Найти тему

ВПРы – есть ли что вреднее?

Может быть, конечно, и есть. Но для школьников и учителей – это, как мне кажется, наиболее бесполезное и наиболее вредное занятие. Безусловно, о ВПР уже написано много и даже очень много. Но, может, «капля камень долбит» всё-таки?

Во-первых, ВПР позиционируют как обычную контрольную работу в конце учебного года, которая не будет влиять на годовую оценку. Смысл работы? Но если, не дай Бог, в каких-то классах много неудовлетворительных оценок… Школу ждут проверки, разборки и т.п. Кстати, если много высоких оценок – школу ждёт то же самое.

Во-вторых, вероятно, считается, что ВПРы будут мотивировать ребят лучше изучать предмет? Успокойтесь, господа чиновники: не мотивируют! Так и вспомнишь Владимира Ильича Ленина: «Страшно далеки они от народа»…

В-третьих, на учеников и особенно учителей ложится огромная нагрузка – сначала по подготовке (читайте: натаскиванию), а затем проверке этих работ. Оценить каждый критерий у каждого обучающегося (обычные ученики нашему Министерству просвещения, ранее образования почему-то не понравились), внести все эти показатели в таблицу Excel, провести анализ, откорректировать календарно-тематические планы с целью устранения недочётов и т.п. Даже не останавливаюсь на том, что пришлось пережить в нынешнем учебном году с ВПРами после дистанционки, об этом уже только ленивый не писал. Не говорю и о том, сколько переводится бумаги на эти бесполезные работы, которые можно было бы написать в обычной контрольной классной тетради.

А что, учителя уже не могут провести свои контрольные работы самостоятельно, с учётом особенностей школьников своих классов? Сто, двести, триста лет назад, да что там – 5 лет назад могли, а теперь не могут? Это что, тотальное недоверие учителям? Или желание работников Министерства перегрузить учителей?

Конечно, в какой-то степени учителей старались загрузить работой и раньше – вспоминаю, как моя свекровь, которая работала в школе одной из союзных республик СССР, рассказывала о методах работы их районо по отношению к учителям, высказывающим какие-то вполне обоснованные претензии: «Всё пишут и пишут? Загрузите их ОБЩЕСТВЕННОЙ работой, чтобы некогда было писать!»

Но вспоминаю и то, как начинала работать в школе ещё после педучилища, потом после института в те же советские времена – у нас было много свободного времени, мы всё успевали, наши ученики нормально учились, мы нормально готовились к урокам и проводили их, было много как классных, так и общешкольных мероприятий не «для галочки». Что же произошло?

Об этом чуть ниже, потому что самая главная «вредность» – это просто невозможность вести нормально учебно-воспитательный процесс. Нам некогда развивать творческие способности школьников – надо, повторюсь, натаскивать по шаблонам на ВПР. Где время для обучения написанию сочинений-эссе? Где время, например, на те же межпредметные (теперь они метапредметные) связи между, скажем, уроками литературы и истории, музыки, изобразительного искусства ( я по своему предмету только говорю – русскому языку и литературе, хотя, конечно, другие предметники скажут похожее со своей спецификой). Где время на индивидуальную работу со способными учениками (только не говорите о внеурочке – там опять натаскиваем!)? И таких «где» можно назвать ещё много.

Вернусь к вопросу о том, что же произошло? А ничего, кроме того, что во главу угла теперь поставлены деньги – не на зарплату учителям, естественно. Появились ВПРы – появились сборники для подготовки к ним. Это что, подготовка к экзамену – единому или основному? Там сборники оправданны: они дают возможность проработать многие варианты, готовясь к ОГЭ или ЕГЭ. Но ВПРы? А что же, каждый сборник стоит достаточно дорого, любящие родители денег не пожалеют, а организаторам и составителям всего этого перепадут вполне приличные суммы, многократно превышающие зарплаты тех же самых родителей.

-2

Вот и всё, «ларчик просто открывался». И объёмнейшие объяснения необходимости ВПР как контроля за работой школ и желания на федеральном уровне иметь представление о состоянии уровня знаний обучающихся рассыпаются в пух и прах, потому что и без ВПР можно было бы получить эти сведения напрямую из школ – но денег тогда не будет. А как сказал недавно, к примеру, достаточно откровенно господин Чубайс, деньги – это самое ценное, что выдумало человечество (за абсолютную точность цитаты не ручаюсь, поэтому без кавычек), и мотивация человека ДОЛЖНА БЫТЬ только такой, а не какой-то иной. Только не знает, видимо, господин Чубайс и ему подобные, что Родину защищать наши отцы и деды шли как раз с другой мотивацией, а за деньги всегда воевали наёмники. И кто сказал, что человеку не нужно другой мотивации? Но это другая тема.

Возвращаясь к системе контроля, хочу напомнить о системе оценивания в Царскосельском лицее, где учился Александр Сергеевич Пушкин.

-3

То, что ничего подобного ВПРам там и в помине не было, это абсолютно точно. Преподавателям Лицея давалось полное право самим оценивать знания лицеистов. Зачастую вместо оценок давались характеристики словесные: «Всё слушал прилежно, охотно и внимательно» или «Успехи довольно хороши» (или «посредственны») и т.п.

Задачей Лицея было воспитать из каждого (подчеркну: каждого!) лицеиста творческую, разностороннюю и самостоятельную Личность – с этой задачей Лицей успешно справлялся. Его выпускники действительно стали, как мы сейчас сказали бы, высококлассными специалистами, имеющими прекрасное знание языков, широчайшую эрудицию, высокие нравственные качества. Многие из них занимали потом ключевые посты в государстве. А мне особенно запомнились слова Пушкина, обращённые к лицейскому другу И.И. Пущину, который отказался от блестящей карьеры гвардейского офицера и поступил в Московский надворный суд – место далеко не самое почётное и даже считавшееся для дворянина позорным. Но Пушкин пишет:

Ты, освятив тобой избранный сан,
Ему в очах общественного мненья
Завоевал почтение граждан.

Пушкин понял цель этой службы среди судейских чиновников благороднейшего человека, который считал, что «нет низкого состояния в служении Отечеству».

Пущин И. И.
Пущин И. И.

Да и нас в своё время учили, что задача школы – воспитать всесторонне развитого человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Так в середине 70-х советское образование, по мнению ЮНЕСКО, входило в тройку лучших в мире! А теперь? А теперь мы должны выпускать из школы «успешных» людей. И уж, конечно, ВПРы в этом «помогут»(((.

А вы как считаете? Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии.

Ещё на тему ВПР