Найти тему
СтепанSt@r

Смертельная Формула-1: 1950-1959 гг, часть-1.

Приветствую Вас, дорогие читатели!

Надо признать, что несмотря на обширную спортивную тематическую базу в Дзене, моторным видам спорта почему-то уделяется крайне мало внимания.

Свой огромный цикл авто-мотоспортивных статей я начну серией рассказов о гонщиках, отдавших свои жизни за рулём болидов Формулы-1.

Статей в этой серии будет немало: следующие будут посвящены, соответственно, 60-м, 70-м годам, и промежутку с 1980-го по 2014-й год. Внутри десятилетий, также, разобью статьи на части.

В этой статье рассмотрим самое начало истории Королевских гонок, а именно - период с 1950-го по 1959-й год.

Начинаем!

1. Раймон Соммер (31.08.1908-10.09.1950) Место рождения - Париж, Франция. Место смерти - Трасса Кадур, Франция, гонка Гран-При Верхней Гароны (внезачётный этап). Автомобиль: Talbot-Lago T26C

-2

Француз Раймон Соммер ещё в довоенные годы стал далеко не последним человеком в автоспортивном мире, успев к старту первого в истории сезона Формулы-1 в 1950-м, заработать две победы в гонке 24 часа Ле-Мана (самой престижной гонке на выносливость). В юности, Соммер увлекался мотогонками, перейдя в автоспорт в начале 30-х. Несмотря на немалые успехи, места в заводских командах он так и не получил, продолжая выступать в гонках Гран-При по частной заявке на собственных авто.
В первое послевоенное время, Соммер добился успехов и в Формуле-2.
В рамках первого сезона Формулы-1, Раймон принял участие в 5-ти гонках, однако, финишировать ему удалось лишь единожды (4-е место в Монако за рулём болида Scuderia Ferrari). Уже после финиша сезона Больших призов, был назначен Гран-При Верхней Гароны, куда француз заявился на болиде марки Cooper. Всего за четыре круга до финиша, его болид, из-за отказа рулевого управления, съехал с трассы и врезался в дерево. Гонщик умер по пути в больницу. Смерть Соммера стала первой в истории гонок по регламенту Формулы-1.

2. Чет Миллер (19.07.1902 - 15.05.1953) Место рождения - Детройт, США. Место смерти - Трасса Indianapolis Motor Speedway, тесты перед гонкой 500 миль Индианаполиса. Автомобиль: Kurtis FD.

-3

Честер Миллер - известный американский гонщик, должен был стать самым возрастным участником гонки Инди-500 1953-го года, набрав, на тот момент уже шестнадцать стартов в этой самой известной автомобильной гонке, входившей с 1950-го по 1960-й год в состав Формулы-1. Лучшим результатом в Индианаполисе для Миллера стало 3-е место в 1938-м году. Пилот погиб на тестах за две недели до заезда за рулём автомобиля Kurtis FD, на котором в 1948-м году, всё в том-же Индианаполисе погиб близкий друг Чета Ральф Хепбёрн. Примечательно и то, что их аварии, как утверждали свидетели, были на вид практически идентичными. Случилось так, что Миллер съехал на внутреннюю скользкую часть за пределами трассы и, казалось, бы, "поймал" машину, но в последний момент, машину занесло во внешнюю бетонную стену. Пилот погиб мгновенно:

-4

3. Карл Скарборо (03.07.1914 - 30.05.1953). Место рождения: Бенон, Иллинойс, США. Место смерти: Трасса Indianapolis Motor Speedway, гонка 500 миль Индианаполиса. Автомобиль: Kurt/Wett D - Offenhauser

Фото с оф. сайта серии Индикар.
Фото с оф. сайта серии Индикар.

Для ветерана американского автоспорта Карла Скарборо, последней стала гонка, вошедшая в историю трассы в Индианаполисе как "самая жаркая пятисотка". Дело в том, что температура воздуха в Индианаполисе в тот день достигала 54-х градусов по Цельсию, что вынуждало гонщиков меняться за рулём автомобилей. На 69-м из двуста кругов дистанции, Карл заехал на пит-стоп, где во время дозаправки, топливо попало на раскалённый корпус машины и вспыхнуло. Скарборо за рулём сменил Боб Скотт, который сошёл с дистанции чуть ранее, самого Карла-же отвели в тень, где он потерял сознание, после чего, умер через несколько часов в госпитале от теплового удара.

