На примере нашего с женой островка в одном из торговых центров Екатеринбурга сегодня хотел бы поговорить о важной части любой прогрессивной экономики - малой розничной торговле.
Статистику по доле малого бизнеса в экономике и причины почему он важен, приводил в статье , сейчас на этом смысла останавливаться не вижу.
Состояние розничной торговли
С одной стороны, эта часть нашего семейного бизнеса измотана сюрреалистичным 2020 годом и до сих пор не восстановилась полностью. С другой - предпринятые шаги практически нивелировали убытки, снижение выручки удалось сократить до 3-5% от прошлогодних значений. Это в то самое время, когда прямые конкуренты и соседи по тому же торговому центру, например, фиксируют падение на четверть.
Пассивно высиживать аренду больше не получается
Да, в то время, пока мы не перестроили работу предприятия, мы сами фиксировали катастрофическое снижение выручки - доходило до феноменальных 600 рублей в день, день за днем. Подробный разбор ситуации приводил в статье , сейчас хочу поделиться главным выводом: пассивно высиживать аренду больше не получится. Время, когда в условиях более-менее крупного города можно было арендовать площадь, поставить оборудование, привезти товар с ближайшей оптовки и посадить продавца, прошло. Точно прошло.
Перспективы торговли просты, а рецепт выживания понятен, как Устав караульной службы: развивайся, или покинь рынок
В оригинале звучит немного иначе, но тогда статью не пропустит дзен))) А он и так меня не всегда любит)
И под развитием я предполагаю не взять кредит под залог доставшейся от бабушки квартиры и открыть еще один магазин, в то время, как и с первым все не понятно) Под развитием магазина я подразумеваю совсем другое:
Удивляйте ассортиментом. Купить товар на оптовке (в редких случаях, взять на реализацию) может каждый. Собственно, каждый так и делает. У нас островок подарков, сувениров, воздушных шаров, и большинство конкурентов в городе идет проторенной дорогой от одного из трех крупнейших поставщиков и обратно к месту дислокации) Стоит ли говорить, что большинство покупателей в каждом подобном островке видят одно и то же?))
Но не у нас.
Мы постоянно стараемся удивить даже постоянных покупателей (за что и любят), вводя товарные позиции, которых нет (в идеале) в нашем городе, либо они встречаются крайне редко. Например, открытки нам печатают в Сибири и в Екатеринбург поставляют только нам))
Денег в экономике становится все меньше, и покупатели тратят их все менее охотно. Повторно вернутся туда, где их могут приятно удивить:))
Любыми путями привлекайте покупателей извне. Повторюсь еще раз. Высиживать аренду, состригая купоны, больше не получится, все. И если у вас не премиальный брендовый магазин, где есть такие понятия как стоимость бренда, которую нельзя обесценивать дешевыми или бесплатными способами продвижения, используйте их все. Например, автор этих строк не стесняется не только самолично раскручивать социальные сети или наполнять интернет-магазин уникальным контентом, но и размещать объявления на всех более-менее посещаемых досках.
Поднимайте конверсию. Вы уверенны, что ваш продавец или вы сами не упускаете покупателей? Я - не уверен, в нашем же ТЦ постоянно слышу гневные отклики покупателей, которых неправильно обслужили. И я сейчас не об особах, читающих себя царственными, а об обычных, добрых людях. Наших людях. В своем бизнесе мы продаем не воздушные шары, не открытки и даже не сувениры из уральских камней. Мы продаем ощущения праздника, и делаем все, чтобы покупатель возвращался за этим ощущением.
Укрепляйте репутацию. Вот вам реальный факт: подрастают целые поколения, которые, пардон, туалетную бумагу не купят, не прочитав тонну отзывов в интернете. И еще один: поисковые агрегаторы-карты ранжируют предприятия, исходя из их отзывов. Те, которые наверху поискового запроса, получают реальных покупателей. Я это проверил на себе.
Важное предостережение! Не пытайтесь самостоятельно накручивать отзывы, любая площадка это отслеживает и навсегда удаляет предприятие из своей базы! Потери будут колоссальны. Просто просите лояльных покупателей оставлять отзывы - как правило, люди идут на это охотно.
Будете смеяться, но большинство не делает даже таких простых шагов. Кто-то потому что не верит в их эффективность, кто-то потому что ему лень, а кто-то и потому, что не знает о них.
Собственно, я был человеком из первой категории. Когда только начал работать в этом направлении, сам не верил что это даст хоть какой-то результат. Дело было в октябре, мы готовились ко второму карантину (слава Богу, пронесло) и я пытался максимально укрепить наши позиции.
Чего желаю и всем своим читателям из сферы малого бизнеса - крепить свои ряды, преодолеть трудности и расти. Спасибо что дочитали!