Наша история покорения Среднего. Часть 1.
Мы не настолько любители офф-роуда, но решили следовать всем традициям. В беседке у «Пьяного ручья» мы символически выпили по 50 грамм Jagermeister, посмотрели стикеры, которыми обклеена остановка, и помчали дальше.
С этой точки начался наш подъем в перевал.
Нам очень повезло с погодой. Когда мы выезжали из города - сомнения одолевали. Туман и непонятная изморось немного сбивали настрой на поездку.
Эмоции от впервые увиденных мест начинали захватывать дух. Супруг то и дело слышал из моих уст: «Вааааау!» Затяжной подъем, скорость автомобиля не более 15 км/час, полный штиль и ясная солнечная погода в начале первого ночи позволили рассмотреть красоты северной природы: бескрайние просторы каменной тундры, зеркальная гладь озёр с отражающимися в ней сопками.
Мы начали знакомство со Средним с хребта Муста-Тунтури.
Навстречу, моргая светом, ехали покорители перевала на Митсубиши Паджеро Спорт. И да, большое спасибо знакомым, которые часом ранее «угостили» нас пачкой сигарет, т.к. первый вопрос при знакомстве с автолюбителями на внедорожнике был: -А сигареты не будет?
-Ну, конечно же, будет! Держите! Не подскажите, до перевала далеко еще? - спросили мы.
- Спасибо! Не далеко, но мы не поднялись, машину брата жалко, новая все-таки! А вы куда едете?
— На Средний!
— Серьезно? - с недоумением спросили собеседники. - Удачи!
Мы разъехались, но осадок после последних слов диалога остался в наших мыслях, но возвращаться обратно мы не собирались.
Конечно, пришлось воспользоваться пневмоподвеской автомобиля для восхождения на хребет Муста-Тунтури, тем более, что опыта преодоления каменных порогов у нас не было. Но, не смотря на все трудности, в 2:00 ночи с вершины хребта мы любовались ярким северным солнцем полярного дня!
Да, сразу же скажу, что на момент путешествия мы не знали и не представляли возможностей Яндекс.Дзена, по этому основные впечатления от всей поездки остались только в нашей памяти, фото и видео-фиксацию запоминающихся мест и мгновений мы делали редко. Жалко!
Спустившись с хребта у развилки решили двигаться налево, согласно маршруту, который днём ранее на распечатанной на цветном принтере и склеенной из восьми листов формата А4 определил наш знакомый, постоянный любитель полуострова Средний и Рыбачий.
И вот свершилось, не доезжая несколько сотен метров до Музея обороны полуострова на нашем пути оказался первый брод.
Первый во всех пониманиях: и в нашей жизни, и в жизни нашего городского автомобиля. Перестраховавшись, накачав воздух в пневмоподвеску, согласно инструктажу опытных людей, преодолели водную преграду, объезжая одинокостоящее дерево с левой стороны. Как говорится, это были только цветочки.
Музей проскочили мимо, не заезжали, поскольку решили не тратить время в самом начале маршрута. Приносим свои извинения, т.к. мы с уважением относимся к истории военных действий на Кольском Заполярье и к людям, которые на чистом энтузиазме воссоздают и поддерживают для потомков победителей историю под открытым небом.
Честно говоря, не ожидали, что по побережью губы Малой Волоковой спокойно можно развивать скорость 60-80 км/ч. Хорошо накатанная дорога без выступающей скальной породы и ям позволяла сократить время прохождения маршрута.
Остановились на чаепитие у разрекламированного многими тревел-блогерами самого северного ресторана в России. Решили полюбоваться со стороны на куполообразные шатры с панорамным обзором на берегу Баренцева моря.
Согласно нашей карте, впереди нас ждал Дайверский ручей. Преодолели его с небольшими проблемами, но это только из-за отсутствия необходимого опыта. Далее опять брод.
Так и добрались до укрепрайона с блиндажами, сооруженных из скальной породы.
В 5:00 часов утра остановились у действительно стратегического объекта Кольского полуострова.
Самое удивительное, в этом месте сразу же на наши мобильные телефоны посыпались приветственные sms-сообщения, будто бы мы приехали в страну фьордов, ледников и троллей. И это не спроста. До берегов Норвегии здесь по морю каких-то 30-40 км. Айновские острова как на ладони.
Весь маршрут - это полное бездорожье, но только сейчас мы понимали, насколько оно бывает суровым. Впервые за всю дорогу предстояла встреча с болотом. Предварительно обследовав топкий участок ногами, решили проскочить его с разгона. Получилось!
Больше всего запомнился момент, когда дорога резко, почти под 90 градусов, поворачивала направо, да еще и с каменным порогом сантиметров в 40. Все бы ничего, только чтобы взять угол атаки в подъем, необходимо было левой стороной авто заезжать в кустарник. Естественно, было жалко царапать кузов «городского автомобиля». Вроде все обошлось. Впереди снова броды, узкие мосты из бревен. К 6:00 утра мы добрались до побережья губы Большая Волоковая, к развилке на дорогу к Двум Братьям. Полюбовались морем, природой, выпили чай.
Дальше был настоящий off-road. Скорость движения не превышала 10-15 км/час. В какой-то момент мне оставалось только закрыть глаза, глубоко вдохнуть и ждать, что произойдет дальше! Угол наклона машины был то на левую сторону, то на правую, был близок, как мне казалось, к критическому, и в добавок машина оказывалась иногда на противоположных по диагонали колесах. Супруг то и дело успокаивал: «Все нормально! Едем!»
Так и произошло! Медленно, но уверенно к 8:00 часам мы добрались до перешейка на полуостров Рыбачий. На побережье бухты Озерко решили остановиться на сон, тем более мы уже оба с мужем просто засыпали в движении.
Проанализировав маршрут, было понятно, что бездорожье левого побережья полуострова Средний намного приятней, чем его правая сторона.
Отдохнув в машине под свежий морской бриз, часов в 12:00 решили двигаться дальше. Мы прекрасно понимали, что оставшиеся 15 км бездорожья, пройдем без сомнения.
Так и получилось. Дорога, как стиральная доска, но это не болото, значит - не проблема!
И вот в 14:00 мы снова у развязки, с которой началось наше покорение полуострова Средний. Кольцо замкнулось. Мы покорили полуостров Средний, он нас принял. Спасибо! Супруг вышел из машины и направился к дорожному знаку - указателю движения на развилке, оставил за креплением таблички коробок спичек, купленных в Санкт-Петербурге на Гороховой 50 у Гельмута Вайссвальда. Это то, что было под рукой. Мы еще вернемся, наше покорение Среднего только начинается!
Опять перевал, помощь в подъем любителям экстрима из Москвы, дорога домой.
P.S: на всем протяжении маршрута по Среднему в ту ночь нам не встретилась ни одна живая душа. Было понятно, что, если что с нами случится, то никто нас не поможет. Полное отсутствие кровососущих насекомых и отличные погодные условия благоволили нам в нашем подвиге. А через пару недель наши знакомые, вдохновившись нашими рассказами о Среднем, решили пройти по тому де маршруту, но только они уже не могли найти даже свободного места для кемпинга на полуострове, а палатка совсем не спасала от комаров и мошки. Нам очень повезло в ту ночь!
Друзья, спасибо, что дочитали мою историю! Буду рада Вашим комментариям и лайкам!