Это очень важная тема для нашего гитарного кружка. Причем она будет полезна как начинающим гитаристам, которые занимаются без педагога, так и старожилам без образования, у которых с годами выработалась привычка к неправильной посадке и положению левой и правой руки. При этом особую пользу данная статья принесет тем, кто хочет прогрессировать и играть классические гитарные пьесы. Если же ваш репертуар ограничивается «тремя аккордами», а желания расти у вас нет, то просто ознакомьтесь с этой статьей в рамках расширения музыкального кругозора, либо не тратьте свое время. Итак, приступим.
Посадка
Как-то мне попадались вырезки из газет времен СССР, в которых были гитарные колонки. То аккорды там публиковались, то тексты песен с нотами. А однажды я наткнулся на короткую заметку, где автор ставил знак равенства между академической посадкой (с подставкой под левую ногу) и размещению гитары п положении (нога за ногу). Проверить достоверность сомнительного для меня равенства я не могу, да и не мог – физические особенности (недостатки) моего тела. Однако, точно могу сказать, что ни один педагог музыкальной школы никогда не будет учить ребенка играть на гитаре в положении «нога за ногу».
Во-первых вредно из-за пережима сосудов, во-вторых вряд ли такое вообще придет в голову. Но не стану, конечно, стопроцентно заявлять о всех, так как это было бы необъективно с моей стороны.
Что ж, для начала рассмотрим стул. Сиденье не должно быть по-табуретьи жестким и по-диваньи мягким. Стулище для гитариста должно быть обычной и привычной высоты, с в меру мягким покрытием.
Подставка, на которую ставится левая нога гитариста-правши размещается таким образом, чтобы между икроножной мышцей и задней части бедра образовался угол 90 градусов. Разумеется, это все условности, которые не следует воспринимать как гитарный догмат. Это лишь руководство к действию, а мелкие детали вы уже ощутите и подстроите под себя в процессе занятий.
Сама гитара кладется обечайкой на левое бедро под таким углом, чтобы верхний порожек и ваше левое плечо были примерно на одной горизонтали. Важный момент, который касается в основном продвинутых музыкантов, но войдя в привычку сослужит милость в будущем. Речь идет о том. Чтобы не прижимать к себе гитару задней декой слишком сильно. Постарайтесь добиться такого положения инструмента, чтобы между задней декой и вашим туловищем было пространство. Это необходимо для наиболее полного раскрытия звучания гитары. Со временем вы привыкнете удерживать гитару лишь опирая ее о грудь верхней гранью обечайки.
Правая рука
Начнем с опоры правой руки. Не совсем правильно располагать грань обечайки в аккурат в месте локтевого сгиба. Это, на первый взгляд, логичное и удобное положение, на самом деле неправильное и более того – пережимает сосуды, что сделает невозможным более-менее длительную игру на гитаре. Какой выход? Сместить локоть чуть назад, чтобы он бы как бы за пределами грани обечайки.
При этом ваша кисть должна располагаться в районе резонаторного отверстия – чуть-чуть ближе к подставке, как показано на фотографии.
Некоторые педагоги считают, что эталонное положение правая рука принимает тогда, когда пальцы находятся перпендикулярно струнам. В том числе и для этого мы используем столь странный для акустических гитаристов угол наклона гитары и подставку под ногу. Такое положение делает абсолютно естественным перпендикулярное струнам расположение кисти.
Тут не могу не сказать, что эталонность такой перпендикулярности ставится под сомнение многими профессионалами. Достаточно посмотреть, как ставят руку сами выступающие музыканты и мы увидим, что 90 градусов, конечно же там нет. И это разумно, особенно при ногтевом способе звукоизвлечения.
Вот, что еще хочется сказать начинающим ребятам. Постоянно контролируйте напряжение кисти. Она должна быть максимально расслаблена и не зажиматься. Как только почувствовали зажим – расслабьте кисть, встряхните ее и заново приступайте к занятию.
Левая рука
Теоретически и по иллюстрациям из книги «Школы игры на шестиструнной гитаре» Э. Пухоля, большой палец левой руки должен располагаться по центру шейки грифа. В реальности же такое его положение создает, порой, массу неудобств. Поэтому подавляющее большинство гитаристов варьируют положение большого пальца то вверх, то вниз в зависимости от положение остальных пальцев и ряда других факторов.
Кисть не следует чрезмерно подавать вперед или напротив, уводить назад. Положение кисти левой руки должно быть естественным и таким, чтобы струны прижимались, как говорила моя учительница Тамара Ивановна, молоточками, то есть фалангами пальцев. Важно стараться располагать пальцы так, чтобы они были параллельны порожкам ладов. Гитаристы, игнорирующие данное правило, поначалу чувствуют удобство. Однако, по мере повышения сложности разучиваемых пьес, терпят фиаско.
Локоть левой руки не нужно оттопыривать в сторону и слишком уж прижимать к себе. Он должен естественным образом свисать вниз в зависимости от позиции кисти на грифе.
Если у вас остались какие-то вопросы или замечания, то они очень нужны – изложите их в комментариях. Также прошу подписаться на канал «Гитарный кружок» и поставить лайк, если материал показался вам полезным. До скорого!