4. Шарль де-Торнако (07.07.1927 - 18.09.1953). Место рождения: Брюссель, Бельгия. Место смерти: Трасса на аэродроме Модена, Италия. Тесты перед Гран-При Модены (внезачётный этап). Автомобиль: Ferrari 500-208 F2.

-6

Жизнь Барона Шарля де-Торнако оборвалась на практике перед Гран-При Модены, когда его Ferrari 500-208 F2 на относительно небольшой скорости слетела с трассы, налетела на кочку и перевернулась. Пилота сначала прижало машиной, после чего, выбросило из кокпита, поскольку ремни безопасности тогда ещё не являлись обязательными (Гонщики считали, что вылететь из машины безопаснее, чем оказаться зажатым в ней).
Шарля погубило отсутствие на трассе машин скорой помощи. Гонщик умер в салоне частного автомобиля, на котором его хотели отвезти в больницу.

5. Онофре Маримон (19.12.1923 - 31.07.1954). Место рождения: Зарате, Аргентина. Место смерти: Трасса Нюрбургринг, Германия. Квалификация Гран-При Германии. Автомобиль: Maserati 250F.

-7

Онофре Маримон считался протеже известнейшего тогда Хуана-Мануэля Фанхио. Карьеру начинал в дорожных гонках в родной Аргентине, а в 1951-м, перебрался в Европу, где принял участие в марафоне в Ле-Мане. В том-же году, Маримон дебютировал в Формуле-1 на автомобиле Мазерати команды Scuderia Milano. Из своих 11-ти стартов в Формуле-1, он три раза добирался до финиша, причём, дважды ему удавалось заехать на третье место на подиуме (Бельгия 1953 и Великобритания 1954). Через несколько недель после успешного для Онофре Британского Гран-При, на знаменитой Северной Петле в Германии, гонщик разился насмерть возле поворота Аденау-Форест, когда его Мазерати сорвалась с трассы, пробила ограждение и, закувыркавшись вниз по склону, убила Маримона:

-8

6. Манни Айюло (20.10.1921 - 17.05.1955). Место рождения: Бербанк, Калифорния, США. Место смерти: Трасса Indianapolis Motor Speedway, тесты перед гонкой 500 миль Индианаполиса. Автомобиль: Kurtis Kraft 500C - Offenhauser.

(нет фото)

Манни Айюло в рамках Формулы-1 стартовал исключительно в Инди-500 с самого первого сезона. Гоняться стал с 1940-х, начав с любительских гонок. В историю американского автоспорта вписал себя тем, что вместе со своим другом Джеком Макгратом положил начало использования дорожных родстеров в гонках. В 1951-м, гонщику удалось, во многом, силами Макграта-же, финишировать в Инди-500 на третьем месте, что по тогдашним правилам, давало по два очка обоим гонщикам в зачёт чемпионата Формулы-1, куда, напомню, гонка входила до 1960-го года включительно.
Манни погиб 17-го мая 1955-го на тестовом заезде перед очередным стартом, когда в сумерках в первом повороте трассы ошибся, и лоб-в-лоб врезался на своём автомобиле в бетонную стену.

7. Билл Вукович (13.12.1918 - 30.05.1955). Место рождения: Аламеда, Калифорния, США. Место смерти: Трасса Indianapolis Motor Speedway, гонка 500 миль Индианаполиса. Автомобиль: Kurtis 500C - Offenhauser "Hopkins".

-9

Билл Вукович, носивший среди американцев прозвище "Бешеный Русский", которое он терпеть не мог, выигрывал в Индианаполисе в 1953-м и в 1954-м, показывая неплохие результаты и в других гонках ЧампКара (американской серии, куда Инди-500 входила помимо Формулы-1). В 1955-м году, лидируя в очередной "пятисотке", и уверенно направляясь к третьей победе на легендарной "Кирпичнице" (трасса и по сей день носит такое прозвище, поскольку ранее была полностью вымощена кирпичами), на 56-м круге пилот попал в массовую аварию, созданную более медленными гонщиками. По несчастливому стечению обстоятельств, автомобиль от удара перелетел через ограждение, закувыркался и загорелся после приземления, что не оставило Биллу шансов выжить.
Ныне Билл Вукович включён в Международный Зал Славы автоспорта:

-10

На этом, пока, всё, продолжение цикла будет в следующей части!

Помните, что автоспорт небезопасен! Выходя на трассу, используйте ремни безопасности и шлем, будьте осторожны и берегите себя!

С вами был Степан, до новых встреч на трассах!