1. Предмет, метод и система экологического права.
Экологическое право – совокупность или система правовых норм, имеющих в качестве предмета регулирования общественные экологическо-правовые отношения.
Экологические общественные отношения делят на 3 составные части:
1. Природоохранное право, которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологической системы и комплексов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды.
2. Природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования – земли, ее недр, вод и т. д.
3. Нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды.
Система экологического права – совокупность правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.
Экологическое право использует следующие методы:
· экологизация (проявление общеэкологического подхода ко всем явлениям общественного бытия);
· административно-правовой и гражданско-правовой (первый выходит из неравного положения субъектов, второй – основан на равенстве сторон);
· историко-правовой и прогностический (обоснование надежности применяемых правовых и экологических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущения повторения ошибок).
2. Объекты и субъекты экологического права.
Объектом экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. ФЗ «Об охране окружающей среды» относит к объектам:
· земли, недра, почвы;
· поверхностные и подземные воды;
· леса и иную растительность, животных и других организмов и их генетический фонд;
· атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Субъекты подразделяются на физические и юридические лица.
Экологические права и обязанности граждан, установленные НПА возможности или ограничения, определяющие меру допустимого поведения индивида при взаимодействии с окружающей средой. Они относятся к разновидности естественных и неотчуждаемых прав человека, которые возникают и существуют с момента рождения человека и прекращаются с его смертью.
3. Экологические правоотношения: понятие, структура, виды.
Экологические правоотношения – общественные отношения, урегулированные нормами экологического права, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы по рациональному и эффективному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.
Основанием возникновения являются юридические факты – конкретные жизненные факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.
Содержание правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности.
Юридическая обязанность — мера должного поведения, обеспечиваемая государством.
Состав экологических правоотношений представлен сочетанием группы необходимых элементов:
1. Субъект – лица, которые являются участниками отношений, регулируемых нормами экологического права. Это физические или юридические лица, наделенные соответствующими правами и обязанностями экологически-правового содержания.
2. Объект – это то, по поводу чего возникают и существуют общественные отношения, урегулированные нормами экологического права.
Выделяют следующие виды объектов:
· первичные объекты права природопользования;
· интегрированные объекты экологических правоотношений.
4. Права и обязанности природопользователей. Основания возникновения и прекращения права природопользования.
Право природопользования – институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.
В зависимости от требования по наличию разрешительной документации:
· Право общего природопользования – право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных и иных уполномоченных лиц.
· Право специального природопользования – право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов.
В качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек.
Субъект права специального природопользования являются юридические лица и граждане – предприниматели. Юридические лица выступают в двух качествах:
· как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной или муниципальной собственности;
· как юридические лица, получившие соответствующий природный ресурс в пользование.
Статус субъекта природопользования определяется их правами и обязанностями, установленными в законе.
Выделяют следующие права природопользователей:
· пользоваться предоставленными природными ресурсами;
· иметь в собственности добытые ресурсы;
· возводить на полученных земельных участках в зависимости от их целевого назначения жилье, постройки;
· оказывать воздействие, улучшающее состояние природной среды и др.;
Природопользователи обязаны:
· осуществлять только разрешенные лицензией виды пользования;
· своевременно вносить плату за пользование ресурсами и т. д.
5. Понятие и формы права собственности на природные ресурсы.
Согласно ст. 36 Конституции РФ: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это, как и право собственности, не является абсолютным.
Право государственной собственности установлено на землю, недра, объекты животного мира и иные объекты. Вопрос о субъектах государственной собственности на природные ресурсы в законодательстве решен по-разному. Согласно ст. 214 ГК РФ субъектами права государственной собственности являются РФ и ее субъекты. РФ имущество принадлежит на праве федеральной собственности, а субъекты РФ – на праве государственной власти субъектам РФ.
Субъектами права муниципальной собственности является муниципальное образование.
Ст. 9 конституции РФ закрепляет право частной собственности на природные объекты. В ст. 36 конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности. Основным объектом права частной собственности является земля, право собственности регулируется ст. 153 конституции РФ.
6. Понятие права природопользования: виды, принципы.
Право природопользования – институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.
Виды права природопользования:
I. В зависимости от использования природных объектов:
· землепользование;
· лесопользование и др.
