Теперь в Последнем прибежище пришел черед мирных путешественных постов, материала для которых у автора накопилось за последние годы множество. И свои географические заметки я начну с самой актуальной своей "экспедиции" - поездки в Нижний Новгород на новый 2021 год.
Нижний я успел посетить за свою жизнь три раза: первый из них - еще школьником 15 лет тому назад, в 2006 году. До этого я, житель подмосковного Жуковского, кроме обеих столиц и неизбежной Турции успел побывать только во Владимире, Новгороде, Пскове и других наших средневековых туристических городах. Так что именно в ту поездку я впервые воочию осознал и ощутил, что в России и за пределами Москвы и Санкт-Петербурга "есть жизнь" - большие города, пустые поезда, оживленные суетящиеся улицы и бесконечно возникающие на горизонте новые дома. Если город на Неве - "окно в Европу", то Нижний Новгород стал для меня своего рода "окном в Россию".
Затем я вернулся в Нижний/Горький 1 мая 2014 года - здесь мне нужно было сесть на круизный теплоход до Астрахани - и в последний раз сделал это три недели назад, 31 декабря. В нижегородских постах на канале будут присутствовать фотографии из этих обеих последних поездок (снимки 2006 года хранятся в семейном архиве в напечатанном виде, и сейчас мне их по техническим причинам не достать, но позднее добавлю обязательно).
Нижний Новгород уникален тем, что является единственным кроме Москвы средневековым городом Руси, достигшим миллионного размера (1,25 млн человек, шестой по величине город России). А если брать в пределах всех старых русских княжеств, то "Новгород Низовской земли", как его называли в старых летописях и титуле императоров всероссийских, является четвертым по величине - после Нерезиновой, Киева и Минска.
Чтобы потребитель ориентировался: справа от Оки (по центру) - историческое ядро города, "Дятловы горы". На стрелке Оки и Волги (сверху) - зона старой ярмарки, к югу от неё - Канавино. На северо-западе снимка - Сормово.
История Нижнего/Горького достаточно известна, к тому же я обязательно буду рассказывать ее особо интересные куски по ходу постинга. Поэтому, чтобы не грузить вас статистическим заунывом, выдам просто ряд любопытных фактов:
- Дятловы горы, на которых владимирские князья основали город в 1221 году, представляют собой возвышенность, изрезанную оврагами. Во многом за счет речушек в этих оврагах в Нижнем насчитывается 12 рек, считая Оку и Волгу;
- По одной из версий, в 1382 году сожжение Москвы Тохтамышем состоялось при участии нижегородских князей, обманом убедивших столицу своего давнего соперника Дмитрия Донского открыть ворота;
- Максим Горький, хотя провел в Нижнем долгие годы, имел все шансы стать астраханцем. Нижегородцем он остался во многом потому, что в три года остался без отца, и матери пришлось переезжать к родственникам выше по реке;
- При этом Горький был РЕЗКО против переименования города в свою честь при жизни и даже запретил домашним называть его Горьким: "А если бы я сохранил свой самый первый псевдоним - Иегудиил Хламида - то как бы город назвали сейчас?";
- Но во время чемпионата мира по футболу - 2018 иностранные болельщики постоянно жаловались, что вместо Нижнего Новгорода турагенты оформляли им документы в
ВерхнийВеликий Новгород. Так что, может, правильно его в 1932 году переименовали?
В Нижний все три раза я попадал по железной дороге, только первые два раза - обычными ночными поездами с Курского и Ярославского вокзалов, а третий - "Стрижом" опять же с Курского. В чем прелесть экспресса - большая часть дороги туда проходит при дневном свете, и можно изучать через окно маршрут. А маршрут проходит через Владимир, к которому так удачно подвели железную дорогу, что вокзал находится практически прямо под Успенским и Дмитриевским соборами.
Железная дорога проходит также мимо храма Покрова-на-Нерли, но он слишком далеко, чтобы у любителя получилось нормально его запечатлеть на скорости под 100 километров в час. Остановившись еще в Коврове и Дзержинске, "Стриж" прилетает на Нижегородский вокзал, проведя в дороге этак три часа сорок минут, тогда как нормальный поезд - почти шесть-семь.
И раз уж я завершаю эту главу на железнодорожной ноте, в следующей части расскажу об одном крайне оригинальном виде нижегородского транспорта.