Найти в Дзене
Конспекты юриста

Экологическое право

Конспект по экологическому праву
Оглавление

1. Предмет, метод и система экологического права.

Экологическое право – совокупность или система правовых норм, имеющих в качестве предмета регулирования общественные экологическо-правовые отношения.

Экологические общественные отношения делят на 3 составные части:

1. Природоохранное право, которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологической системы и комплексов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды.

2. Природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования – земли, ее недр, вод и т. д.

3. Нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды.

Система экологического права – совокупность правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.

Экологическое право использует следующие методы:

· экологизация (проявление общеэкологического подхода ко всем явлениям общественного бытия);

· административно-правовой и гражданско-правовой (первый выходит из неравного положения субъектов, второй – основан на равенстве сторон);

· историко-правовой и прогностический (обоснование надежности применяемых правовых и экологических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущения повторения ошибок).

2. Объекты и субъекты экологического права.

Объектом экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. ФЗ «Об охране окружающей среды» относит к объектам:

· земли, недра, почвы;

· поверхностные и подземные воды;

· леса и иную растительность, животных и других организмов и их генетический фонд;

· атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Субъекты подразделяются на физические и юридические лица.

Экологические права и обязанности граждан, установленные НПА возможности или ограничения, определяющие меру допустимого поведения индивида при взаимодействии с окружающей средой. Они относятся к разновидности естественных и неотчуждаемых прав человека, которые возникают и существуют с момента рождения человека и прекращаются с его смертью.

3. Экологические правоотношения: понятие, структура, виды.

Экологические правоотношения – общественные отношения, урегулированные нормами экологического права, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы по рациональному и эффективному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Основанием возникновения являются юридические факты – конкретные жизненные факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Содержание правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности.

Юридическая обязанность — мера должного поведения, обеспечиваемая государством.

Состав экологических правоотношений представлен сочетанием группы необходимых элементов:

1. Субъект – лица, которые являются участниками отношений, регулируемых нормами экологического права. Это физические или юридические лица, наделенные соответствующими правами и обязанностями экологически-правового содержания.

2. Объект – это то, по поводу чего возникают и существуют общественные отношения, урегулированные нормами экологического права.

Выделяют следующие виды объектов:

· первичные объекты права природопользования;

· интегрированные объекты экологических правоотношений.

4. Права и обязанности природопользователей. Основания возникновения и прекращения права природопользования.

Право природопользования – институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.

В зависимости от требования по наличию разрешительной документации:

· Право общего природопользования – право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных и иных уполномоченных лиц.

· Право специального природопользования – право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов.

В качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек.

Субъект права специального природопользования являются юридические лица и граждане – предприниматели. Юридические лица выступают в двух качествах:

· как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной или муниципальной собственности;

· как юридические лица, получившие соответствующий природный ресурс в пользование.

Статус субъекта природопользования определяется их правами и обязанностями, установленными в законе.

Выделяют следующие права природопользователей:

· пользоваться предоставленными природными ресурсами;

· иметь в собственности добытые ресурсы;

· возводить на полученных земельных участках в зависимости от их целевого назначения жилье, постройки;

· оказывать воздействие, улучшающее состояние природной среды и др.;

Природопользователи обязаны:

· осуществлять только разрешенные лицензией виды пользования;

· своевременно вносить плату за пользование ресурсами и т. д.

5. Понятие и формы права собственности на природные ресурсы.

Согласно ст. 36 Конституции РФ: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это, как и право собственности, не является абсолютным.

Право государственной собственности установлено на землю, недра, объекты животного мира и иные объекты. Вопрос о субъектах государственной собственности на природные ресурсы в законодательстве решен по-разному. Согласно ст. 214 ГК РФ субъектами права государственной собственности являются РФ и ее субъекты. РФ имущество принадлежит на праве федеральной собственности, а субъекты РФ – на праве государственной власти субъектам РФ.

Субъектами права муниципальной собственности является муниципальное образование.

Ст. 9 конституции РФ закрепляет право частной собственности на природные объекты. В ст. 36 конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности. Основным объектом права частной собственности является земля, право собственности регулируется ст. 153 конституции РФ.

6. Понятие права природопользования: виды, принципы.

Право природопользования – институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.

