Найти в Дзене
Цифроденьги

(ч.2.1.) Банки vs. BTC по $32,000

...сколько-сколько, говорите, биток? опять по $32k? За прошедшие две с половиной недели он успел несколько раз сходить к $40 тыс., обанкротить N человек, увеличить капитал нескольких фондов на пару сотен миллионов совершенно американских долларов. Тем временем наши местные российские банки отметились техническими сбоями и акционерными конфликтами...
Оглавление

Карта канала

...сколько-сколько, говорите, биток? опять по $32k? За прошедшие две с половиной недели он успел несколько раз сходить к $40 тыс., обанкротить N человек, увеличить капитал нескольких фондов на пару сотен миллионов совершенно американских долларов. Тем временем наши местные российские банки отметились техническими сбоями и акционерными конфликтами. А Роструд в лице первого замминистра А.Вовченко распорядился чиновникам избавиться от крипты до 1 апреля 2021 года. А я ведь предупреждал.
p.s. Я же не говорю, что вообще без позитивных новостей. Сбер подал заявку в ЦБ на регистрацию цифровой платформы, например. Без ссылки сами найдете, если еще не в курсе.
p.p.s. А между прочим через PayPal ежедневно покупают и продают биткоинов скоро уже будет на $100 млн, вот вам пруф.

Коль скоро мы с вами только что выяснили, что нисходящий тренд цены основной криптовалюты особенно не мешает зарабатывать, предлагаю перейти к нашему основному барану - 259-фз. И чтобы понять доступные нам инструменты зарабатывания денег, разберем сегодня предмет его регулирования, какие рынки он создает и какие возможности есть чтобы им воспользоваться в собственных корыстных интересах.

Цифровые активы и цифровая валюта

Ну они конечно там написали, что закон о цифровых финансовых активах, цифровой валюте и внесении изменений в НПА. Но это ни о чем пока нам не говорит.

Откроем страницу один из сто семь на Федеральном портале нормативно-правовых актов. Выглядит она так:

Страница 1 из 107 259-ФЗ от 31.07.2020 г. на Официальном интернет-портале правовой информации.
Страница 1 из 107 259-ФЗ от 31.07.2020 г. на Официальном интернет-портале правовой информации.

Здесь написано, что в поле зрения законодателя попал процесс печатания денег кем попало, и в общем-то пора уже собирать со этого всего налоги, и если вы уж так и быть решили деньги своим покупателям не возвращать, то хотя бы государству оплатите, и предоставьте конкретный механизм превращения ваших фантиков в деньги.

Отсюда появилось разделение того, с чего возможно собирать налоги, и того, с чего невозможно. Конкретно, речь идет об определениях в пунктах 2 и 3 статьи, первый пункт которой мы так классно заскринили:

  1. цифровые финансовые активы - обязательства, номинированные в рублях
  2. цифровая валюта - средство платежа, которая номинирована сама по себе

Поговорим сегодня о первом.

1. Цифровые финансовые активы

п.2 ст.1 259-фз от 31.07.2020 г. дает определение цифровых финансовых активов. Это цифровые права, которые включают:

  1. денежные требования,
  2. возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам,
  3. право участия в капитале непубличного акционерного общества,
  4. право требования на передачу владельцу цифрового актива эмиссионных ценных бумаг.

Заметили?

Этим определением описаны несколько видов структурированных финансовых продуктов, в основе которых лежат:
- некие абстрактные отношения, по которому эмитент должен уплатить деньги держателю ЦФА,
- эмиссионные ценные бумаги,
- доля владения непубличным акционерном обществом.

Понятие "денежные требования" дано в ст. 317 ГК РФ - а еще в ней построена хорошая связка с крипторынком при помощи понятия эквивалента иностранной валюты и условных денежных единиц в рублях. Чем биткоин не условная денежная единица?

Выпуск, учет и обращение ЦФА возможен исключительно в неких информационных системах. Можно сразу считать что законодатель имел в виду абстрактно какую угодно информационную систему, хотя и против распределенного реестра не возражает. Но если вы считаете эксель информационной системой - да ради бога, обеспечьте только техническое соответствие.

А еще не до конца понятна формулировка "цифровые права, включающие..." - ведь в ст. 141.1 ГК РФ дано определение цифровых прав (кстати, интересно: ст.141 ГК РФ - "валютные ценности"). Имеется также отсылка к закону о привлечении инвестиций с помощью инвестиционных платформ.
Пока для простоты будем считать формулировку 259-фз исчерпывающей. Это в частности будет означать, что цифровые права, не имеющие признаков цифровых финансовых активов, таковыми не являются. Но коль скоро они все равно (в силу ГК РФ) обращаются в информационной системе, имеется определенное пространство для маневра при создании своего маленького цифрового монстра.

В отличие от "инвестиций с помощью инвестиционных платформ", в конструкции цифровых финансовых активов отсутствует деятельность эмитента по получению прибыли или достижению полезного эффекта. Природа цифровых финансовых активов состоит в возможности прямо превратить ЦФА в деньги, ценные бумаги или долю владения непубличным акционерным обществом. Это - то, что можно покупать и продавать в качестве самостоятельного объекта.

Мы считаем, что именно эта конструкция образует определенный нормативный "контейнер", который можно наполнять деньгами, условными денежными единицами, ценными бумагами и аналогичного рода правами - чтобы потом продавать как структурированные продукты, а также чтобы выплаты по ним были номинированы в рублях и позволяли взимать с них налоги.

Будущие ЦФА

Отсюда прорисовываются следующие пути развития ЦФА:

  1. стейблкоины - "безопасные" ЦФА, номинированные в национальных валютах. "Крипторубль" Сбера, в частности, относится к таковым. Допустимо положить USDT и вообще любые токены Ethereum, "привязанные" к настоящим валютным ценностям вроде доллара, евро, золота, почек, печени... ну ладно, шутка про печень;
  2. хайповые инструменты на основе таких инструментов, как биткоин. На сегодня это будет абсолютно ликвидный инструмент;
  3. инструменты, номинированные в рублях, стоимость которых привязана к некоторому базовому активу. Нефть, зерно, газ, месторождения, фонды недвижимости и искусства, акции российских и зарубежных компаний, другие "эмиссионные ценные бумаги";
  4. мусорные инструменты с непонятной базой, обещаниями шикарных прибылей и, главное, с высокими комиссиями для агентов.

В следующей публикации - про криптовалюту.