и сирени.

Мы в проекте предложили восстановить памятник, огородить территорию от домашнего скота, устроить лавочки, цветники, песочницы. Всё. Так мы представляли. Но в результате получили ответ - легче всё разрушить и построить новый памятник. Вот так оценили наши чиновники этот памятник, который нам очень нравился. А сейчас уже совсем всё разрушилось. А коровы липы продолжают объедать... Вот вам и проект. Говорить можно сколько угодно, а на деле всё совсем другое...

С Вами была Валентина