Виды права природопользования:

I. В зависимости от использования природных объектов:

· землепользование;

· лесопользование и др.

II. По сроку пользования:

· постоянное право природопользования;

· срочное право природопользования (долгосрочное и краткосрочное).

Принципы права природопользования:

· рациональное природопользование;

· целевой характер пользования природными ресурсами;

· платность специального природопользования;

· устойчивость права пользования природными ресурсами и др.

7. Понятие и принципы государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

Государственное управление в области охраны окружающей среды является частью социального управления и рассматривается как одна из функций РФ.

Виды государственного экологического управления:

1. Государственное.

2. Ведомственное.

3. Производственное.

4. Общественное.

Каждый вид экологического управления осуществляется разными субъектами: государством и его уполномоченными органами, специальными ведомствами, хозяйствующими субъектами, общественными объединениями юридических лиц и граждан.

Управление выражается через законотворческую деятельность в области охраны окружающей среды и контроль за исполнением норм в области окружающей среды.

Высшим государственным органом, осуществляющим политику в области охраны окружающей среды, является Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ.

Принципами государственного экологического управления являются:

· обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

· развитие международного сотрудничества РФ в области окружающей среды.

8. Система и компетенция органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Органы, осуществляющие государственное экологическое управление, подразделяются на:

1. Общие (Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления).

2. Специальные (органы федеральной исполнительной власти и их территориальные органы, а также межрегиональные органы).

К органам общей компетенции относятся органы законодательной власти, осуществляющие политику государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

Специальными органами, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды, являются: Министерство природных ресурсов РФ, федеральная служба по надзору в сфере природопользования, а также органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти РФ относятся:

1. Обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития РФ.

2. Разработка и издание ФЗ и иных НПА в области охраны окружающей среды и контроль за их применением.

3. Объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории РФ.

4. Подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об окружающей среде.

5. Организация и проведение государственной экологической экспертизы.

6. Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства и др.

9. Административные методы государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

К методам государственного экологического управления можно отнести:

I. Административные: приказ, возможность государственного принуждения. Директивное регулирование – воздействие на организаторов и участников с помощью юридических, нормативных и административных ограничений, регламентов и запретов, имеющих обязательный характер.

К ним относятся:

1. Регулирование размещения производства:

· запрет на строительство промышленных предприятий;

· ограничение роста производственных мощностей в соответствии с экологической техноемкостью территорий.

2. Регламентация техногенных потоков и т. п.

3. Требование к экологическому качеству продукции.

Нарушение указанных ограничений и норм в соответствии с законом сопровождается административной и уголовной ответственностью и штрафами.

II. Экономические: создание условий экономической заинтересованности в выполнении требований законодательства и моральное поощрение.

10.Правовые основы и формы экологического контроля и надзора.

Под экологическим контролем понимается вид деятельности государственных и общественных органов по наблюдению за состоянием окружающей среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности.

Целями проведения контроля в области охраны окружающей среды являются:

· обеспечение исполнения законодательства в области охраны окружающей среды;

· соблюдение требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды;

· обеспечение экологической безопасности.

Различают следующие формы экологического контроля:

1. Предварительный экологический контроль является обязательным этапом проверки перед началом какой-либо деятельности по осуществлению природопользования.

2. Основной целью текущего экологического контроля является выявление нарушений экологических правил эксплуатации предприятий, транспорта и других объектов, правил природопользования.

3. Задачей предупредительного контроля является недопущение планирования, проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию хозяйствующих объектов, которые по тем или иным причинам не отвечают требованиям экологических правил и норм, а, следовательно, предотвращение наступления вредных для окружающей среды последствий. Может осуществляться в форме экологической экспертизы проектов, участие в государственных приемочных комиссиях и т. д.

11.Экономические методы управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Экономические методы управления природопользованием принадлежат к наиболее распространенным в мировой практике. К ним относятся: платежи за ресурсы и загрязнения, освобождение от налогообложения фондов охраны окружающей среды и т. д.

Одним из наиболее важных экономических методов является оплата за ресурсы.

В общем виде различают 6 видов платежей за ресурсы:

· платежи за право пользования природными ресурсами;

· оплата за производство и охрану природных ресурсов;

· рентные платежи за эксплуатацию лучших природных ресурсов;

· штрафные платежи за превышение норм использования природных ресурсов;

· компенсационные платежи за добычу природных ресурсов из целевого использования;

· оплата предприятий за использование среды для размещения отходов производства.

