Авиационные двигатели - самая дорогая часть воздушного судна, и перевозчик заинтересован в поддержании своих силовых установок в хорошем состоянии. Помимо того, что двигатели важны для быстрого и безопасного полета, внеплановое обслуживание из-за возникших проблем может стать очень дорогим удовольствием. Бизнес по обслуживанию и ремонту авиационных двигателей стоит миллиарды долларов. Но что происходит за кулисами?
Бизнес на миллиарды
Объем рынка технического обслуживания и ремонта авиационных двигателей оценивается более чем в $2,5 миллиарда. Несмотря на сбой, вызванный кризисом в отрасли, он неизбежно еще больше вырастет, как только спрос на воздушные перевозки снова наберет обороты после эпидемии.
Двигатели современных самолетов - самая дорогая его составная часть. Самые дорогие части двигателя - это системы управления, лопатки турбины и подшипники. Цены на силовые установки самолетов колеблются от $12 миллионов до $45 миллионов.
Несмотря на то, что они изготовлены из самых современных и прочных материалов, реактивные двигатели не могут избежать износа. Это происходит в результате вибрации, трения, высоких температур и коррозии от внешнего воздействия. Иногда возникают повреждения от посторонних предметов, например, от мусора или столкновения с птицей.
На крыле или вне крыла
Нормы технического обслуживания авиационных двигателей являются важнейшей вещью в обеспечении безопасности полетов и оказывают огромное влияние на финансовое состояние авиакомпаний во всем мире. Обслуживание и ремонт двигателей, как мы уже говорили, очень дорогостоящие операции. Но это ничто по сравнению с тем, во сколько в конечном итоге могут обойтись постоянные проблемы с двигателями.
Техническое обслуживание на крыле по требованию важно для авиакомпаний, если возникают проблемы с двигателем, когда самолет находится вне собственной базы технического обслуживания. Например, GE Aviation ежегодно делает более 4,5 тысяч быстрых ремонтов двигателей своим клиентам по всему миру. Компания гарантирует, что в течение 24 часов бригада по обслуживанию двигателей вылетит в любую точку мира.
Такой ремонт на крыле часто выполняется быстро, и самолет может продолжать полет через несколько часов. С другой стороны, легкое обслуживание со снятием двигателя с самолета может занять от 15 до 35 дней. Тяжелое техническое обслуживание, когда восстанавливаются все составные части двигателя, может занять до двух и более месяцев.
Как текущее обслуживание, так и капитальный ремонт двигателя обычно проводятся регулярно и по плану, чтобы не нарушать работу авиакомпании. Планирование технического обслуживания и ремонта - одна из областей, в которой искусственный интеллект, как полагают специалисты, окажет огромное влияние на экономию средств перевозчиков в ближайшие годы.
Время между капитальным ремонтом
Помимо срочного вмешательства при возникновении проблем, таких как отказ двигателя и планового легкого обслуживания, существует утвержденный межремонтный период. Это рекомендуемое производителем время работы до того, как двигателю или какому-то из компонентов потребуется капитальный ремонт.
Для современных силовых установок это обычно около 15 тысяч часов. Однако бывают исключения, в 2019 году двигатель Rolls-Royce Trent 700 налетал без капитального ремонта более 50 тысяч часов на самолете Аэрофлота Airbus A330, установив мировой рекорд.
Так что же происходит при капитальном ремонте? Если сказать коротко, двигатель разбирают и очень тщательно проверяют. Детали, которые требуют замены, меняются на новые. Затем собирают, тестируют и отправляют в отличном состоянии. Но давайте посмотрим внимательнее, как это происходит.
Капитальный ремонт
Можно сказать, что двигатель капитально отремонтирован, когда он осмотрен, разобран, снова осмотрен, очищен, снова осмотрен, отремонтирован в соответствии с протоколом производителя, осмотрен снова, а затем протестирован с применением процедур, утвержденных регулятором.
После первичного осмотра двигатель и все его детали разбираются полностью. Затем они изучаются снова перед обработкой в химическом растворе для удаления любых загрязняющих веществ.
Все очищенные составляющие направляются в центр обслуживания, где лицензированные специалисты проводят их ремонт. Это около двух тысяч деталей, каждая из которых стоит тысячи долларов, и которые необходимо проверить и произвести с ними соответствующие манипуляции.
Балансировка вращающихся частей
Инженеры следят, чтобы вращающиеся части каждого двигателя были полностью сбалансированы. В противном случае это может вызвать ненужные вибрации. Это не только некомфортно для пассажиров, но и не эффективно с точки зрения потребления топлива и снижения долговечности двигателя.
Напряжения на вращающихся частях двигателя огромны. Поэтому замена таких деталей обязательна после определенного периода работы.
Затем начинается ответственная и кропотливая процедура повторной сборки.
После сборки капитально отремонтированный двигатель отправляется на испытательный стенд. Когда инженеры получают доказанное аппаратурой подтверждение его 100% готовности, они подписывают акт выполненных работ.
Его масса достигает 10 тонн
Обслуживание и ремонт современных силовых установок имеет некоторые риски и должны проводиться по специальным протоколам. Так, GE9X, самый большой в мире авиационный двигатель, разработанный для Boeing 777X, весит колоссальные 9,63 тонны. Он больше, чем фюзеляж Boeing 737.
Но и такие двигатели, как Rolls-Royce Trent 900, весящий 6,2 тонны тоже не шутка. Даже с частями такой махины нелегко управляться при проведении работ.
Рабочие компании TechOps Delta в Атланте, крупнейшем предприятии в Северной Америке по техническому обслуживанию самолетов, или на крупнейшем в Азии центре технического обслуживания авиационных двигателей в Чэнду, должны всегда проявлять максимальную осторожность и здравый смысл. И для собственной безопасности, и для безопасности работающего рядом товарища.
Так все происходит в упомянутой выше TechOps Delta:
Источник: Simple Flying
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу
Читайте еще на канале