Найти в Дзене

«Когда закончится нефть?» или Нефтяная цивилизация

Этот вопрос – «Когда закончится нефть?» – будоражит умы как обывателей, так и специалистов с самого начала эпохи промышленной разработки месторождений нефти и газа. Как только в мире началось промышленное использование нефти, достоинства такого дешевого источника энергии и сырья для химической промышленности сразу стали очевидны и серьезно не оспаривались вплоть до конца ХХ века.
Оглавление

Этот вопрос – «Когда закончится нефть?» – будоражит умы как обывателей, так и специалистов с самого начала эпохи промышленной разработки месторождений нефти и газа. Как только в мире началось промышленное использование нефти, достоинства такого дешевого источника энергии и сырья для химической промышленности сразу стали очевидны и серьезно не оспаривались вплоть до конца ХХ века. Но при этом вместе с пониманием преимуществ от использования нефти, вместе с тем экономическим ростом, и сопровождающим его процветанием, которые обеспечивались ее, нефти, широким и повсеместным использованием, возникали вполне закономерные вопросы о том, а что же произойдет, если нефть вдруг закончится. Здесь возможны два сценария – «резкий конец нефти», когда вся нефть или большая ее часть исчезает разом, или «плавный конец нефти», когда запасы истощаются постепенно и в конце концов заканчиваются. Я предлагаю рассмотреть оба этих варианта.

«Резкий конец нефти»

На мой взгляд, в качестве примера или некой демоверсии «резкого конца нефти» можно рассмотреть события нефтяного кризиса 1973 года, когда США и страны Западного блока (но прежде всего именно США) смогли на себе ощутить, что такое нехватка нефти в период бурного экономического роста. Естественно, первым результатом резкого сокращения количества доступной на рынке нефти стало ее подорожание в несколько раз (в тот день 1973 года нефть подорожала в 4 раза – с 3 до 12 долларов за баррель). Следствием этого стало закономерное повышение цен на топливо – первого, что приходит в голову большинству людей, когда речь заходит о нефти. Начали быстро дорожать потребительские товары, поскольку в их цену входили расходы на логистику, а автомобили, как всем известно, работали и работают преимущественно на топливе из нефти. Также начались проблемы и перебои с пассажирскими наземными и авиаперевозками.

Нефтяной кризис 1973 года
Нефтяной кризис 1973 года

Помимо этого, стало дорожать все, что создается на основе первичной нефти, то есть все продукты нефтехимии – косметика, лекарства, синтетические волокна, лакокрасочные изделия; начались сбои производственных циклов на промышленных предприятиях, зависевших от наличия топлива, произведенного из нефти. Начала быстро расти инфляция. Многие промышленные и транспортные предприятия, предприятия розничной торговли и общественного питания, получили убытки и вынуждены были набрать долгов (которые, как оказалось позднее, не во всех случаях предприятия смогли вернуть). Набрало долгов и страдающее от повышения цен и падения реальных доходов население. Всё вместе это привело еще и к избыточной нагрузке на банковскую систему. Таким образом этот, как его назвали в США, «нефтяной шок» (oil crisis, or "oil shock") привел к возникновению полноценного экономического кризиса и кратковременной экономической рецессии, а также показал, насколько экономики развитых стран на самом деле зависят от цен на нефть (коронакризис 2020 года показал, что ситуация с тех пор практически не поменялась, но об этом как-нибудь в другой раз).

Советские нефтяники в 70-е
Советские нефтяники в 70-е

Выиграл от этого кризиса по понятным причинам только СССР, организовавший поставки сырой нефти в Европу, находящуюся под эмбарго. Именно этот кризис, по мнению многих экономистов, специализирующихся на экономике СССР, позволил Союзу просуществовать почти на 20 лет дольше, чем он мог бы просуществовать без него – нефтедоллары позволили и дальше, несмотря на наметившиеся застойные явления в экономике, кормить убыточные промышленные предприятия, разросшуюся оборонку и номенклатуру, позволили и дальше участвовать в гонке вооружений. Именно тогда впервые серьезно заговорили об альтернативной энергетике – действительно, ведь если цены на нефть высокие, давайте искать ей альтернативу. Были сняты с конвейера автомобили с бензиновым двигателем с высоким расходом топлива, и к их производству компании вроде Ford больше не возвращались – выпускаемые после кризиса автомобили стали менее габаритными и более экономичными. Также нефтяной кризис подтолкнул нефтяные компании США к финансированию исследований в области методов повышения нефтеотдачи нефтяных пластов.

«Плавный конец нефти»

Понятно, что в реальности реализация подобного сценария исчерпания запасов ископаемого сырья весьма маловероятна. Наиболее вероятный сценарий гипотетического «конца нефти» это «плавный конец нефти». Дату реализации этого сценария столь много раз озвучивали и столь много раз переносили, что я не вижу смысла серьезно здесь ссылаться на хотя бы одну из них, так как вероятность угадать не будет выше 50%. Здесь по сути рассуждение снова распадается на два пути – «плавный конец нефти» может сопровождаться как обнаружением нового источника энергии, на который станет возможным относительно безболезненно перейти, более чем за 10 лет до того, как запасы будут исчерпаны, так и его обнаружением примерно за 10 лет до полного истощения запасов.