12.Понятие, состав и виды экологических правонарушений.

Экологическое правонарушение – виновное совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) физическими или юридическими лицами, нарушающее природное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

Состав:

1. Объект – общественные отношения в сфере рационального природопользование и охраны окружающей среды – по рациональному использованию, сохранению благоприятной для человек среды и обеспечению экологической безопасности общества.

2. Объективная сторона характеризуется 3 элементами:

· противоправность деяния;

· причинение вреда или наступления реальной угрозы его применения;

· причинная связь между противоправностью деяния и причинением вреда.

Большинство экологических правонарушений имеет формальные составы, которые предусматривают наступление ответственности за сам факт совершения правонарушения независимо от наступления общественно опасных последствий.

3. Субъекты:

· граждане (физические вменяемые лица, достигшие определенного возраста);

· юридические лица;

· некоммерческие объединения.

В некоторых случаях есть специальный субъект, т. е. специально назван в соответствующей статье закона.

4. Субъективная сторона выражается в наличии вины, которая может быть в форме:

· умысла (прямого или косвенного);

· неосторожности (по легкомыслию и небрежности).

Виды экологических правонарушений:

I. По видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб: земельные водные, воздушные и т. д.

II. По характеру применяемых санкций: уголовные, административные и т. п.

III. По степени общественной опасности:

· экологические преступления;

· экологические проступки.

13.Административная ответственность за экологические правонарушения.

Административная ответственность – обязанность лица, совершившего административное правонарушение, претерпевать лишения и ограничения принудительного характера в пределах, установленных действующим законодательством.

Административные экологические правонарушения – совершенное в области природопользования и охраны окружающей среды противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Специфика административной ответственности в сфере природопользования и охраны окружающей среды:

· она применяется за совершенное экологическое правонарушение в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

· объектами состава экологического правонарушения являются совокупность общественных отношений, складывающихся в области использования и охраны земель, недр и т. д.;

· к ответственности в области природопользования и охраны окружающей среды могут быть привлечены физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду;

· административная ответственность выражается в применении к виновному определенных мер наказания;

· к административной ответственности за экологические правонарушения привлекаются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные и юридические лица.

Административное наказание применяется только за конкретный состав административного правонарушения.

14.Уголовная ответственность за экологические преступления.

Экологические преступления – общественно опасное противоправное деяние, совершенное в сфере природопользования природными ресурсами и охране окружающей среды, за которое УК РФ предусмотрена уголовная ответственность.

Специфика уголовной ответственности:

· основанием привлечения к уголовной ответственности является совершенное противоправное действие в области природопользования и охране окружающей среды, содержащие все признаки состава, экологические преступления;

· объект состава экологического преступления является совокупность общественных отношений, складывающихся в области природопользования и охраны земель, недр;

· к уголовной ответственности может быть привлечено только физическое лицо.

В различных сочетаниях законодатель предусматривает следующие наказания:

· штраф;

· обязательные работы;

· исправительные работы;

· лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

· арест;

· ограничение свободы;

· лишение свободы.

15.Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.

Под гражданско-правовой ответственностью за экологические правонарушения понимается имущественная ответственность физических и юридических лиц, устанавливаемая нормами экологического и гражданского законодательства, которая предусмотрена за нарушение правил природопользования и охраны окружающей среды.

Под причинением экологическим правонарушением вреда в экологическом праве понимается реальный ущерб и упущенная выгода. Следовательно, данное положение регулируется гражданским законодательством.

Основанием ответственности вследствие причинения вреда является правонарушение, которым причиняется вред личности или имуществу определенного лица:

1. Причинение вреда. Особенность – всегда может быть выражена конкретной денежной суммой.

2. Противоправное поведение – действие или бездействие, нарушающее нормы права и субъективное право потерпевшего.

3. Вина причинителя вреда.

4. Причинная связь между вредом и противоправным поведением.

16.Охрана и рациональное использование земель.

Ст. 9 Конституции РФ закрепила, что земля наравне с другими природными ресурсами используются, охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов.

Рекультивация земель – комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Существует 2 способа рекультивации:

1. Технический.

2. Биологический.

Все нарушения земли состоят на государственном статистическом учете.

