Купить фотоаппарат с умом и не оплошать. На что обратить внимание и принять правильное и самое важное решение при покупке. Ведь это примерно так же, как выбирать имя ребенку. Для этого я написал супер-подробную статью, в которой, собрал всю всю актуальную информацию, ознакомившись с которой, ты наконец сможешь выбрать себе камеру мечты.
А что бы принять верное решение я тебе расскажу
- Какие бывают камеры
- Мы с тобой поговорим о размере матрицы и ее значении
- Расскажу о видео возможностях различных линеек
- Посмотрим на количество пикселей и так ли они влияют на финальную картинку
- Расскажу о стабилизации и ее видах, а так же о разных байонетах
- Интерфейсах подключения и автофокусе
- В конце я немного расскажу о том, какую камеру и для каких целей стоит использовать
1) Какие бывают камеры
Так, давайте начнем с классификации условно-все камеры можно поделить на мыльницы экшен камеры, любительские зеркальные и без зеркальных камеры. Полупрофессиональные и профессиональные.
пробежимся по каждому пункту
- Мыльница — это компактная камера с несменной оптикой и очень маленькой матрицей, о матрице мы чуть позже поговорим, и если мы хотим снимать что-то более-менее сносное, то мыльницы это точно, не наш вариант.
- что такое экшен камеры, вы и без меня знаете их главная способность, это устойчивость к плохим погодным условиям, а так же большая автономность, и отличная стабилизация.
Любительские зеркалки и беззеркалки и это именно те аппараты, с которыми скорее всего, у вас ассоциируются слово камера. А значит говорит сегодня мы будем побольше части именно про них. Здесь уже и матрицы побольше и появляется возможность менять оптику, что вообще является самым главным качественным отличием.
- Беззеркалки от зеркалок, исходя из названия отличаются лишь тем, что у первых перед матрицей нет стекла, которое поднимается при нажатии на кнопку затвора а у вторых есть.
Зеркалки в целом являются более продвинутыми техническими устройствами обладающими большими видео возможностями.
- Полупрофессиональные камеры позволяют простым смертным одним глазком заглянуть в мир большого продакшина. Они уже как правило умеют записывать RAW то есть материал не упакованный в кодак, да и динамический диапазон таких камер гораздо больше, чем тех же любительских зеркалок и беззеркалок.
- И наконец, профессиональные камеры боги этого олимпа, по сути, это модульные штуки, то есть ваш камера — это, по сути, просто кирпичик, поверх которого вы накидываете модули.
2) Важный параметр при выборе Камеры это размер ее матрицы
От него напрямую зависит количество поступающего в камеру света, что положительно влияет на работу в темное время и на, размытие заднего фона.
Мы не будем рассматривать маленькие дюймовые матрицы, которые используются в мыльницах, экшен камерах, смартфонах. Мы ведь сюда пришли за нормальной картинкой.
И так пойдем по возрастанию
- Первой у нас будет матрица микро 4/3 ее Crop Factor равен 2, это значит, что приближение увеличение объективов будет в двое больше фактического, указанного на них значения. Например, если я поставлю объектив, с фокусным расстоянием 25мм на камеру с такой матрицей, то фактическое приближение, которое я получу будет равно как будто бы у меня объектив в пятьдесят миллиметров но дисторсия т.е искажение пространства останется от объектива двадцать пять миллиметров, как правило камеры с матрицей микро 4/3 обладают большими видео возможностями. Потому что она маленькая соответственно процессору нужно тратить гораздо меньше сил для того, чтобы обработать информацию которая поступает на эту матрицу и эти силы процессор может потратит на то что бы записывать видео с большим разрешением, с большей частотой кадров, битностью, цветовой дискретизации и прочее.
если вам интересно, камера системы мира четыре, три, то можете обрать ваше внимание, на Panasonic Blackmagic Olympus
- дальше идут APS-C Crop матрицы, они еще обозначаются, как и у них Crop Factor равен от 1.52 до 1.6 в зависимости от конкретной системы, это некая золотая середина между микрой и FullFrame света падает больше на матрицу, фон мылица сильнее, и в видео возможностях вы сильно не теряете к тому же, оптика на такие системы не стоит как крыло от Боинга. Crop камеры делаются почти всеми производителя и тут вы сильно не ограничены и можете выбирать в Crop камеру в зависимости от других характеристик
если вас терзают такие вопросы как Crop Factor относительно чего? что является эталоном в этих всех измерениях? Количество света, фокусных расстояний?