II. По сроку пользования:
· постоянное право природопользования;
· срочное право природопользования (долгосрочное и краткосрочное).
Принципы права природопользования:
· рациональное природопользование;
· целевой характер пользования природными ресурсами;
· платность специального природопользования;
· устойчивость права пользования природными ресурсами и др.
7. Понятие и принципы государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.
Государственное управление в области охраны окружающей среды является частью социального управления и рассматривается как одна из функций РФ.
Виды государственного экологического управления:
1. Государственное.
2. Ведомственное.
3. Производственное.
4. Общественное.
Каждый вид экологического управления осуществляется разными субъектами: государством и его уполномоченными органами, специальными ведомствами, хозяйствующими субъектами, общественными объединениями юридических лиц и граждан.
Управление выражается через законотворческую деятельность в области охраны окружающей среды и контроль за исполнением норм в области окружающей среды.
Высшим государственным органом, осуществляющим политику в области охраны окружающей среды, является Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ.
Принципами государственного экологического управления являются:
· обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
· развитие международного сотрудничества РФ в области окружающей среды.
8. Система и компетенция органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
Органы, осуществляющие государственное экологическое управление, подразделяются на:
1. Общие (Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления).
2. Специальные (органы федеральной исполнительной власти и их территориальные органы, а также межрегиональные органы).
К органам общей компетенции относятся органы законодательной власти, осуществляющие политику государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
Специальными органами, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды, являются: Министерство природных ресурсов РФ, федеральная служба по надзору в сфере природопользования, а также органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.
В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти РФ относятся:
1. Обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития РФ.
2. Разработка и издание ФЗ и иных НПА в области охраны окружающей среды и контроль за их применением.
3. Объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории РФ.
4. Подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об окружающей среде.
5. Организация и проведение государственной экологической экспертизы.
6. Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства и др.
9. Административные методы государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
К методам государственного экологического управления можно отнести:
I. Административные: приказ, возможность государственного принуждения. Директивное регулирование – воздействие на организаторов и участников с помощью юридических, нормативных и административных ограничений, регламентов и запретов, имеющих обязательный характер.
К ним относятся:
1. Регулирование размещения производства:
· запрет на строительство промышленных предприятий;
· ограничение роста производственных мощностей в соответствии с экологической техноемкостью территорий.
2. Регламентация техногенных потоков и т. п.
3. Требование к экологическому качеству продукции.
Нарушение указанных ограничений и норм в соответствии с законом сопровождается административной и уголовной ответственностью и штрафами.
II. Экономические: создание условий экономической заинтересованности в выполнении требований законодательства и моральное поощрение.
10.Правовые основы и формы экологического контроля и надзора.
Под экологическим контролем понимается вид деятельности государственных и общественных органов по наблюдению за состоянием окружающей среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности.
Целями проведения контроля в области охраны окружающей среды являются:
· обеспечение исполнения законодательства в области охраны окружающей среды;
· соблюдение требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды;
· обеспечение экологической безопасности.
Различают следующие формы экологического контроля:
1. Предварительный экологический контроль является обязательным этапом проверки перед началом какой-либо деятельности по осуществлению природопользования.
2. Основной целью текущего экологического контроля является выявление нарушений экологических правил эксплуатации предприятий, транспорта и других объектов, правил природопользования.
3. Задачей предупредительного контроля является недопущение планирования, проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию хозяйствующих объектов, которые по тем или иным причинам не отвечают требованиям экологических правил и норм, а, следовательно, предотвращение наступления вредных для окружающей среды последствий. Может осуществляться в форме экологической экспертизы проектов, участие в государственных приемочных комиссиях и т. д.
11.Экономические методы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
Экономические методы управления природопользованием принадлежат к наиболее распространенным в мировой практике. К ним относятся: платежи за ресурсы и загрязнения, освобождение от налогообложения фондов охраны окружающей среды и т. д.
Одним из наиболее важных экономических методов является оплата за ресурсы.
В общем виде различают 6 видов платежей за ресурсы:
· платежи за право пользования природными ресурсами;
· оплата за производство и охрану природных ресурсов;
· рентные платежи за эксплуатацию лучших природных ресурсов;
· штрафные платежи за превышение норм использования природных ресурсов;
· компенсационные платежи за добычу природных ресурсов из целевого использования;
· оплата предприятий за использование среды для размещения отходов производства.