В ст. 13 ЗК РФ указано, что для осуществления охраны земель необходимо внедрить новые технологии и приемы мелиорации этих земель с целью повышения плодородия почв.

Существует также принудительное прекращение прав на землю с целью восстановления плодородия почв и загрязненных территорий. Такие участники могут быть также выведены на консервацию.

ЗК РФ выделяет категории земель, она должна указываться в правоустанавливающих документах на землю.

Для перевода земель заинтересованным лицом подается ходатайство в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.

Кадастровый учет осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Виды прав на земельные участки:

· право собственности;

· право постоянного (бессрочного) пользования;

· право пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования граждан, приобретенное до введение в действие ЗК РФ;

· аренда;

· сервитут;

· безвозмездное срочное пользование.

Права на земельные участки возникают с момента их государственной регистрации.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

17.Недра как объекты экологических правоотношений. Право недропользования.

Недра – часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения.

Недра в границах территории РФ являются государственной собственностью.

Участки недр не могу быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, залога или отчуждения в другой форме.

Видами прав пользования на участки недр являются:

1. Право пользования на определенный срок.

2. Право пользования без ограничения срока.

Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр. Максимальный срок пользования – до 1 года.

Правоустанавливающим документом на право пользования является лицензия. Владельцами лицензий может быть субъект предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в т. ч. юридические лица и граждане других государств.

18.Правовая охрана недр. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах.

Правовая охрана недр представляет собой урегулированную правом систему мер, направленных на обеспечение рационального использования недр, предупреждение их истощения и загрязнения в интересах удовлетворения потребностей экономики и населения.

В соответствии со ст. 23 закона «О недрах» основными требованиями по охране недр является:

· соблюдение установленного законом порядка предоставления недр и недопущение самовольного пользования;

· обеспечение полноты геологического изучения, рационального, комплексного использования и охрана недр;

· предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод.

Важнейшими направлениями деятельности по охране недр является:

· государственный учет осуществляется путем ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также государственного баланса запасов полезных ископаемых;

· государственная экспертиза проводится с целью создания условий для рационального комплексного использования недр, определение платы за пользование, границ участков недр;

· государственная регистрация: включению в государственный реестр подлежат участки недр, предоставляемые в пользование, работы по геологическому изучению недр, а также лицензии на пользование недрами.

Осуществляются специально уполномоченными органами управления фондом недр.

19.Вода как объект экологически-правовых отношений. Право водопользования.

Водное законодательство регулирует водные отношения. В статьях водного кодекса РФ не дано определение водных отношений, их можно определить как отношения в области изучения, использования, охраны восстановления водных объектов.

Водные объекты подразделяются на:

1. Поверностные водные объекты (моря, водотоки, водоемы и т. д.).

2. Подземные водные объекты.

Участниками водных отношений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, физические и юридические лица.

Водные объекты находятся в собственности РФ.

На основании договора водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципального образования, предоставляются в пользование для:

· забора водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

· использовании акватории водных объектов;

· использования водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электроэнергии.

Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на:

· совместное;

· обособленное.

20.Правовая охрана вод. Юридическая ответственность за нарушение водного законодательства.

Правовая охрана вод – система закрепленных законом мер, направленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения.

В сфере охраны водных объектов важное значение имеют разработка и реализация государственных программ по использованию и охране вод, экологический мониторинг водных объектов, осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод ведение государственного водного кадастра.

Водное законодательство устанавливает целый ряд специальных мер, требований и запретов по охране вод.

Ст. 130 Водного кодекса РФ предусматривает меры административной и уголовной ответственности за нарушение водного законодательства, не конкретизируя их.

Основной мерой административной ответственности является штраф. Они налагаются за административные правонарушения должностными лицами Министерства природы РФ на должностных лиц и граждан.

УК РФ устанавливает ответственность за загрязнение вод и загрязнение морской среды.

Ст. 131 Водного кодекса РФ предусматривает, что граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с методиками исчисления ущерба, причиненного водному объекту, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление водных объектов.

21.Лес как объект экологически-правовых отношений. Право лесопользования.

В соответствии с Лесным кодексом РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Видами прав на лесные участки являются:

· право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;

· право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);

· право аренды лесных участков;

· право безвозмездного срочного пользования лесным участком.

В соответствии со ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством.

Исследование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.