- То этим самым эталоном является полнокадровый размер матрицы. В быту называют FullFrame матрицами камеры с такими матрицами стоят дороже , фон они размывают замечательно, даже на диафрагмах в районе 2.8 оптика для них стоит также дороже и как вы уже могли понять, для них не нужно делать никаких умножений фокусных расстояний, как у вас написано, так и будет в действительности
Но с FullFrame ситуация сложнее т.к матрица больше процессору нужно больше сил для того, чтобы обработать информацию которая поступает на эту матрицу так что не о каких десяти битах, 4:2:2 речи быть и не может, но сейчас, конечно, появились же компактные и беззеркалки, которые могут давать жару и на FullFrame но скажем честно не хочется отдавать на это 300 000р за за Sony Alpha 7SM3 немногим.
- но я считаю, должен сказать о том, что помимо трех основных перечисленных видов матриц, существует еще средний формат с Crop Factor 0.64 то есть понимаете Crop в обратную сторону.
- также есть огромные матрица типа arrri , которые по сути себя представляют два расположенных рядом супер тридцать пять сенсора, ну по факту два FullFrame теперь с матрицами точно все.
3) Самое время перейти к видео возможностям то ради чего мы здесь сегодня собрались, это те самые спэки, на которые вы, скорее всего, в первую очередь, обращайте внимание при покупки камеры не буду сильно углубляться. и пойду по порядку
- Разрешение — это количество пикселей, в записываемом изображение соответственно FullHD у нас будет 1920x1080 пикселей 4K 3840x2160 и так далее, но чем больше разрешение, тем более резкое изображение и тем на больших экранах вы сможете его смотреть без потери качества, здесь есть подводные камни, например, старые зеркальные Canon по типу 600D делает искусственное преобразование с меньшего разрешения до 1080, и поэтому про них говорят то, что они очень мыльные и это на самом деле так и есть. Сейчас с учетом того то, что большинство контента смотрят на портативных девайсах вам за глаза, просто хватит хорошего full HD хорошего! никак у старых зеркальных Canon. Запомнили? Идем дальше.
- Количество кадров в секунду, или фрейм рейд или FPS, по сути, это то, насколько вы сможете замедлить свой видос, например, если вы работает в секвенции в проекте 25 кадров в секунду, то отснятые в 120 кадрах в секунду видос, вы сможете без каких-либо проблем замедлить в четыре раза.
- Битность- Это разрядность кодировки каждого из трех цветовых канал красного зеленого и синего, то есть, если камера пишет в восемь бит, то это значит, что красный зеленый и синий каналы каждый из них имеют два в степени восемь значений и потом, когда мы перемножаем все эти значения, мы получаем общее количество оттенков, который может содержаться в нашем изображений на практике, например, десяти битная кодировка помогает бороться с видными градиентами в небе, и упрощает процесс цветокоррекции. Смертельно ли отсутствие десяти двенадцать бит, запись видео в камере однозначно нет.
- Цветовая субдискретизация здесь углубляться, не будем, потому что если вы пишите файлы во внутреннюю карту, а не на внешний рекордер, то с девяносто пятипроцентной, вероятностью, вы будете иметь дело с дискретизации 4:2:0 если вкратце, то этот параметр влияет на усреднение, соседних пикселей по цвету. И делается для того, чтобы снизить нагрузку на процессор при упаковке в кодек.
- и есть еще логарифмические профили LOG записи видео, которые при сьёмке применяют определенную яркостную кривую, и цветовое пространство, тем самым помогая вам сохранить большее количество деталей в темных и, светлых участках не смотря на ограничения вашей матрицы и увеличить цветовой обхват.
Если вкратце, то съемка блок — это когда вы снимаете не контрастное обесцвеченное изображение, который содержит в себе больше информации, а потом на посте его восстанавливаете. И такие профили есть далеко не во всех камерах и не видитесь на кастомные логарифмические профили, которые вы можете поставить, например, на свой старый зеркальный Canon, потому что это будет лишь имитации и все, что он будет делать, лишь завышать вам искусственно точку черного, которую вам все равно на посте, потом придется в ручную опускать и фактического прироста динамического диапазона как такового у вас не будет ну или будет просто +0,05 совершенно незаметно. В общем, это очень сложная и объёмная тема которой можно посвятить отдельную статью
- Битрейд это поток информации, которые записываются на носитель в единицу времени и чем круче все вышеперечисленные параметры, тем больше должен быть этот самый поток информации чисто, чтобы разобраться максимальный битрейд Sony А6400 4к 100 мб/с , она снимает 25 кадров в секунду.
