В многомерной индуистской космологии есть существа, занимающие как бы промежуточное положение между богами и людьми. Это полубоги (дэвы) и демоны (асуры). Они намного более могущественны, нежели люди, но тем не менее существенно уступают богам.
Дэвы и асуры издревле враждовали. И однажды, асуры одержали верх в великой битве с дэвами и захватили главенство во вселенной. Дэвы не смирились с поражением и обратились с мольбой к Вишну, который предложил урегулировать разногласия между девами и асурами по принципу кота Матроскина: «совместный труд — он объединяет».
Вишну рассказал дэвам, что если хорошенько взбить космический молочный океан, то можно добыть элексир бессмертия. Но, поскольку этот процесс весьма трудоемкий, то придется объединить свои усилия с асурами, и это поможет установить мир во вселенной. Идея показалась интересной обеим договаривающимся сторонам и они принялись за дело.
Для взбивания (или «пахтания») мирового океана в качестве огромной мутовки девы и асуры решили использовать гору Мандара. Они установили гору на спину гигантской черепахи Курмы, а чтобы привести ее во вращение обмотали гору змеем Васуки. Дэвы тянули змея за хвост, а асуры за голову, гора вращалась и взбивала океан.
Однако, вместо элексира на поверхности океана сначала появился страшный яд, который мог отравить всю вселенную. Испуганные дэвы и асуры побежали с мольбами к Шиве, который ради спасения вселенной выпил этот страшный яд.
После того, как проблема с ядом была решена, дэвы и асуры продолжили взбивать мировой океан. Через некоторое время на поверхности океана стали появляться различные сокровища, которые они поделили поровну. И, наконец, из океана вышел бог медицины Дхавантари с горшком амриты — элексира бессмертия. Завязалась драка, в которой снова победили асуры. И они забрали всю амриту себе.
Однако, Вишну, приняв форму прекрасной девушки Мохини, выкрал амриту у асуров и отдал элексир дэвам. Лишь один из асуров сумел тайком сделать глоток амриты, приняв облик дэва. Но боги Солнца и Луны узнали его и отрубили ему голову раньше, чем демон успел проглотить напиток. Отведавшие амриты дэвы смогли, наконец, одержать победу над асурами.
Но вернемся немного назад. Когда могущественный Шива выпил яд, он почувствовал себя как-то плохо. Его тело приобрело синий оттенок и его стала мучить жуткая жажда. Чтобы добыть воды Шива ударил в землю своим трезубцем и в месте удара появились озера Госайкунда с чистейшей водой. Эти озера находятся на территории Непала, в районе Лангтанг.
Из озер Госйкунда берет начало река Тришули, название которой перекликается с названием трезубца Шивы — Тришула. Недалеко от границы с Индией Трисули впадает в реку Гандак, берущую свое начало в Мустанге.
Я планирую оказаться на берегу священного озера в сентябре. Следите за моим проектом на сайте http://ghtrail.ru