Найти в Дзене
ПрофГид

Зачем Минтруду поправки в законах об отказе работать в опасных для здоровья и жизни условиях труда?

В пятницу, 22 января, многие центральные СМИ опубликовали скромных размеров новостную заметку о том, что на заседании думского комитета по охране здоровья обсуждался законопроект о внесении в Трудовой кодекс поправки, разрешающей отказываться от выполнения работы, если возникают опасные для жизни и здоровья условия. При этом в комментариях журналистам первый замглавы Минтруда Алексей Вовченко подчеркнул, что такой нормы в законодательстве раньше не было. Революция, одним словом, по мнению чиновника, и благодаря ей на производстве сократится уровень травматизма.

Но позвольте, а как же целый раздел ТК РФ – десятый– об охране труда? В нем ни много ни мало 28 статей, в которых по косточкам разобраны права работников на безопасный труд и обязанности работодателей его обеспечить.

Десятый раздел Трудового кодекса РФ - статьи об охране труда.
Десятый раздел Трудового кодекса РФ - статьи об охране труда.

219-я статья этого раздела уже узаконила «отказ от выполнения работы в случае возникновения опасности для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности». Исключительные случаи перечислены отдельно.

В первом разделе ТК есть четвертая статья, в которой запрещен принудительный труд вообще и в опасных для жизни условиях в частности. Но принудительным трудом не считается:

· исполнение своих обязанностей военными;

· работа по решению суда (как наказание за правонарушение);

· работа во время военного или чрезвычайного положения;

· работа, которую приходится выполнять в условиях чрезвычайных обстоятельств: стихийных бедствий или их угрозы (при пожарах, наводнениях, во время голода, землетрясений, эпидемий или эпизоотий – массовых распространений инфекционных болезни среди животных), в других случаях, когда под угрозой находятся жизнь или нормальные условия существования всего населения или какой-то его части.

В соответствии с буквой закона, то бишь Трудового кодекса, в каждой отрасли разработаны подзаконные акты и инструкции по технике безопасности, на предприятиях ведутся журналы по технике безопасности, в которых сотрудники расписываются после инструктажа.

Если же работодатель «в твердом уме и здравой памяти» отправляет сотрудника в условия, заведомо угрожающие жизни или здоровью, то он намеренно и осознанно идет на преступление. А здесь уже заканчивается действие Трудового кодекса и начинается сфера кодекса уголовного.

По действующему законодательству работник имеет право отказаться работать в опасных для здоровья и жизни условиях труда и требовать устранить их
По действующему законодательству работник имеет право отказаться работать в опасных для здоровья и жизни условиях труда и требовать устранить их

Непонятно, зачем Минтруду еще один закон. У каждого работника есть должностные обязанности, перечисленные в трудовом договоре. Подписывая его, а потом приходя на работу, сотрудник соглашается их выполнять. В этих должностных обязанностях по умолчанию не указывается ничего противозаконного и смертельно опасного (экстремальные профессии – отдельный случай, тут предусмотрены льготы и компенсации). А если в должностных обязанностях содержатся требования «в горящую избу входить» и никаких компенсаций и льгот за это, то деятельность предприятия по определению вне закона, а этого не должно быть.

Текста законопроекта в открытом доступе пока нет, каких-то более детальных пояснений о сути «нововведений» инициаторы поправок в ТК тоже не делают. Есть только довольно туманные уточнения Вовченко о том, что планируется пересмотр политики государства в отношении охраны труда – ее хотят дополнить основами, которые будут использоваться при оценке управления профессиональными рисками, и повысить уровень защиты прав работников.

Может, Минтруд хочет предоставить врачам, учителям и представителям других «контактных» профессий право отказываться выходить на работу во время пандемий, вроде нынешней ковидной? По действующему ТК они не могут отказаться учить, лечить и так далее в условиях чрезвычайных обстоятельств, перечисленных в четвертой статье: стихийных бедствий или их угрозы (при пожарах, наводнениях, во время голода, землетрясений, эпидемий или эпизоотий).

Как думаете, нужны такие поправки в Трудовой кодекс?

P. S.

Если вы дочитали до этого места, статья, надеемся, стоит лайка. Не сдерживайте свои лучшие порывы - не стесняйтесь лайкать и, главное, комментировать публикации - для нас это важно: так мы сможем понять, какие темы вас волнуют, и предложим почитать много-много интересного и полезного:) И, конечно, подписывайтесь на нас и делитесь статьей.