Это значит, что 100:25=1 кадр будет весить 4Мбит : 8 на = 0.5Мбайт
напоминаю в 1 мбайте = 8бит и по итогу , мы получаем то, что Sony снимает секвенциями по двадцать пять фоток в секунду, каждая из которых весит по полмегабайта, и согласитесь, что это не ахти, какое качество, учитывая, сколько весит наши обычные, jpeg которые мы снимаем в фото, режиме.
- Кодек- Я его специально оставил на последок , потому что именно он упаковывает все те наши крутые характеристики, которые я перечислил в файл, который создается на нашем SD носители. Большинство любительских камеры пишут в кодаке H264 он не является монтажным кодаком, и это может вызвать некие проблемы, на монтаже.
например, у нас есть FUGIFILM Х-Т4 один из немногих кто может писать на карту памяти 10 битное видео и делает он это в кодаке H265 у которого, компрессия еще в два раза больше, чем H264 и вот он уже просто убивает наш компьютер и монтировать невозможно и такие фалы нужны обязательно переводить в прокси.
есть еще монтажные кодаки удобные в работе на посте, например, Apple ProRes или DNxHD но писать сразу в них могут лишь могут камеры, начиная с полупрофессиональных, например, тоже блек Blackmagic cinema pocket, да есть внешние рекордеры, с помощью которых вы можете сразу писать монтажные кодаки через любую камеру и делает это на внешний подсоединённый ssd но во-первых, это дорогое удовольствие
а во-вторых, мы говорим о встроенном функционале камеры и если в вкратце, то чаще всего вы будете сталкиваться с материалом в H264 и в этом нет ничего страшного даже средненький ноут, может, тянуть такой материал спокойно, если вы перегоните его в его прокси.
- максимальная продолжительность съемки без остановки и лидерами здесь явл Sony , потому что их новые камеры по типу А6400 и А7/3 умеет снимать 4К одним файлом без стопов, то есть просто втыкаете внешнее питание и снимаете свое условное интервью, просто до потери пульса у Canonи FUGIFILмакс продолжительность сьемки 30 мин дальше камера стопается и вам нужно вручную нажимать на кнопку, чтобы продолжить запись.
4) Важно ли количество мегапикселей в камере? если вы снимаете фото для билбордов то да, вам будет важно максимальное разрешение конкретного снимка для того, чтобы его можно было без потери качества масштабировать, но если вы снимаете видео, то вам будет важнее не количество, а качество пикселей, потому что чем они больше, тем лучше их способность в поглощать входящий свет, а это будет положительно сказываться на работе камеры в темное время суток и шумов на ваше видео будет гораздо меньше
у некоторых производителей, даже есть специальные линейки камер которые предназначены специально для съемки видео, и например, у сони и panasonic, такие линейки имеют индекс S и количество и мегапикселей в таких камерах в двое меньше, чем у аналогичных моделей в фото линейке.
5) Стабилизация , матричная электронная и оптическая и первые две являются атрибутом самой камеры, и они либо изначально есть либо их нет.
Матричная работает за счет упругого, подвеса сенсора и корректировки его движения по основным направлениям движений. она не предназначена для сверх резких движений, наоборот ее лучше использовать супер-медленными аккуратными панорамированиями и возвращаюсь к размеру матрицы и чем меньше матрица, тем проще ее стабилизировать, поэтому в том же panasonic GH5 матричный стабилизатор на матрице микро 4/3. просто эталонный и один из лучших на рынке отрабатывает просто восхитительно. А вот что на полнокадровой Sony А7 3, что на кокнутом Fujifiilm х-т4 матричный стаб работает уже не так хорошо. И в крайних положениях появляется небольшие подергивания.
Электронная стабилизации работает по типу эффекта баркстеклазер в премьере включённого на несколько процентов и так же добавляет небольшой crop и желеобразность движения такая функция присутствует в новых камерах от Canon и Fujifiilm и в некоторых ситуациях она действительно может спасти, и каких-то жестких подергиваний в крайних положениях не возникает, поэтому берите на заметку.