Второй вариант вполне неплохо, хоть и с оговорками описан в лоре серии игр Fallout – ресурсные войны, падение государств и следующие за этим анархия, беззаконие, полный передел власти в мире и т.д. От подобного развития и будем здесь отталкиваться с поправкой на то, что ядерного конфликта в моем сценарии не произойдет. Действительно, как только начнется острая нехватка энергетических ресурсов, обеспечивающих экономический рост, цены на нефть начнут быстро расти, как следствие, в ведущих экономиках мира начнется застой и, возможно, рецессия. В результате, начнется очень быстрый рост международной напряженности, из-за снижения уровня жизни в развитых странах начнут набирать популярность популистские и радикальные партии правого и левого крыла (как это было во время Великой Депрессии). Те страны, кому повезло иметь на своей территории большие запасы нефти – Россия и другие страны ОПЕК+ – естественно, будут пытаться воспользоваться положением монополиста и взвинтить цены на нефть еще выше, чем они есть. Как и в сценарии, описанном мной выше, рост цен на нефть приведет к росту цен практически на все категории товаров и услуг. Но поскольку теперь это не кратковременное эмбарго, а новая реальность, то эти проблемы распространятся на все страны мира, не обладающие большими нефтяными запасами.

Беспорядки и протесты в Европе
Беспорядки и протесты в Европе

Возникшие в результате всемирные проблемы с транспортом очень сильно ударят по сфере туризма, что поставит на грань выживания такие страны, как Таиланд или Шри-Ланка, а где-то просто в силу сбоев продовольственных поставок может начаться голод. Само собой, это вызовет огромное недовольство у населения, повсеместно начнутся забастовки, митинги, беспорядки и попытки смены власти, затем, скорее всего, одна за другой в развитых европейских странах начнут приходить к власти радикальные и популистские силы. Как следствие, начнутся конфликты, которые достаточно быстро перерастут в вооруженные.

На страны, обладающие ядерным арсеналом, вроде России или США, никто нападать естественно, не станет (если к этому времени не будет создано оружие, способное соревноваться с ядерным), основная агрессия придется на страны Ближнего Востока. Россия от такого развития событий очень сильно выиграет, поскольку именно она и, возможно, Казахстан и Азербайджан (если у них не возникнет военных конфликтов с Россией на волне международной напряженности) будут основными поставщиками топлива для стран Запада.

При этом такая война должна быть завершена достаточно быстро, победой военного блока объединенной Европы (или даже НАТО в современном его варианте, ведь США, скорее всего, захочет поучаствовать в разделе этого пирога), иначе ее танки просто встанут посреди ближневосточной пустыни из-за нехватки топлива. Эта война еще больше взвинтит цены на нефть и приведет к дальнейшему росту цен на товары и услуги в странах первого мира. В случае победы Запада он получит нужные ему ресурсы и временно улучшит свою экономическую ситуацию, не попав в зависимость от России. В случае его поражения начнутся войны между европейскими странами – пришедшие до этого к власти радикалы начнут поедать друг друга, а в более дальней перспективе поражение Запада приведет к серьезным конфликтам европейских стран с Россией, которая наверняка будет пытаться выжать из Европы последние соки.

Однозначно вырастет напряженность между Россией и Китаем, что может привести к пограничным стычкам наподобие той, что была в 1969 году на острове Даманском, но в полноценный и полномасштабный военный конфликт это вряд ли перейдет. США, вероятно, попытаются оказывать давление на Канаду или Мексику, если к этому времени они все еще будут обладать запасами нефти. Вряд ли такое давление будет напрямую военным, скорее, оно будет иметь экономический и политический характер. Войны, вероятно, также начнутся и в Азии – из-за обыкновенных продовольственных проблем и отсутствия нормальной торговли с Европой в этих странах обвалится уровень жизни, и, чтобы получить политические очки и более привлекательные для экономической деятельности территории, лидеры некоторых азиатских стран, возможно, решат прибегнуть к началу военных действий.

Далее в результате начавшихся войн и голода, возникшего из-за сбоев поставок продовольствия, в определенных частях света (прежде всего в Африке и Азии), начнутся эпидемии болезней, считавшиеся ранее побежденными – чумы, холеры и тифа. С одной стороны, эти эпидемии вряд ли примут характер пандемий, так как из-за высоких цен на топливо международное сообщение будет не таким активным, как обычно. Но с другой стороны, из-за огромной по сегодняшним меркам цены на нефть очень дорогими и недоступными станут синтетические антибиотики и эпидемии остановить не удастся, они станут неконтролируемыми. Население наиболее плотно заселенных стран Азии начнет очень быстро сокращаться. Параллельно с этим во всем остальном мире вырастет смертность по естественным причинам, так как взлетят цены на медицинские услуги и лекарства, полноценное питание станет малодоступным, из-за нарастающих экономических проблем население мира будет стремительно нищать. В конце концов, когда разрушенным войнами европейским странам за нефть станет очень сложно платить, эпидемии и голод придут и в развитые страны Европы. Европейские государства, охваченные эпидемиями, страдающие от голода и нищеты, будут гореть в огне революций, беспорядков и анархии, распадаясь на маленькие агрессивные общины.