12.Понятие, состав и виды экологических правонарушений.
Экологическое правонарушение – виновное совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) физическими или юридическими лицами, нарушающее природное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.
Состав:
1. Объект – общественные отношения в сфере рационального природопользование и охраны окружающей среды – по рациональному использованию, сохранению благоприятной для человек среды и обеспечению экологической безопасности общества.
2. Объективная сторона характеризуется 3 элементами:
· противоправность деяния;
· причинение вреда или наступления реальной угрозы его применения;
· причинная связь между противоправностью деяния и причинением вреда.
Большинство экологических правонарушений имеет формальные составы, которые предусматривают наступление ответственности за сам факт совершения правонарушения независимо от наступления общественно опасных последствий.
3. Субъекты:
· граждане (физические вменяемые лица, достигшие определенного возраста);
· юридические лица;
· некоммерческие объединения.
В некоторых случаях есть специальный субъект, т. е. специально назван в соответствующей статье закона.
4. Субъективная сторона выражается в наличии вины, которая может быть в форме:
· умысла (прямого или косвенного);
· неосторожности (по легкомыслию и небрежности).
Виды экологических правонарушений:
I. По видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб: земельные водные, воздушные и т. д.
II. По характеру применяемых санкций: уголовные, административные и т. п.
III. По степени общественной опасности:
· экологические преступления;
· экологические проступки.
13.Административная ответственность за экологические правонарушения.
Административная ответственность – обязанность лица, совершившего административное правонарушение, претерпевать лишения и ограничения принудительного характера в пределах, установленных действующим законодательством.
Административные экологические правонарушения – совершенное в области природопользования и охраны окружающей среды противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.
Специфика административной ответственности в сфере природопользования и охраны окружающей среды:
· она применяется за совершенное экологическое правонарушение в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
· объектами состава экологического правонарушения являются совокупность общественных отношений, складывающихся в области использования и охраны земель, недр и т. д.;
· к ответственности в области природопользования и охраны окружающей среды могут быть привлечены физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду;
· административная ответственность выражается в применении к виновному определенных мер наказания;
· к административной ответственности за экологические правонарушения привлекаются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные и юридические лица.
Административное наказание применяется только за конкретный состав административного правонарушения.
14.Уголовная ответственность за экологические преступления.
Экологические преступления – общественно опасное противоправное деяние, совершенное в сфере природопользования природными ресурсами и охране окружающей среды, за которое УК РФ предусмотрена уголовная ответственность.
Специфика уголовной ответственности:
· основанием привлечения к уголовной ответственности является совершенное противоправное действие в области природопользования и охране окружающей среды, содержащие все признаки состава, экологические преступления;
· объект состава экологического преступления является совокупность общественных отношений, складывающихся в области природопользования и охраны земель, недр;
· к уголовной ответственности может быть привлечено только физическое лицо.
В различных сочетаниях законодатель предусматривает следующие наказания:
· штраф;
· обязательные работы;
· исправительные работы;
· лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
· арест;
· ограничение свободы;
· лишение свободы.
15.Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
Под гражданско-правовой ответственностью за экологические правонарушения понимается имущественная ответственность физических и юридических лиц, устанавливаемая нормами экологического и гражданского законодательства, которая предусмотрена за нарушение правил природопользования и охраны окружающей среды.
Под причинением экологическим правонарушением вреда в экологическом праве понимается реальный ущерб и упущенная выгода. Следовательно, данное положение регулируется гражданским законодательством.
Основанием ответственности вследствие причинения вреда является правонарушение, которым причиняется вред личности или имуществу определенного лица:
1. Причинение вреда. Особенность – всегда может быть выражена конкретной денежной суммой.
2. Противоправное поведение – действие или бездействие, нарушающее нормы права и субъективное право потерпевшего.
3. Вина причинителя вреда.
4. Причинная связь между вредом и противоправным поведением.
16.Охрана и рациональное использование земель.
Ст. 9 Конституции РФ закрепила, что земля наравне с другими природными ресурсами используются, охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов.
Рекультивация земель – комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.
Существует 2 способа рекультивации:
1. Технический.
2. Биологический.
Все нарушения земли состоят на государственном статистическом учете.