- Байонет тип крепления под объективы т.е для каждой камеры будут подходить лишь объективы конкретного производителя с конкретным байонетом потом. Исключения составляют камеры на системе микро 4/3 на которые встанут любые объективы, созданные на базе микро 4/3, а также в Crop -зеркальные камеры от Canon, на которые могут стать как и Crop ЕФС объективы мы так и полнокадровые ЕФ объективы та же история из Sony на их Crop беззеркальные, камеры с байонета Е могут встать как и cropЕ объективы, так и FullFrame Se объективы.
Устанавливать объективы чужие с другими байонетами, на разные камеры и делается это при помощи переходников и спер-бустеров
В общем если ты хочешь взять камеру с популярным. Байонетом то смотри в сторону микро4/3 и камер с байонетом Crop EFС, и что я бы не оплошать, вообще всегда смотри, чтобы байонет объектива подходил к байонету камеры и что бы объектив покрывал размер твоей матрицы
6) Интерфейсы — это все те разъемы, которые предназначены для подключения внешних устройств И естественно самыми главными, из них является аудио-интерфейсы для подключения наушников и микрофона, как правило, в камерах есть один джек 3.5мм и вы можете подключить либо наушники, либо микрофон, но если важно одновременно и записывать звук на внешнее устройство и мониторить его через наушники, то обращайте внимание на количество джеков. Есть несколько исключений. Первое, если вы используете радио петлички и в базе, которые вы подключаете к камеры, и которую вы устанавливаете на камеру, так же, как правило, есть 3.5 мм джек, в которой вы можете, воткнуть наушники, второе, если вы используете на камерный монитор, в которым есть разъем под джек, но будьте внимательным, далеко не во всех моделях он есть. И раз уж начали говорить про мониторы давайте поговорим про HDMI потому что через него он и подключается, и в камерах бывает три типа HDMI микро мини и обычный HDMI на это нужно обращать внимание при покупки кабеля для подключения вашего монитора если шнур не шел в комплекте.
так же через HDMI еще можно подключать уже упомянуты видео рекорды внешние с помощью с которые вы можете записывать футажи в монтажных кодаках, что касается подключение к компьютер или внешнего питания, то оно осуществляется как правило в камерах через микро usb или usbs
Важно далеко не все камеры имеют возможность внешнего питания по usb , и вам нужно это уточнять в спецификации на стать производителя, если ваша камера не умеет питаться, от внешнего источника, а вам это прям очень, очень сильно нужно, то советую посмотреть в интернете, что такое аккумулятор пустышка и собственно заказать ее на али.
Стоит так же упомянуть, что в полупрофессиональных и профессиональных кинокамерах, преимущественно использовался другие интерфейсы, например, SDI для передачи видео сигнала, XLR для передачи аудиосигнал, они являются стандартными в профессиональной среде, естественно, никаких 3,5 мм джек там речь не идет.
Если вы находитесь в долгом кино походе, и у вас нет возможности оперативно скинуть материал на внешний диск, то для вас может быть важным возможность, записи сразу на две SD карты, чтобы быть застрахованным в случае выход из строя одной из них. два слота есть только в самых новых камерах, например, в том ХТ4, поэтому имейте в виду
У некоторых камерах например, А6400 SD карта находится в одном отсеке вместе с аккумулятором, бывает неудобно. гораздо удобнее, если можно вставить карточку где-нибудь с боку и не лезть в слепую в нижний отсек в особенности, если у вас камера, на штативе стоит.
Поговорим про горячий башмак, который предназначен для установки вспышки, но мы вспышкой не пользуемся, поэтому на ее место можем установить какой ни будь портативный свет, либо же микрофон, но не стоит туда пытаться крепить, обвес по типу рукояток, потому что, это не самое надежное крепление.
Если хотите обвесить свою камеру, то купите для нее клетку, а во-вторых, ознакомьтесь с такими типами креплений как Nato rail Arr rosette и Arri locating
- Автофокус - много говорить не будем, он бывает разный фазовый контрастный гибридный и если раньше однозначным фаворитом была Копания Canon с технологией дуо пиксель то сейчас, ребята из Sony и Fujifiilm, значительно подтянули свои позиции по этому направлению и их новые камеры отрабатывает так же хорошо, так что если в свои повседневной работе, вы завязаны на использование автофокуса, то можете смело смотреть в сторону камер от этих трех производителей у Canon на любую камеру у Fujifiilm и Sony на новые желательно А7 3 а6400 соответственно.
