Найти тему

Нижний Новгород. Не такой уж и горький.

Теперь в Последнем прибежище пришел черед мирных путешественных постов, материала для которых у автора накопилось за последние годы множество. И свои географические заметки я начну с самой актуальной своей "экспедиции" - поездки в Нижний Новгород на новый 2021 год.

Нижний я успел посетить за свою жизнь три раза: первый из них - еще школьником 15 лет тому назад, в 2006 году. До этого я, житель подмосковного Жуковского, кроме обеих столиц и неизбежной Турции успел побывать только во Владимире, Новгороде, Пскове и других наших средневековых туристических городах. Так что именно в ту поездку я впервые воочию осознал и ощутил, что в России и за пределами Москвы и Санкт-Петербурга "есть жизнь" - большие города, пустые поезда, оживленные суетящиеся улицы и бесконечно возникающие на горизонте новые дома. Если город на Неве - "окно в Европу", то Нижний Новгород стал для меня своего рода "окном в Россию".

Затем я вернулся в Нижний/Горький 1 мая 2014 года - здесь мне нужно было сесть на круизный теплоход до Астрахани - и в последний раз сделал это три недели назад, 31 декабря. В нижегородских постах на канале будут присутствовать фотографии из этих обеих последних поездок (снимки 2006 года хранятся в семейном архиве в напечатанном виде, и сейчас мне их по техническим причинам не достать, но позднее добавлю обязательно).

Центр Нижнего (фото автора - 2014)
Центр Нижнего (фото автора - 2014)

Нижний Новгород уникален тем, что является единственным кроме Москвы средневековым городом Руси, достигшим миллионного размера (1,25 млн человек, шестой по величине город России). А если брать в пределах всех старых русских княжеств, то "Новгород Низовской земли", как его называли в старых летописях и титуле императоров всероссийских, является четвертым по величине - после Нерезиновой, Киева и Минска.

Нижний из космоса (wikipedia.org)
Нижний из космоса (wikipedia.org)

Чтобы потребитель ориентировался: справа от Оки (по центру) - историческое ядро города, "Дятловы горы". На стрелке Оки и Волги (сверху) - зона старой ярмарки, к югу от неё - Канавино. На северо-западе снимка - Сормово.

История Нижнего/Горького достаточно известна, к тому же я обязательно буду рассказывать ее особо интересные куски по ходу постинга. Поэтому, чтобы не грузить вас статистическим заунывом, выдам просто ряд любопытных фактов:

  • Дятловы горы, на которых владимирские князья основали город в 1221 году, представляют собой возвышенность, изрезанную оврагами. Во многом за счет речушек в этих оврагах в Нижнем насчитывается 12 рек, считая Оку и Волгу;
  • По одной из версий, в 1382 году сожжение Москвы Тохтамышем состоялось при участии нижегородских князей, обманом убедивших столицу своего давнего соперника Дмитрия Донского открыть ворота;
  • Максим Горький, хотя провел в Нижнем долгие годы, имел все шансы стать астраханцем. Нижегородцем он остался во многом потому, что в три года остался без отца, и матери пришлось переезжать к родственникам выше по реке;
  • При этом Горький был РЕЗКО против переименования города в свою честь при жизни и даже запретил домашним называть его Горьким: "А если бы я сохранил свой самый первый псевдоним - Иегудиил Хламида - то как бы город назвали сейчас?";
  • Но во время чемпионата мира по футболу - 2018 иностранные болельщики постоянно жаловались, что вместо Нижнего Новгорода турагенты оформляли им документы в Верхний Великий Новгород. Так что, может, правильно его в 1932 году переименовали?
Копия памятника Минину и Пожарскому (фото автора - 2014)
Копия памятника Минину и Пожарскому (фото автора - 2014)

В Нижний все три раза я попадал по железной дороге, только первые два раза - обычными ночными поездами с Курского и Ярославского вокзалов, а третий - "Стрижом" опять же с Курского. В чем прелесть экспресса - большая часть дороги туда проходит при дневном свете, и можно изучать через окно маршрут. А маршрут проходит через Владимир, к которому так удачно подвели железную дорогу, что вокзал находится практически прямо под Успенским и Дмитриевским соборами.

Владимир с железной дороги (фото автора-2020)
Владимир с железной дороги (фото автора-2020)

Железная дорога проходит также мимо храма Покрова-на-Нерли, но он слишком далеко, чтобы у любителя получилось нормально его запечатлеть на скорости под 100 километров в час. Остановившись еще в Коврове и Дзержинске, "Стриж" прилетает на Нижегородский вокзал, проведя в дороге этак три часа сорок минут, тогда как нормальный поезд - почти шесть-семь.

И раз уж я завершаю эту главу на железнодорожной ноте, в следующей части расскажу об одном крайне оригинальном виде нижегородского транспорта.