В ст. 13 ЗК РФ указано, что для осуществления охраны земель необходимо внедрить новые технологии и приемы мелиорации этих земель с целью повышения плодородия почв.
Существует также принудительное прекращение прав на землю с целью восстановления плодородия почв и загрязненных территорий. Такие участники могут быть также выведены на консервацию.
ЗК РФ выделяет категории земель, она должна указываться в правоустанавливающих документах на землю.
Для перевода земель заинтересованным лицом подается ходатайство в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.
Кадастровый учет осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Виды прав на земельные участки:
· право собственности;
· право постоянного (бессрочного) пользования;
· право пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования граждан, приобретенное до введение в действие ЗК РФ;
· аренда;
· сервитут;
· безвозмездное срочное пользование.
Права на земельные участки возникают с момента их государственной регистрации.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
17.Недра как объекты экологических правоотношений. Право недропользования.
Недра – часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения.
Недра в границах территории РФ являются государственной собственностью.
Участки недр не могу быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, залога или отчуждения в другой форме.
Видами прав пользования на участки недр являются:
1. Право пользования на определенный срок.
2. Право пользования без ограничения срока.
Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр. Максимальный срок пользования – до 1 года.
Правоустанавливающим документом на право пользования является лицензия. Владельцами лицензий может быть субъект предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в т. ч. юридические лица и граждане других государств.
18.Правовая охрана недр. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах.
Правовая охрана недр представляет собой урегулированную правом систему мер, направленных на обеспечение рационального использования недр, предупреждение их истощения и загрязнения в интересах удовлетворения потребностей экономики и населения.
В соответствии со ст. 23 закона «О недрах» основными требованиями по охране недр является:
· соблюдение установленного законом порядка предоставления недр и недопущение самовольного пользования;
· обеспечение полноты геологического изучения, рационального, комплексного использования и охрана недр;
· предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод.
Важнейшими направлениями деятельности по охране недр является:
· государственный учет осуществляется путем ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также государственного баланса запасов полезных ископаемых;
· государственная экспертиза проводится с целью создания условий для рационального комплексного использования недр, определение платы за пользование, границ участков недр;
· государственная регистрация: включению в государственный реестр подлежат участки недр, предоставляемые в пользование, работы по геологическому изучению недр, а также лицензии на пользование недрами.
Осуществляются специально уполномоченными органами управления фондом недр.
19.Вода как объект экологически-правовых отношений. Право водопользования.
Водное законодательство регулирует водные отношения. В статьях водного кодекса РФ не дано определение водных отношений, их можно определить как отношения в области изучения, использования, охраны восстановления водных объектов.
Водные объекты подразделяются на:
1. Поверностные водные объекты (моря, водотоки, водоемы и т. д.).
2. Подземные водные объекты.
Участниками водных отношений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, физические и юридические лица.
Водные объекты находятся в собственности РФ.
На основании договора водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципального образования, предоставляются в пользование для:
· забора водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
· использовании акватории водных объектов;
· использования водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электроэнергии.
Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на:
· совместное;
· обособленное.
20.Правовая охрана вод. Юридическая ответственность за нарушение водного законодательства.
Правовая охрана вод – система закрепленных законом мер, направленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения.
В сфере охраны водных объектов важное значение имеют разработка и реализация государственных программ по использованию и охране вод, экологический мониторинг водных объектов, осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод ведение государственного водного кадастра.
Водное законодательство устанавливает целый ряд специальных мер, требований и запретов по охране вод.
Ст. 130 Водного кодекса РФ предусматривает меры административной и уголовной ответственности за нарушение водного законодательства, не конкретизируя их.
Основной мерой административной ответственности является штраф. Они налагаются за административные правонарушения должностными лицами Министерства природы РФ на должностных лиц и граждан.
УК РФ устанавливает ответственность за загрязнение вод и загрязнение морской среды.
Ст. 131 Водного кодекса РФ предусматривает, что граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с методиками исчисления ущерба, причиненного водному объекту, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление водных объектов.
21.Лес как объект экологически-правовых отношений. Право лесопользования.
В соответствии с Лесным кодексом РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Видами прав на лесные участки являются:
· право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;
· право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);
· право аренды лесных участков;
· право безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В соответствии со ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством.
Исследование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.