Для каких целей, какую камеру лучше взять
- Для репортажей, нам нужно стабилизация, автофокус и автономность, остальное это погрешности. Проблема, автономности решается при помощи внешнего питания. Стабилизировать, конечно, лучше при помощи электронного стедикама. Получается единственным реальным важным критерием, в данном случае будет автофокус и тут уже можно смотреть в сторону конкретных производителей,Canon Fujifiilm , Sony но если мы вспомним, что репортаж, как правило снимается в условиях не подконтрольных нам, в условиях слабой освещенности, то мы поймем, что камера Sony в данном случае будет лучше, потому что в ЛоуЛайте она отработает лучше, я бы смотрел в сторону Crop A6300 и A6400 Если вам не нужен внутри матричный стабилизатор. И А6500 А6600 если он нужен. Если есть бюджет то не грех взять А7 lll К сожалению у Canon все еще нет нормального бюджетного без зеркального Crop который мог бы снимать 4к без приколов по типу дополнительного увеличения мы не берем в расчет новые R5 R6 это уже другие бюджеты.
Для статичных интервью, нам очень важно автономность и максимальная продолжительность записи и тут как бы фаворит тот же Sony, но на самом деле и камеры и от Fujifiilm и panasonic так же отлично справляются с этой задачей, так что если не любите Sony, то можете сделать выбор в сторону новых камера от Fujifiilm xt30.
- Если говорить про всякие художественные задачи съемку рекламы и прочее, то и здесь нам уже нужны максимальные видео возможности для того, чтобы выжимать из картинки максимальное качество и детализацию, давайте рассмотрим три камеры из самого верхнего ценового сегмента любительских камер,Sony А7 lll, Fujifiilm xt4. И panasonic gh5s.
Стоят они почти одинаково, но Sony, это FullFrame. Соответственно, мы получаем больше свет на матрицу и лучше размытие фона здесь и отличная 4к и есть сьемка в Log и в HLG в общем, это камера уже давно стала классикой за свою цен.
Fujifiilm это crop , но у него есть одно огромное преимущество, он может писать 10битное видео на карту памяти, что нам это даст, во-первых, изображение в целом будет намного сочнее, потому что оттенков в нем и будет содержаться больше, а во-вторых, на цветокоррекции нам будет намного легче, поскольку кривые HSL kvalefaer на посте будут работать намного плавнее.
Panasonic это микро 4/3 то есть у нас тут уже идут большие потери по размытию фона и общей цветосиле , но эта камера может писать на карту памяти, записываем 4к, 10 бит 4:2:2, битред 400мб/с, (All-i, кодировка без сжатия ) 60 FPS во внутрь это дает нам просто нереальные возможности для пост-обработки, да и как говорится из коробки, такой материал будет выглядеть прямо очень хорошо,
Есть еще одна камера в этом, же ценовом диапазоне. который уже позволяет, нам перейти в полупрофессиональный дивизион и это Blackmagic cinema pocket 4k факт остается фактом сама по себе, это камера, кирпич. Ее нужно обшивать с рук на нее не поснимаешь, в общем, дополнительные траты и да автофокуса здесь, в принципе нет, потому что создатели этой камеры подразумевали , то что вы ее будете использовать, в кинопавильоне с дополнительными специалистами из разряда фокуспуллера и оператор стедикама и др но другой факт заключается в том, что это компактная камера за сто сорок тысяч рублей может из коробки снимать ROW то есть сырое необработанное видео 4к 60fps и 12bit Да еще вы можете через usbs записывать инфу сразу на Ssd без подключения внешнего рекордера. И Понимаете, что игра, уже выходит на какой-то другой уровень.
Выводы Вы же не думали, что выбрать камеру, это какое-то простое занятие. Проблема в том то, что мы всегда хотим какую-то золотую середину волшебное решение, но даже дорогие камеры создаются для решения определенных задач и единственное, что вы можете сделать это разобраться с матчастью сесть и проанализировать свои рабочие задачи, и исходя из это информации, взять себе камеру для решения конкретной задачи, ну а все необходимая информации у вас теперь есть, я надеюсь, что вы точно будете знать на какие характеристики при выборе камер помимо самой модели нужно делать акцент и, как вообще этот выбор делать.