Как-то так вышло, что в этом году я полностью пропустил всю итоговоновогоднюю движуху, хотя вообще я один из немногих, кому по кайфу все эти подведения итогов. Но внезапно под конец года кончились вообще какие-то силы что-то слушать и ещё и анализировать.
Но я решил слегка выкрутиться. За год у меня постоянно накапливался список альбомов, про которые ОБЯЗАТЕЛЬНО надо чиркануть. Был бы у меня формат с написанием пары строчек, список был бы куда меньше, но нет. Список этот я и выложу. Даже с парой комментариев.
Назовём это ЛУЧШИЙ АФРОФУТУРИЗМ, ФЛАМЕНКО НУОВО, ФОЛК, БЛЮЗ, КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ВУДУ, ПАНК, ДЖАЗ-ПАНК, БАРОККО, ВСРАТЫЙ ХИП-ХОП, СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА МАГРИБА, ТРАНСОВЫЕ РИТУАЛЫ И, ПУСКАЙ БУДЕТ, ПРОСТО ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА ВСЯКОГО 2020.
И важно: альбомы сюда я отбирал не по принципе странности или чего-то подобного, как может показаться изначально. Это действительно в основном гениальные и прекрасные вещи. А за то, что про всё это я не написал по-человечески, предлагаю кидать в меня камень при встрече.
LABOUR - nine-sum sorcery (Германия)
Курдский и персидский фолк, харш, экспериментальная электроника
“ПИСАТЬ СРОЧНО” - написал я в день выхода этого альбома и ничего не написал. Но, надеюсь, напишу, потому что альбомов с таким витиеватым, оформленным и реализованным концептом я, кажется, вообще не помню. “nine-sum sorcery” - абсолютно гениальное произведение, суть которого, если вкратце: взять традиционные курдские и персидские произведения, исполнить их согласно макамату, а потом включить гранулярный синтез, то есть разбить голос певицы Хани Мойтахеди на мельчащие детальки и создать из них харшевый инструмент, который будет конфликтовать с настоящим голосом Хани.
Понимаю, что ничего непонятно, поэтому скажу так: это звучит очень страшно, так страшно, что яйца вжимаются от каждого звука этого гранулярного чудо-инструмента. Но при этом это явно трансовая музыка, поэтому как бы и не больно и даже очень хорошо. Хочется, чтобы это продолжалось ещё, хочется умереть от этой музыки.
Ghalia Benali, Vincent Noiret, Romina Lischka - Call to Prayer (Тунис, Австрия)
Академический барокко, арабская традиционная музыка, индийская рага
Есть интересное занятие - исследование общих элементов в индийской и арабской музыке. Их там очень много, они очень плавно перетекают друг в друга, так что каждое такое открытие (хотя бы для себя) - это всегда шок.
Компания, записавшая “Call to Prayer” занимается именно таким исследованием, поэтому это уже интересно, но меня наиболее впечатлил их прямой подход к делу. По сути у них всегда присутствуют 3 мелодические структуры: арабские макамы, индийские раги и раннеевропейское барокко. Всегда - это всегда, параллельно, не по очереди. И это выносит мозг. Идут классические арабские стихи, выстроенные по макамату, и тут в них вклинивается индийский вокал, а сзади вальяжно играет старинный смычковый виола да гамбла. Звучание струнных в этом альбоме - это, кстати, отдельный кайф.
Nuri - IRUN (Тунис)
Североафриканский футуризм, UK-бас, афрохаус
Nuri - один из представителей самого для меня сейчас интересного жанра “североафриканский футуризм”. Вообще говоря, термин этот крайне противоречивый, ещё не принятый, но музыкантов и художников, творящих в направлении, который этот тег идеально описывает, становится всё больше. Так что я бы сказал, что это слово - уже необходимость.
Музыка Nuri - это саунд моднейших подпольных магрибских клубов, музыканты которых которых полностью овладели техникой британских коллег и используют её для переосмысления корневых ритмов северной Африки. Проще говоря: глаз отдам, чтобы попасть на тусовку, где будет играть такая музыка!
Praed Orchestra! - Live In Sharjah (Египет, Германия, ОАЭ)
Чааби, египетский мавлид, пост-джаз, электроника
Запредельно странный экспериментальный альбом с прикольной идеей. Есть на Ближнем Востоке такой жанр “чааби”, который со временем постоянно менялся и к настоящему моменту выродился в дешевую электронную попсу, которая играет на рынках и в такси. Уверен, что все это слышали. Praed Orchestra! не пытаются лезть в корни жанра, а эксплуатируют его именно таким, какой он есть сейчас. И уродуют его. Выгрызают из него куски, а внутрь вставляют то джазовые импульсы, то вообще экстремальное скримо. При этом в качестве ритмов Praed Orchestra! используют в основном египетскую трансовую традицию мавлид (сродни египетскому же зару, если это поможет). Если есть такая штука как блэкспотейшн, то это настоящий арабспотейшн, что угар в чистом виде.
Mazaher - Zar (Египет)
Зар
Если выше вы не поняли, что за египетский зар, то вот. Идеально записанный зар прошлого года. Чистейший и живейший транс, как он есть.