Такая участь временно обойдет страны, у которых на тот момент еще будет нефть, они какое-то время смогут поддерживать свою инфраструктуру в рабочем состоянии и сдерживать рост цен на товары и услуги, но рано или поздно их постигнет та же участь, которая постигла до этого весь остальной мир. И если до этого в этих странах не произойдет изобретение или обнаружение нового источника энергии, позволяющего заменить нефть, то произойдет падение цивилизации в том виде, в каком мы ее знаем. В лучшем случае это будет повсеместное использование газа до момента исчерпания его запасов и последующий обратный переход на уголь. Если же новый источник энергии будет найден до момента полного истощения запасов нефти и газа, цивилизация постепенно начнет оправляться от кризиса. Но мир больше не будет прежним – почти все прежние государства и нации к этому времени могут исчезнуть в огне внутренних и внешних конфликтов, из-за нехватки сырья для фармацевтики мир будут терзать средневековые эпидемии, население мира сократится примерно к уровню конца XIX – начала XX века.

Понятно, что первый вариант в этом рассуждении – это более мягкий вариант второго, где «страдания цивилизации» прекратятся раньше и дело не дойдет до наиболее радикальных событий. Но даже в этом случае при последующем истощении запасов нефти цивилизацию ждет очень и очень много проблем: нефть – это сырье для фармацевтики, сырье для синтетических волокон, сырье для дорожного покрытия, сырье для пластиков и так далее. Из нефти и продуктов ее переработки состоит почти все, что мы используем в быту, и именно благодаря ее относительной дешевизне вот это «все» в нашем быту сейчас достаточно дешево и доступно. Наша цивилизация без всякого преувеличения это целиком нефтяная цивилизация. И если с волокнами, упаковкой и пластиками еще как-то можно что-то сделать, например, использовать вторсырье, то с лакокрасочными изделиями, антибиотиками и т.п. сделать что-то вряд ли удастся, придется искать принципиально новые подходы в этой области. И до нахождения такого подхода цивилизацию все равно ждут испытания в виде эпидемий и общего снижения продолжительности жизни как минимум из-за нехватки синтетических лекарств.

Примерный вид участка поверхности Титана, видны небольшие реки и озера из жидких углеводородов
Примерный вид участка поверхности Титана, видны небольшие реки и озера из жидких углеводородов

Возможным решением развитой цивилизации углеродных форм жизни, страдающей от нехватки углеводородов, было бы освоение, скажем, Титана – спутника Сатурна, обладающего большими запасами углеводородов. Но это уже дело совсем далекого будущего.

Выводы

Вывод из этого может быть следующий – исчезновение нефти в любом из возможных сценариев это очень плохой исход для нашей цивилизации в ее нынешнем виде, поскольку она ей жизненно необходима, на ней завязаны все сферы нашей жизни, благодаря ей мы имеем все то, что имеем. Благодаря ей и только ей мы имеем сейчас то процветание, которое нашим предкам и не снилось.

Нефтеперерабатывающий завод – место, где зарождается большая часть благ нашей цивилизации
Нефтеперерабатывающий завод – место, где зарождается большая часть благ нашей цивилизации

Поэтому наметившуюся в последние годы массовую истерию по типу «вот бы нефть быстрее исчезла, будет прогресс без нее, сразу полетим в космос» я считаю глупостью вселенского масштаба, потому что без этой самой нефти такой невероятный научный и технологический прогресс, который мы имеем за последние 100 лет, попросту не был бы возможен – вся инфраструктура, перевозки, оснащение лабораторий, сырье для исследований в химии и медицине, составные компоненты печатных плат, да даже огнеупорные пластики для космических аппаратов и волокно для скафандров – все это дала нам нефть. И без нее нам будет очень и очень сложно даже удержаться на том уровне, какой сейчас имеет цивилизация, о прогрессе речи нет. Поэтому истощение запасов нефти это не повод для радости, это повод серьезно задуматься о дальнейших перспективах развития и повод для беспокойства.

Как будут развиваться события на самом деле – трудно сказать. Экстраполяция это всегда дело ненадежное и неблагодарное. Никто не мог бы и подумать в 17 веке, что электричество займет такое место в нашей жизни какое оно занимает сейчас, интернету множество экспертов пророчили, что он исчезнет к 1995 году по причине ненужности, в 60-х нас пугали ледниковым периодом в 2000 году, нефти пророчили полное исчезновение к 2030 году (сейчас отодвинули ее исчезновение на 2050 год). Даже Эйнштейн, будучи далеко неглупым человеком, считал, что расщепление ядра на практике освоят только к середине 21 века. Все эти люди ошибались. Здесь я лишь привел возможные события в виде очень грубой модели, нарисовав грубыми большими мазками элементы общей картины так, как они видятся мне. Как будет на самом деле – рассудит история. Вероятнее всего, я буду не прав.